logo


Международный форум «Технологии в машиностроении – 2012» во второй раз проходил под залпы орудий «танкового балета» на летном поле ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. А ближе к демонстрационному полигону можно было среди гула мощных моторов и лязга стальных гусениц расслышать и музыкальное сопровождение, увидеть и почувствовать запах войны – смеси жженной солярки в клубах порохового дыма. Вертолеты с воздуха должны были подбавлять жару, но мы их не увидели. В перерывах и под занавес представления в небе появлялись боевые и не слишком (вроде Бе-200) с незамысловатой летной программой. От такого действа становилось как-то страшно-торжественно на душе! Военные «отрывались» вовсю, а гражданские констатировали: вот оно как бывает на войне – только еще более жутко и без фанфар…

На выставочных площадках под открытым небом невозможно было пройти мимо многочисленных и разнообразных образцов военной техники, но наш журнал привлекало все, что могло подняться с земли в воздух, а в некоторых случаях и в целости вернуться обратно. Не прошли мимо и некоторых иных любопытных экспонатов.

В серо-голубой маскировочной леврее предстал перед публикой тактический всепогодный БЛА «Луч» (взл. масса – 650 кг), с оригинальным узлом поворота складывающихся консолей крыла. В одноименном КБ «Луч» из г. Рыбинск видимо долго думали, как назвать эту «птицу», но зато обеспечили БЛА ремонтнопригодность за счет модульной конструкции из традиционных авиационных неметаллических материалов, а целость после посадки – благодаря усиленным убирающимися шасси для внеаэродромной эксплуатации. Аппарат поднимается до 6 тыс. метров и может работать в воздухе не менее 12 часов, и при благоприятных погодных условиях и до 18 часов.

Рядом на катапульте стоял «меньший брат» – новенький БЛА «Воздухоплаватель». Аппаратик размахом крыла около 2 метров оснащен системой следования рельефу местности, облета препятствий и городских построек. Предназначение понятно – не коров пасти. Взлетный вес «Воздухоплавателя» зависит от вариантов комплектации оборудованием и колеблется в пределах 4-5 килограмм. Высота полета достигает 3 тыс. метров, с продолжительностью работы не более 2-3 часов – двигатель электрический, работает от аккумулятора.

Там же можно было увидеть и гибридное решение мобильного комплекса БЛА, все от того же Концерна радиостроения «Вега» (КБ «Луч» в его составе), с по-военному незатейливым наименованием – «МК–БЛА-01». За его основу был взят многоцелевой бронированный автомобиль «Тигр» с переоборудованием кабины под командный центр управления БЛА. Внутри разместили спереди и сзади по правому борту два компьютеризированных рабочих места операторов управления стоящими на вооружении российской армии разведывательными БЛА – «Стрекоза» (Zala 421-04М) и «Ласточка» (Zala 421-08). Двух с половиной килограммовая «Стрекоза» способна обеспечить обзор позиции сверху в течении часа, с максимальной дальностью полета 12-15 км; «Ласточка» весит чуть больше 5 кг, но и работать способна больше «Стрекозы» – 2 часа полета, с дальностью полета до 40 километров. Оба БЛА легко размещаются в контейнерах внутри «Тигра».

Где-то на углу одного из павильонов посетителей форума поджидали контейнеры ракето-пусковых комплексов «клаб-кей» (в простонародии – «клубки»). Комплекс Club-K четко «упаковывается» в стандартные 20-футовые грузовые контейнеры, чем собственно и привлекал на выставке внимание военных и зевак. В состав комплекса входят три модуля: стартовый, управления и электропитания. Комплекс обеспечивает поражение наземных-надводных целей семейством крылатых ракет: 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ.
Представьте себе такой морской контейнеровоз, да с вертолетами: вполне сойдет за вспомогательный ракетный крейсер… Концерн «Моринформсистема-Агат» специально разработал комплекс для возможности быстрой и удобной установки комплекса на различные суда и развертывания на сухопутных позициях. Никто не возбраняет установку контейнеров на подвижные авто и ж/д платформы.

Прочие самоходные ракетные комплексы располагались в огромном ряду техники Министерства обороны России сразу справа по главной аллее форума. Возле раскаленной брони, а иногда и на ней находились солдаты с уставшими лицами и от этого казавшимися изможденными. Техника не из пряника, стоило ли ее так охранять от вандалов – танки ведь железные, что им будет? Фотографии экспозиции посмотрите в нашем фоторепортаже (кнопка в окончании статьи), а сейчас читайте дальше…

 

Из крупных событий в деловой программе форума – подписание контрактов между «Авиакапитал-Сервис» («Ростехнологии») и корпорацией «Иркут» о будущих поставках в 2022-2025 гг. – 35 самолетов МС-21 (17 – «200» и 18 – «300» серии), включая контракт с ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация) на поставку двигателей ПД-14 («Пермские моторы») для этих самолетов. Покупателями самолетов выступает государственный заказчик в лице «Аэрофлота». Ну кто-то ведь должен будет купить самолеты с отечественными двигателями, чтобы хоть как-то окупить их разработку и изготовление?!
По авиационной тематике в деловой части форума звучали и очень «круглые цифры», одна из которых – 20 млрд. рублей инвестиций в НИОКР и производство композитных материалов. Об этом заявил Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Отметим, что, по заявлению Первого заместителя директора «Ростехнологий» Алексея Алещина, инвестиции на инновационное развитие предприятий России до 2020 года составят в общей сложности около триллиона рублей.
Вертолетная индустрия не отставала в плане контрактов. Холдинг «Вертолеты России» («Оборонпром») и французская компания Turbomeca (группа Safran) подписали генеральное соглашение о сотрудничестве по ТоиР в России двигателей Turbomeca Arrius 2G1 (Ка-226Т) и Ardiden 3G (Ка-62). Техническое обслуживание двигателей будет осуществляться на Уральском заводе ГА по лицензионному соглашению с Вертолетной сервисной компанией (ВСК).

Внутри павильонов можно было вернуться к привычной выставочной жизни – все здесь напоминает (и об этом все говорят) некое подобие MAKСа в миниатюре.

Зато на форуме ТВМ можно за один день пройтись по всем павильонам и успеть пообщаться на всех стендах! Главное – неторопливо передвигаться, иначе можно запариться… Выставка о технологиях, а кондиционирование воздуха в помещениях так и осталось на уровне прошлых лет. Хотя, извините! Была же показана на выставке светодиодная лампочка…

Что на выставке технологий было представлено из технологий?

Кроме конструктивного разнообразия все тех же БЛА различных типов, многочисленных мониторов, радиостанций и прочих приборов, кое-что любопытное сразу попалось в руки – из разряда продукции для бережливого производства (и не только). Сверхтонкая термоизоляция «Корунд» – жидкая мастика, которая наносится как краска на любую поверхность, можно прямо на ржавчину. Толщина слоя в 1-2 мм этого высокоэффективного средства соответствует по свойствам 50-100 мм минеральной ваты. Представьте экономию внутреннего пространства в транспортных средствах или дизайне помещений… Плюс – отсутствие выпадения конденсата на обработанных поверхностях при эксплуатационных температурах окружающей среды от -60 до +250 градусов Цельсия и сроке службы не менее 15 лет.

Другая «фишка», иначе не назовешь – системы энергосбережения Force. Устройство в виде небольшой коробочки подключается параллельно к входной сети высокого напряжения (выключили сеть – подключили прибор – включили сеть). Система сразу же начинает улучшать электропоток воздействием на него магнитноэкранирующим эффектом. Мы не будем объяснять, что такое нелинейные нагрузки и гармоники тока (у каждого есть Интернет под рукой, чтобы узнать), но если вы периодически испытываете на себе «щелчки» от прикосновения к бытовым электроприборам, то вам данное изделие прописано, точно. С установкой «шайтан-коробочки» вы получаете гарантированное увеличение энергосберегающего эффекта всего на 1-5%, но в масштабах предприятия экономия может достигать 10 процентов. Например, предприятие Петербургского водоканала экономит 7%, а центральный строительный рынок в Петрозаводске – более 12 процентов. Экономия может достигать до 20% в больших зданиях с многочисленными кондиционерами, и особенно в зданиях с электросетями, не рассчитанными на нелинейные нагрузки.

И это только два примера, попавшихся сразу в поле зрения, а мимо скольких, менее броских, мы, возможно, прошли мимо? Разработчики и изготовители еще не научились грамотно презентовать свою продукцию. Хочется посоветовать: «Господа, форум ТВМ не блошиный рынок, где можно вывалить все в кучу на лавку, мол сами ищите, что нужно, и сидеть спиной к покупателям» (адресовано не всем!).

В этот раз уже не будем намекать на «зашибленный вид» сектора научного образования – он выглядит именно так, извините. Мы (общество) сами же прилюдно «втаптываем молодую науку в грязь», и выглядит это на словах так, словно говорим молодым: «не лезь вперед, видишь тут какие дядьки стоят в очереди за вниманием государевым. Не до вас сейчас». А ведь каждой кафедре любого института всегда есть чем поделиться… Стоя в своих выставочных клетках, студенты неуверенно достают «из под полы» возможно то, что станет искрой для ваших идей (обратите внимание).

Возвращаемся к основной теме… Вокруг стенда «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), кроме перечня комплектующих изделий Концерна «Авиаприборостроение» для «Суперджета» и будущего МС-21, можно было рассмотреть макет завода по производству агрегатов из композитных материалов. По замыслу компании «Аэрокомпозит», общая площадь цехов строящегося завода «КАПО-Композит» на территории КАПО им. С.П. Горбунова составляет 33 тыс. кв. метров. На 2013 год запланирован запуск производства и изготовление первой опытной партии изделий. А на полную мощность завод должен выйти к 2017 году. Про фантастическую выручку завода говорить пока рано, хотя она и заявлена в несколько сот млн долларов. Примечательно то, что параллельно ведутся работы по развертыванию производства «Аэрокомпозит» в одном из цехов на заводе «Авиастар-СП». Здесь такие же ожидаемые сроки выпуска первых партий изделий для МС-21 и выхода цеха на максимальную мощность.

«Ростехнологии» выставила под брендом «технологии будущего» (в России) ряд образцов продукции предприятий выпускающконструкции из композиционных материалов, таких как – «РТ-Композит», «ММЭЗ-КТ», «Сплав» и «Технология». Ко всем образцам можно было прикоснуться голыми руками, здесь были представлены в одном ряду с несущими сотовыми панелями: фрагмент интегральной стрингерной панели из углепластика (стрингерная обшивка); фрагмент сложнопрофильного изделия с интегрированными узлами навески (пропитка под давлением – RTM); образец корневой части кессона крыла и хвостового оперения – оребренная панель из углепластика.
Таким образом, были продемонстрированы применяемые зарубежом «технологии сегодняшнего дня», уменьшающие не только вес изделия, но и трудоемкость, и материалоемкость изготовления до 20 процентов.

Другой макет завода, как показалось, вообще задвинули подальше с глаз долой – «БМК-50» (блочно-модульный комплекс переработки 50 млн. куб.м попутного нефтяного и природного газа в год). Комплекс состоит из связки сплошных модулей (компрессоров, сепараторов, сероочистки газа, получения синтетического газа и нефти, охлаждения, водоподготовки и получения синтетических топлив), енергетических установок, склада нефтепродуктов и транспортных коммуникаций. На данном комплексе производство 1 кг «синтетической нефти» вырабатывается примерно из 2 куб.м газа. При наличии давления входящего газа выше 10 бар возможна работа комплекса без использования газовых компрессоров.

Преимущества блочно-модульных комплексов (БМК) состоит в возможности их серийного производства и взаимозаменяемости блоков; быстроты монтажа (без капитальное строительство) и регулирования производительностью за счет модулей. Эта инновация была доступна к применению в конце 1980-х годов, за долго до появления в нашем обиходе слова «инновация». Но в связи с тем, что получаемый вид топлива в несколько раз дешевле традиционного (например, АСКТ – вместо привозного авиакеросина для вертолетов и турбопропов в Тюмени, Ханты-Мансийске и Салехарде), но его не спешат применять. Странно? И до сих пор относятся скептически… «Это же перевернет все устои держа-авы нашей!»

 

Еще одна странность… Охранник (может «ряженый») в «павильоне двигателистов», то ли в шутку, то ли всерьез, разгонял фотографов перед одним из натурных образцов двигателей «НПЦ газотурбостроения «Салют». Своим противодействием съемке охранник лишь разжигал соблазн получить детальные снимки этого экспоната. «Наверное, так было задумано по сценарию презентации?!» – раздумывали мы фотографируя «засекреченный» экспонат.
Оказывается, на стенде демонстрировался усовершенствованный реактивный двигатель АЛ-31Ф М2 для модернизации Су-27СМ и Су-27СМ2.
В описании уточняется, что при первом усовершенствовании двигателя в 2006 г. его тягу довели до 13500 кгс, а сейчас этот показатель увеличен до 14300 кгс, причем с увеличением ресурса с 2 тыс. до 3 тыс. летных часов.
Особенностью АЛ-31Ф М2 стала и установленная цифровая система автоматического регулирования FADEC-типа с полным гидромеханическим резервом управления основного контура двигателя, что позволит адаптировать двигатель к любому «борту», как с аналоговым, так и цифровым оборудованием.
По словам генерального конструктора Геннадия Скирдова, –«доработке подверглись компрессор низкого давления, камера сгорания и турбина высокого давления, и теперь двигатель обладает более низкими удельными расходами топлива, по сравнению со своим предшественником».

На стенде «Мотор Сич» практически все то же самое, что и на экспозиции HeliRussia 2012, и здесь вновь, среди разнообразия движков, было представлено решение по модернизации вертолетов Ми-8Т новыми двигателями семейства «ТВ3-117» 4-й серии. С установкой нового двигателя на Ми-8Т, а уже модернизированный вертолет – Ми-8МСБ – будет приближаться по показателям к современному типу вертолета Ми-17В-5 с двигателями ВК-2500, которые дают возможность эксплуатации машины в жарком климате в высокогорье на отметках до 6,4 тыс. метров над уровнем моря.

 

А вот, поистине «увесистые» впечатления остались после осмотра на стенде «Вертолеты России» крупногабаритных деталей вертолетов. На информационных табличках можно было разглядеть, если нагнуться, что те или иные технологии изготовления позволяют повышать качество, снижать массу и себестоимость изделий. На низких подиумах были представлены: отлитый методом литья под низким давлением редуктор Ка-52; труба трансмиссии Ми-28Н выполнена методом ротационной вытяжки – изготовление тонкостенных труб большого диаметра, обеспечивающих передачу большого крутящего момента при малом весе; безшарнирная втулка несущего винта «Ансат», выполнена по уникальной технологии производства композиционного торсиона (упругость, низкий вес конструкции); рукав (сочленение) втулки несущего винта Ми-26, как пример применения специальных резцов для обработки крупногабаритных деталей из титанового сплава; втулка несущего винта Ми-28Н показывает применение 4-х и 5-и координатных обрабатывающих центров. На уровне глаз стояли телевизоры с демонстрацией используемых предприятиями «Вертолеты России» различных IT (информационных технологий), например, PLM-решений.

Нельзя было пройти мимо противовертолетной мины, разработанной и показанной ФКП «ГкНИПАС» на прошлом форуме. Принцип действия этой мины таков: низколетящий ЛА издает шум, который улавливается аккустическими датчиками мины на расстоянии в полкилометра. По описанию, мина выстреливает поражающий заряд, который пробивает 12-мм броню на расстоянии до 100 метров. Неплохая «хлопушка», в смысле – идея.

Разрекламированного детища «Пермских моторов» – перспективного двигателя ПД-14 мы так и не увидели в оригинале, а макет, видимо, не разглядели из-за его белизны («хотите, чтобы ваш экспонат не заметили на выставке – сделайте его белым»). На выставке стоял большой «ноль» – корпус из композитных материалов от некоего прототипа двигателя с надписью «ПС-90…» на одной из сторон. А раз так, то Aviaglobus пришлось собирать по сусекам информацию о проекте и самостоятельно анализировать (фирма в лице пресс-службы отказалась от комментариев), читайте специальный материал – «ПД-14 для МС-21 или…?».

Судя по выставке – видно, что до сих пор технологии в машиностроении развиваются быстрее в военных областях промышленности, и только по прошествии 2-3 лет, а то и более, после внедрения и апробировании в военной технике, новые разработки могут распространиться и в гражданской промышленности. Так было всегда – «оборонка» в приоритете госзаказов, но почему бы не сдвинуть немного приоритет в сторону «гражданки»?
По словам производителей оборонной машиностроительной продукции, они остро ощущают падение покупательского спроса, несмотря на введение сборов на импорт в Россию зарубежной техники. Открытая конкуренция с изделиями зарубежной культуры производства все сильнее снижает интерес к российской, даже военной, продукции, и тем самым приводит к застою в развитии отечественных технологий. Говорят, что помогли бы кредиты, но вопрос их удешевления отраслеобразующим предприятиям только обсуждается…
И вопрос скорее не в единовременном вливании инвестиций в каком-либо секторе машиностроения, а в наличии реальных «прорывных технологий». По данным самого же «Рособоронэкспорт», импорт зарубежного вооружения в Россию за последние время вырос в десятки раз и эксперты отмечают, что с такими тенденциями Россия вскоре станет крупным импортером.

Правительство страны открыто заявляет, что примет решение о финансировании той или иной программы «прорывной технологии», только нужно показать им это «чудо». А разработчики в ответ гласят: «без денег, государь, нам чудо не явить».
Нужно двигаться обеим заинтересованным сторонам навстречу друг к другу. Государство хотя бы сдерживает импортный поток, а отечественная наука и производство в ответ должны показывать, на что они способны. Для этого и организован форум. И данная выставка доказывает, что есть место «чудесам» на русской земле…

Побывав на прошедшем в Жуковском форуме «Технологии в машиностроении 2012» и не зайдя в известный всем павильон G1 компании «Транзас», было бы равноценно тому, что Вы не были на выставке. Из своих новинок компания представила комплекс БЛА «Филин-2» и стрелковый электронный тренажер «Вега». О «выставке на выставке» читайте отдельный материал о том, как компания стремится обратить на себя внимание, своими комплексными разработками в области инновационных технологий.

Не отстало в демонстрациях новинок и КБ «Навис». На форуме были представлены ПНИК-О и ПНИК-И – новые системы индивидуальной навигации. Приборы предназначены для оперативного контроля за передвижением объектов с отображением информации на цифровых картах. И местоположение определяется, и скорость движения контролируемых объектов (транспорт или человек). Внешний вид – «жесть», но это же промышленный образец… Надеемся.

На выставке было представлено обрабатывающее промышленное оборудование и сборочная робототехника, и все прочее вплоть до инкубатора интенсивной терапии новорожденных ИДН-03 «УОМЗ» (Уральского оптико-механического завода), который не грешит выпускать тепловизоры и различные авиационные оптические системы видеонаблюдения.

Форум ТВМ 2012 отчетливо показал всем, что технологии в машиностроении есть, но на вид промышленные образцы такие, что лучше не показывать гражданскому потребителю. Вроде бы и технологии современные, и востребованная продукция, но… Необходимо развивать в «нашем инкубаторе» культуру производства и не отмахиваться от темы промышленного дизайна, придумывать маркетинговые ходы, чтобы конечный продукт вызывал у покупателей восторг и желание моментального обладания! Даже если это не танк…

 

Ж/Дорога в Жуковский.  |  На пути следования в Жуковский. Размышления…

Фоторепортаж

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *