logo


Существует множество примеров эффективного использования гидроавиации: от тушения лесных пожаров и спасения на воде, до банального патрулирования и мониторинга экологической обстановки. Но в первую очередь, «летающие лодки» ассоциируются все же, с романтикой свободы полетов и отдыхом на воде. Для осуществления взлета и посадки этому виду воздушного транспорта достаточно лишь узкой полосы водной глади. Полюбоваться с высоты природными красотами и творениями рук человеческих, а потом приземлиться где-нибудь на водную гладь озера или морского залива можно сегодня во многих странах мира. Все более доступным становится и частное владение подобными гибридами.

Толкователи снов говорят: полет на гидросамолете – к приятной поездке, а посадка на нем на воду – к тому, что ваше путешествие принесет неожиданные плоды. Если же вы четко видите себя во сне владельцем «летающей лодки» – это значит, что в ближайшем будущем перед вами откроются блестящие перспективы. Сложно сказать, действуют ли подобные предсказания, но одно очевидно: гидросамолеты – это действительно символ успеха и предвестник приключений.

Первые разработки в этой области относятся еще к тому времени, когда все авиаторы были сумасшедшими романтиками – первопроходцем считается американец Гленн Кертисс, в 1909 году установивший сухопутный аэроплан на поплавки и поднявшийся на нем в воздух с водной поверхности.
Золотой век гидросамолетов пришелся на 30-40 годы XX века, а вот после Второй мировой войны они были вытеснены на второй план – «летающие лодки» не смогли составить конкуренцию обычным самолетам, так как по сравнению с ними обладали более низкими экономическими показателями, меньшей подъемной силой и жесткими ограничениями по скорости. Впрочем, постепенно гидросамолеты нашли свою нишу на рынке и прочно заняли ее.

В частности, без «летающих лодок» невозможно обойтись на островных государствах. Если мы произносим слово «Мальдивы», в нашем сознании сразу возникает образ атоллов, разбросанных в бирюзовых водах Индийского океана, над которыми летят, сверкая крыльями на солнце, небольшие самолеты с поплавками. Действительно, на Мальдивах, состоящих из 1190 райских островов, поистине идеальные условия для развития гидроавиации. Все туристы прилетают в международный аэропорт, расположенный на отдельном острове по соседству со столицей страны городом Мале. Оттуда до своих отелей они добираются либо на скоростной лодке, либо, что куда интереснее, на гидросамолете.

В стране действуют два оператора «летающих лодок» – Maldivian Air Taxi и Trans Maldivian Airways. Обе авиакомпании используют различные модификации (до 18 посадочных мест) турбовинтовых De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter. В распоряжении каждой компании парк воздушных судов, более чем 20 бортов на шасси и поплавках. Сотрудники авиакомпаний очень гордятся собственным трудом, осознавая ответственность за развитие островных курортов, разбросанных на сотни километров по архипелагу, и за выполнение медицинских функций для населения.
Полет в зависимости от удаленности курорта обойдется в 200-500 долларов с человека и займет не больше часа. Отстранившись от романтического ореола, можно провести сравнение мальдивских гидросамолетов с нашими газелями-маршрутками – они имеют от 7 до 18 посадочных мест и отправляются по маршруту по мере наполнения пассажиров. Впрочем, лететь на DHC-6 куда спокойнее, а виды за окном намного приятнее московских пробок.

Гидросамолеты – это действительно символ успеха и предвестник приключений.

Требовательные и состоятельные туристы могут найти на Мальдивах не только «маршрутки», но и Ferrari среди гидросамолетов. Так, в распоряжении пятизвездочного отеля Beach House Maldives the Waldorf Astoria Collection находится сделанный по спецзаказу гидросамолет, отличающийся отделкой салона по индивидуальным эскизам, мягкими кожаными сиденьями, а также приятным набором для каждого пассажира, куда, в частности, входят iPad, бинокль и шумогасящие наушники Bose. Менеджеры отеля говорят, что хотели «вернуть гламур в процесс путешествия». Что ж, сделать это им вполне удалось.

Гидроавиация на Мальдивах – это не только средство передвижения, но и один из самых необычных экскурсионных видов транспорта. Насладиться сверху всей роскошью островов и лагун можно начиная примерно со 100 долларов с человека. Правда, в таком случае полет займет всего 15 минут, чего вам вряд ли покажется достаточно, если не страдаете аэрофобией.

Подобные развлечения для туристов очень популярны, например, и в Австралии. При этом история развития гидроавиации на этом континенте чрезвычайно богата. Еще в 30-х годах прошлого века гидросамолеты использовались для доставки почты в Англию. Подобные перелеты в то время были настоящим приключением. Достаточного количества аэродромов на заре развития авиации еще не было. К тому же, большая часть полета проходила в непростых условиях: не над сушей, а над водой. Так что самолеты на поплавках были лучшим вариантом из возможных. Они преодолевали путь между Австралией и Британией за девять дней (для сравнения: использовавшимся до гидросамолетов бипланам De Havilland DH.84 Dragon требовалось 12 дней, а кораблям – недели), при этом совершая по пути для дозаправки более 30 промежуточных посадок. После Второй мировой войны «летающие лодки» использовались на внутренних линиях, пока к 1977 году окончательно не устарели. При этом на смену «старичкам» ничего не пришло, так что на некоторое время о гидроавиации австралийцам пришлось забыть.

Сегодня за гибридами самолета и лодки на зеленом континенте закреплены, по большей части, развлекательные функции. Так, несколько компаний предлагает обзорные туры над сиднейской гаванью, признанной одной из самых красивых в мире. За 185 австралийских долларов (6,2 тыс. рублей) с человека можно совершить 15-минутную экскурсию над оперным театром и популярным пляжем Бонди-бич, а за 425 австралийских долларов (14,2 тыс.) можно слетать к знаменитым Голубым горам – объекту всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впрочем, если даже такой полет вам покажется недостаточно романтичным, туристические компании Сиднея предложат еще несколько вариантов экскурсий. Самые интересные из них – те, в которых «летающая лодка», облетев центр Сиднея, доставит вас на романтический пикник на уединенный пляж, куда можно добраться лишь со стороны океана, или на ужин в фешенебельный ресторан на берегу одной из местных рек. На двоих подобный тур обойдется примерно в 1000 австралийских долларов (33,4 тыс. рублей), но он того стоит: в столь романтической обстановке ваша девушка вряд ли откажется принять предложение руки и сердца.

Авиапарк одной из известных компаний операторов гидросамолетов – «Гидросамолеты Сиднея», состоит из двух типов воздушных судов:

  • «Караван» – Cessna Caravan C208 представляет собой модель 2007 г.в., оснащенную поплавками Wipline 8000, с убирающимися шасси. Это крупнейший одномоторный 12 местный гидросамолет, производящийся в настоящее время и зарекомендовавший себя как один из самых надежных и экономных и, главное, безопасных самолетов.
  • «Бобер» – De Havilland Canada DHC-2 Beaver, является одним из самых известных гидросамолетов в мире, выпускавшегося с 1947 по 1967 гг. и широко применяющегося до сих пор, в основном, для полетов в труднодоступных районах канадского севера. Несмотря на то, что производство «Бобра» прекратилось полвека назад, сотни экземпляров все еще летают, правда, после глубокой модернизации. Так, что это вовсе не те, «старые бобры»... Имея пикантный внешний вид, этот 8 местный самолет сохранил покупательскую привлекательность, и даже ходят слухи о возобновлении производства этого самолета на его исторической родине.

 

Больше всего DHC-2 Beaver эксплуатируется в Северной Америке, где услугами гидроавиации пользуются частники, например, чтобы добираться до многочисленных «медвежьих углов», где о посадке обычных самолетов не может быть и речи. Кроме того, благодаря объединенной канадской авиакомпании Harbour Air, включающей Westcoast Air, тысячи туристов ежегодно осматривают с высоты местные фьорды (узкие заливы со скалистыми берегами), а также летают над городами Ванкувер, Уистлер и Виктория (все три — штат Британская Колумбия). Кроме того, авиакомпания выполняет регулярные рейсы примерно по десятку направлений, при этом сеть постоянно расширяется. В частности, в середине августа Harbour Air совместно с авиакомпанией Kenmore Air, партнером Alaska Airlines, открыла международный маршрут — из Ванкувера в Сиэтл (*Kenmore Air  была основана в 1946 году с единственным самолетом, в н.в. выполняет полеты по 45 маршрутам на DHC-3, Cessna Grand Caravan, Cessna 180).

А в распоряжении Harbour Air, начавшей свою деятельность 30 лет назад, всего с двух DHC-2 Beaver, сейчас находится 51 воздушное судно: 6 DHC-6 (Westcoast Air), 18 DHC-3, 25 DHC-2, и по одной Cessna 172 и 185, что делает эту авиакомпанию крупнейшим оператором «летающих лодок» в мире.

В Европе использование гидросамолетов в туристических целях пока, скорее, экзотика. На регулярной основе обзорные туры проводятся в считанном количестве мест: на итальянском озере Комо, в Венеции – 320 евро с человека за полчаса, Шотландии – от 129 фунтов стерлингов (6,5 тыс. рублей) с человека за 40 минут и на Мальте. В последнем случае полет над островом на самолете De Havilland DHC-3 со специальными, панорамными иллюминаторами предлагает местная компания Harbour Air Malta. «Во время нашего 30-минутного тура я всматривалась в лабиринты улиц тихого города Мдина, пролетала над зелеными долинами, окруженными древними пещерами, изумлялась бесчисленным количеством оттенков лазурной воды Голубого грота и открывала рот от удивления, когда мы огибали захватывающую дух Цитадель в Виктории», – пишет свой отзыв на сайте компании восторженная клиентка Адель Парнелл, высказывая сомнение по поводу существования какого-то иного вида транспорта, который бы позволил «осмотреть почти всю страну за полчаса».

Помимо этого, Harbour Air Malta занимается и обычными пассажирскими перевозками – рейс на гидросамолете между Мальтой и соседним островом Гоцо занимает 10 минут чистого времени и стоит в одну сторону 44 евро, а туда-обратно – 80 евро. На борт могут поместиться 14 человек без багажа или девять – с чемоданами. Подобный способ передвижения пользуется популярностью как среди туристов, так и среди местных жителей.

В России гидроавиация как туристический аттракцион или один из типов воздушных перевозок пока находится в зачаточном состоянии. Есть, конечно очаги развития, берущие свои истоки от конструкторов-индивидуалов, так например в Самаре выпускается гидросамолет «Корвет», уникальные разработки проводились в Нижнегородской области (амфибия «Динго»), но в остальной, большей части – существуют разрозненные любители-одиночки. И это при том, что мест для полетов хватает – начиная от Краснодарского края и заканчивая Карелией. Одни из немногих, кто занимается систематической популяризацией «летающих лодок» в нашей стране – это организаторы международного Гидроавиасалона, который проходит в Геленджике раз в два года. В этом году, Девятая научно-техническая конференция по гидроавиации состоится 6-9 сентября в рамках выставки «Гидроавиасалон-2012» на территории испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта «Геленджик». Конференция вновь привлечет внимание как представителей бизнеса, так и рядовых любителей моря и неба. Помимо прочего, в программе запланированы показательные полеты Cessna 182 на поплавках, экраноплана «Буревестник-24», а также самолетов-амфибий Бе-200, Бе-103, СК-12 «Орион» и других типов. Кроме того, будет проведена наглядная демонстрация работы летающего водного ранца Jetiev-Flyer JF-250 (см. Полет в гидрокостюме, aviaglobus.ru/2012/06/15/2322). Хочется верить, что в будущем подобные аппараты, использующие преимущества сразу двух стихий, мы будет все чаще встречать не только на авиасалонах.

Организаторы обещают обширную деловую программу «Гидроавиасалона 2012» в Геленджике, смотрите сами…

  • 10.00 – 10.30 Торжественное открытие выставки Место проведения: гидробаза 10.30 – 12.00 Осмотр выставки официальными лицами 12.00 – 14.00 Демонстрационные полеты самолётов, демонстрация на воде Гидроаэродром «Геленджик (Бухта)» 12.00 – 18.00 Выездная секция «Информационные технологии в сфере ВТС» – НТС при ФГУП «Рособоронэкспорт» Конференц-зал пав. D 13.00 – 14.00 Семинар «Новые возможности для российского экспорта» – ОАО «Эксар» Конференц-зал пав. В 14.00 – 14.30 Пресс-конференция ТАНТК им. Г.М. Бериева – ТАНТК им. Г.М.Бериева Брифинговый зал 13.00 - 14.00 Презентация «Модельный ряд Eurocopter – полеты над сушей и морем». – Eurocopter конференц-зал пав.Н 15.00 – 16.00 Пресс-конференция Концерна радиостроения «Вега» – Концерн радиостроения «Вега» Брифинговый зал 14.00 – 18.00 Круглый стол «Авиация шельфа России: Ключевые проблемы» – Московский форум нефтегазопромышленников Конференц-зал пав. Н 14.30 – 17.30 Заседание Координационного совета ПРОФАВИА по взаимодействию с ОАО «ОАК» – ОАО «ОАК» Конференц-зал пав. В 17.00 - 18.00 Пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Гидроавиасалон-2012» Отель «Приморье»
  • 10.00 – 13.00 Открытие IX международной научной конференции по гидроавиации (пленарное заседание) Отель «Приморье» 12.00 – 16.00 Работа секций IX международной научной конференции по гидроавиации Отель «Приморье» 10.00 – 12.00 Конференция поставщиков ОАО «ОАК» – ОАО «ОАК» Конференц-зал пав. B 10.00 – 18.00 Круглый стол "Малая авиация Российской Федерации: проблемы и перспективы развития" – ФГУП "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" Конференц-зал пав. H 10.00 – 17.00 Заседание ИСО/ТК20/ПК8  "Аэрокосмическая терминология" – ФГУП "НИИСУ" Отель «Приморье» 10.00 - 16.00 Международная конференция "Перспективы развития деловой авиации в южных регионах России" – ОНАДА Павильон F (в аэропорту) 10.00 – 13.00 Семинар по вопросам оплаты труда – ОАО «ОАК» Конференц-зал пав. D 11.00 – 13.00 Круглый стол "Организация многоцелевого глубоководного испытательного и гидрофизического полигона, Центра подготовки операторов телеуправляемых аппаратов и  водолазных специалистов" – Южное отделение Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова ЛИК Южного отделения Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова 11.30 - 13.00 Семинар «Технология получения реактивных и дизельных топлив из природного и попутного нефтяного газа – от лабораторных исследований до промышленного внедрения» – ООО «Объединенный центр исследований и разработок» Брифинговый зал 11.00 - 14.00 Демонстрационные полеты 12.30 – 14.00 Конференция "Перспективы использования экранопланов в России". – Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов Конференц-зал пав. В 13.00 – 15.00 Выездное заседание ТК 482 «Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения» – ТАНТК, Рособоронэкспорт Брифинговый зал 13.30 – 14.00 Семинар «Новейшие разработки в области аналитического оборудования для исследования и контроля качества авиационных материалов» – ООО «Мелитэк» Конференц-зал пав. D 14.00 – 18.00 Круглый стол «Проблемы и перспективы применения вертолетов на судах и морских платформах» – ОАО «Вертолеты России», ОАО «ОСК» Конференц-зал пав.В 14.00 – 15.30 Заседание Совета по неразрушающему контролю в гражданской авиации Российской Федерации. – ГосНИИ ГА,  ООО «НУЦ «Качество» Конференц-зал пав. D 16.00 – 16.30 Семинар «Современные системы для испытаний элементов и конструкций в аэрокосмической  промышленности» – ООО «Мелитэк» Конференц-зал пав. D 15.00- 18.00 Круглый стол «Перспективы применения вертолетов Ми-8т» – «Ассоциация Вертолетной Индустрии» Брифинговый зал
  • 9.00 -18.00 Работа секций IX международной научной конференции по гидроавиации Отель «Приморье» 10.00 – 12.00 Заседание ИСО/ТК20/ПК8  "Аэрокосмическая терминология" – ФГУП "НИИСУ" Отель «Приморье» 11.00 - 14.00 Демонстрационные полеты 12.00 – 14.00 Конференция студентов и аспирантов "Молодежь и российская авиация" – Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева Конференц-зал пав. Н 14.00 - 16.00 Семинар «Первые результаты применения системы СППЗ» Организатор – Ассоциация Вертолетной Индустрии» Брифинговый зал 14.00 - 17.00 Семинар «Вопросы защиты интеллектуальной собственности компании» – Российская Академия Правосудия Конференц-зал пав. Н 14.00 - 17.00 Круглый стол «Российское прогулочное судоходство: интеграция в мировое транспортное пространство» – компания «Наутика» Конференц-зал пав. D 14.00 – 18.00 Круглый стол «Инструменты гражданских инициатив по формированию модернизационных планов в авиационной промышленности» – портал «Русский инженер-транспортник» Конференц-зал пав. В 16.00 – 18.00 Круглый стол и закрытие IX международной научной конференции по гидроавиации Отель «Приморье»
  • 11.00 - 14.00 Демонстрационные полеты 14.00 - 15.00 Пресс-конференция по итогам выставки Брифинговый зал

Обновлено: 04.09.2012

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *