logo


Многочисленные опросы общественного мнения подтверждают: при выборе авиакомпании для подавляющего большинства путешественников решающую роль играют не уровень пунктуальности или качество сервиса на борту, а стоимость билетов. Несколько нехитрых приемов, описанных в данной статье, позволят вам находить в глобальной сети менее дорогие, подчас почти бесплатные билеты и, следовательно, летать чаще и дальше.

Еще 15 лет назад существовал фактически лишь один способ покупки авиабилетов – через авиакассы либо турфирмы. Появление интернета заметно преобразило этот сектор рынка. По статистике, уже 17% европейцев самостоятельно бронируют авиабилеты в сети. В России этот процент пока заметно меньше, однако, тем не менее, по оценкам фонда ABRT, в 2011 году через интернет в нашей стране было продано билетов на $3–4 млрд. По итогам этого года, как ожидается, онлайн-продажи вырастут еще на 50–70 процентов.
При этом появляются принципиально новые методы распространения авиабилетов. Так, к 2015 году, согласно прогнозам, 9 из 10 авиакомпаний будут продавать их через смартфоны, планшеты и другие мобильные устройства, сделав этот канал распространения основным. Уже через три года мобильные устройства будут генерировать 7% доходов авиакомпаний, социальные сети — 3%. Физические офисы продаж к этому времени, похоже, окончательно канут в лету.

Новые условия требуют от авиапутешественников новых навыков, обладание которыми позволяет сэкономить немало денег. Перелет из одного конца Европы в другой дешевле чем, поездка на такси из центра Москвы до аэропорта? Авиабилет ценой в 1 евро? Сегодня такое действительно реально.

Самый логичный первый шаг при покупке билетов – изучение сайтов авиакомпаний, летающих в нужном направлении. Как правило, предлагаемые там цены оказываются более низкими по сравнению с теми, что предлагают посредники. Иногда пользователям дается возможность приобрести билеты на смежные с другой авиакомпанией рейсы. И логика ценообразования здесь не совсем очевидна. Так, билет на рейс S7 подчас можно дешевле купить на сайте «Владивосток Авиа».

Более удобный метод поиска и, иногда, покупки авиабилетов предоставляют сайты-агрегаторы – своеобразные базы данных, обрабатывающие информацию с сайтов авиакомпаний и глобальных систем бронирования. Так, один из лидеров на рынке – сервис Aviasales.ru – осуществляет поиск по базам 623 авиакомпаний, четырех систем и трех агентств. Кроме того, существуют так называемые суперагрегаторы. Они обрабатывают информацию с сайтов, относящихся к вышеуказанной категории.

Среди наиболее известных интернет-порталов этой категории – momondo.com и skyscanner.net. Помимо очевидных плюсов, у суперагрегаторов есть один серьезный минус – цены, которые они показывают, обновляются с опозданием и иногда могут не соответствовать реальности.

Очевидно, что посредническим компаниям надо на что-то существовать и, по этой логике, цены на авиабилеты, найденные на сайтах-агрегаторах, всегда будут выше тех, что предлагаются на интернет-порталах авиакомпаний. Вместе с тем, это не совсем так. Во-первых, многие сайты зарабатывают не на комиссии, а на рекламе. Во-вторых, иногда они проводят спецакции и выставляют спецпредложения. Так, в разгар мирового финансового кризиса крупный американский агрегатор expedia.com решил поддержать своих пользователей, отменив комиссии за бронирование билетов. В-третьих, надежным посредникам авиакомпании часто дают хорошие скидки и комиссии. Так что пренебрегать агрегаторами не стоит.

Высокая конкуренция заставляет интернет-компании искать нестандартные ходы и внедрять уникальные функции, которые выделяли бы их на общем фоне.

Так, сайт Poezdka.ru предлагает свои услуги тем, кто руководствуется принципом «Хочу туда, не знаю куда». Отметив нужный временной период и примерную стоимость билетов, пользователь может выбрать, лететь ли ему, например, в страны «экс-СССР», «безвизовые страны», «туда, где тепло» или «туда, где холодно». Есть и обратный вариант – функция «все равно» в графе даты поездки. Сервис Momondo.com предлагает еще более интересный тип поиска – по цветам, которым соответствуют те или иные настроения. Так, нажав на иконку с фиолетовым цветом, пользователь увидит ключевые слова «гламур», «шик», «высокая мода», «ди-джей» и предложение отправиться в Париж, Ниццу или Барселону. Оранжевый цвет у создателей сайта ассоциируется со «студентами», «толпами народу», «кофе-шопами» и Нью-Йорком, Копенгагеном, а также Лондоном.

Агрегатор Skyscanner.net предлагает другую приятную возможность – составление маршрута не из аэропорта в аэропорт, а из страны в страну. Это позволяет при желании найти хоть и менее удобные, но более дешевые варианты. Так, если вам надо в Барселону, присмотритесь к билетам в город Жирона, куда летают множество лоукостеров. Добраться до столицы Каталонии оттуда можно на поезде или автобусе примерно за час. Для тех, кто располагает большим количеством времени, число вариантов резко увеличивается. Так, в Западную Европу подчас дешевле летать из Киева, но платить за это, если вы живете в Москве, приходится ночью в поезде.

Вообще при покупке авиабилетов действует правило: чем больше времени в запасе, тем дешевле можно долететь до места назначения. Так, лучший способ добраться до Латинской Америки – долететь на чем-нибудь до Европы, а потом пересесть на рейс Condor и Lufthansa. Тут стоит попробовать выполнить поиск отдельно по сегментам. То есть если у вас рейс Москва – Мадрид – Буэнос-Айрес, то вы отдельно проверяете первый сегмент Москва – Мадрид, затем второй Мадрид – Буэнос-Айрес. Зачастую этот метод даёт существенную экономию денежных средств, так как агрегаторы не всегда стыкуют самые дешевые варианты. Впрочем, при покупке такого билета в случае опоздания на стыковочный рейс никто ждать вас не будет, а компенсацию за неиспользованный билет получить вряд ли удастся.

Значимым фактором, влияющим на ценообразование, также является день вылета и время, оставшееся до него. Старайтесь покупать билеты заранее, хотя бы за пару месяцев.

Ко дню вылета цены обычно возрастают и резко снижаются лишь за сутки-двое до наступления часа X. Однако так рисковать готовы далеко не все. Кроме того, чтобы найти самый дешевый вариант, надо быть готовым «поиграть» датами. Часто бывает, что можно сдвинуть даты на день-два и улететь на 30-40% дешевле. Обычно самые выгодные цены на рейсы со вторника по четверг, а самые дорогие с пятницы по воскресенье. Самые высокие цены – на рейсы в праздничные дни.
Стоит отметить, что при поиске авиабилетов агрегаторы, при всем их удобстве, не стоит рассматривать в качестве единственного варианта. Большинство из них плохо работает с маленькими авиакомпаниями и лоукостами. Часто бывает, что агрегаторы не покажут вам их билеты вообще, хотя напрямую на сайте авиакомпании они есть. А ведь именно лоукосты являются спасением для ограниченных в средствах авиапутешественников: за счет экономии «на всем, кроме безопасности» они могут позволить себе продавать самые дешевые билеты, а иногда в рамках спецакций вообще устанавливать тарифы в 1 евро (не включая налоги и топливные сборы).

Распродажи бывают и у авиакомпаний-гигантов.

Так, несколько раз в год этим радует немецкая Lufthansa. Например, в конце июня 2012 года можно было купить билет в Каракас за 26 тыс. рублей вместо обычных 50-60 тыс. Российские авиакомпании обычно проводят распродажи в сентябре-октябре, а также в феврале-марте. Впрочем, Аэрофлот, например, от этой практики отказался и теперь постоянно предлагает билеты со скидками на несколько направлений.

Напоследок дадим еще один совет: внимательно читать условия продажи и возврата авиабилета.

На данный момент в России, согласно Воздушному кодексу, возврату подлежат даже билеты, в тарифах на которые прописано обратное. Вместе с тем, как стало известно в июне, сейчас ведется проработка нормы о введении в нашей стране системы невозвратных авиабилетов. Наряду с очевидным минусом у них будет и большой плюс – низкая, по сравнению с остальными тарифами, стоимость. В пояснительной записке к проекту документа прогнозируется, что невозвратные билеты будут покупать социально незащищенные слои населения.

Впрочем, говорить о том, станут ли в скором времени авиабилеты более доступными или все пойдет по привычному для нашей страны сценарию, пока преждевременно. Очевидно лишь, что те, кто хотят чаще летать на самолетах, при должном умении могут делать это уже сегодня, причем не влезая в долги и не разоряя семейный бюджет.

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *