Пятница, 29 марта 2024

Тенденции

Новый, старый, добрый «Ил» или о пользе модернизации

Разработка нового военно-транспортного самолета – дело нелегкое, достаточно посмотреть на мучения европейцев с их А400. Поэтому даже в богатых США приходится эксплуатировать самолеты, разработанные десятки лет назад, а тамошнему основному транспортнику Lockheed C-130 Hercules уже без малого полвека. Это, однако, не свидетельствует об устарении самолетов: ведь с момента первого полета они проходили множество модернизаций, появлялись все более совершенные модификации, и те же современные «Геркулесы» не идут ни в какое сравнение с самолетами, построенными в 1960-х. И вот пришла пора очередного обновления и для нашего основного транспортного самолета Ил-76.

Надо сказать, что работы по модификации, известной как Ил-76МД-90А, начались фактически еще в конце 1980-х – начале 1990-х. Тогда, с появлением двигателя ПС-90, было принято решение разработать модификацию этого двигателя для Ил-76 (ПС-90А-76), что позволило бы увеличить взлетный вес машины. Параллельно был разработан и сам самолет, отличавшийся от обычного Ил-76МД удлиненным фюзеляжем на 6.6 метра, новыми двигателями и усовершенствованной авионикой. Однако экономическое состояние страны резко пошатнулось, сама страна изменилась едва ли не до неузнаваемости, а завод по производству Илов оказался за границей – в Ташкенте. В итоге один модернизированный самолет Ил-76МФ удалось построить и испытать в 1995 году, однако вопрос о серийном производстве повис в воздухе.

Следующим шагом был Ил-76ТД-90ВД, созданный по заказу грузовой авиакомпании «Волга-Днепр». В определенном смысле это был шаг назад, поскольку от удлинения фюзеляжа пришлось отказаться, но двигатели ПС-90А-76, ВСУ ТА-12, усиленное шасси и пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М-ВД» самолет получил. Но авиакомпании нужен был не столько самолет с повышенной грузоподъемностью и грузовместимостью (при наличии Ан-124 это не так важно), как машина, удовлетворяющая требованиям экологического законодательства зарубежных стран. Разумеется, снижение эксплуатационных расходов, экономия топлива с соответствующим ростом дальности полета и возможность летать с повышенным весом с высокогорных аэродромов также являлись очень привлекательными, и в 2002 году работы по Ил-76ТД-90ВД начались. В 2005 году самолет, построенный в Ташкенте, совершил первый полет, в 2006 году он поступает в эксплуатацию. Производство Ил-76ТД-90ВД продолжилось, и в мае 2012 года «Волга-Днепр» получила четвертый самолет этого типа.

Ил-76ТД-90ВД с успехом эксплуатируются, но контрактов на новые машины пока не подписано. Это понятно: самолеты дорогие, а авиакомпаний, эксплуатирующих подобные машины, немного. Сама «Волга-Днепр» указывает общие потребности в обновленных Ил-76 – 15 штук. Но это в достаточно далекой перспективе.
Министерство обороны России, которое все равно должно было рано или поздно обновлять парк ВТА, и немалым количеством самолетов, приобретать машины иностранной сборки не желало. Тогда было принято решение об организации производства Ил-76 в России на базе ульяновского «Авиастар-СП».

Российские военные оказались не столь требовательными, как советские, и аналога Ил-76МФ уже не пожелали – хотя это и повысило бы десантные возможности самолета (например. появлялась возможность брать на борт не две БМД, а три). Поэтому при разработке нового военного Ила за основу был взят Ил-76ТД-90ВД, но с изменениями. Важнейшим из них стала новая конструкция крыла с применением длинномерных панелей, кроме того была обновлена авионика с установкой комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с восемью многофункциональными дисплеями.

Разработка самолета была закончена в 2009 году. Тогда же было начато строительство первого опытного образца, однако шло оно с задержками. Первоначально планировалось сборку завершить в середине 2011 года, первый полет намечался на начало 2012 года. В итоге первый Ил-76МД-90А был закончен постройкой в декабре 2011 года, 5 июля этого года состоялась повторная выкатка самолета – уже с установленными двигателиями. Машина передана на Летно-испытательную станцию завода, первый полет ожидается в конце лета-начале осени. Широкой публике воздушное судно будет представлено в рамках «МАТФ-2012». А вот испытания планируется завершить только в 2013-2014 году.

Что касается будущего Ил-76МД-90А, то оно – что редкость для российских авиационных программ – выглядит безоблачным. Министерство обороны готово закупать новые Илы в довольно значительных количествах для замены старых Ил-76МД даже несмотря на то, что параллельно планируется программа модернизации части существующего парка ВТА. Кроме транспортных, военные планируют разработать на базе Ил-76МД-90А воздушный заправщик для замены Ил-78, а также новый комплекс ДРЛО (с антенной с фазированной решеткой), известный как А-100 «Премьер». Таким образом, наши ВВС уже в 2014 году начнут получать новые транспортники, через пару-тройку лет появятся заправщики и «летающие радары». Возможен и заказ гражданского варианта той же «Волга-Днепр», а там и экспортные контракты будут: Ил-76 в мире хорошо известен, в обновленном виде он еще более привлекателен, цена, как хочется надеяться, будет ниже, чем у конкурентов, а техобслуживание – на международном уровне. Над этим уже сейчас надо начинать работать – наш убогий сервис и так оттолкнул от нас многих заказчиков (на ПС-90 обратить сугубое внимание!), а с реально сильным и современным продуктом, как Ил-76МД-90А, такого допустить нельзя!

А в дальнесрочной перспективе стоит задуматься о следующем этапе модернизации легендарного «Илюши». О двигателях ПД-18Р, например, об облегчении планера с использованием композитов, и о многом другом. В самом деле, чем Ил-76 хуже «Геркулеса»? Тем более что разрабатывать что-то новое так дорого и долго… И еще пример Ан-70 перед глазами…


2 комментария на “Новый, старый, добрый «Ил» или о пользе модернизации

  1. «Обновленный» Ил-76МД-90А совершил первый полет в субботу, 22 сентября 2012 года, без широкой огласке в прессе. Очевидцев было мало, но по сведению одного из них: около половины четвертого самолет взлетел с аэродрома «Ульяновск-Восточный» и кружил в небе не более часа, может – минут сорок… Странно, что так мало информации об этом полете??? Это же событие года?!

  2. Спасибо за детальные подробности, это больше чем пресс-релиз! Сайт можно рекомендовать в качестве Википедия;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.