logo


В мире очень мало авиалиний, на которых регулярные рейсы выполняли бы вертолеты. С 1 ноября 2012 года станет еще одной меньше…
Для того, чтобы регулярные вертолетные перевозки приносили доход, нужен круглогодичный поток достаточно состоятельных клиентов и отсутствие конкуренции со стороны самолетов, которые в эксплуатации заметно дешевле винтокрылых машин. Именно такие условия до последнего времени наблюдались на островах Сцилли...

О

строва Сцилли, хотя формально и лежат «за Краем Земли», на самом деле находятся совсем недалеко от Великобритании, всего в 45 километрах к Западу от мыса Лэндс Энд (что и значит «Край Земли»). Местоположение островов посереди Гольфстрима определяет достаточно мягкий и теплый климат, здесь не бывает морозов зимой и жары летом. Естественно, такое райское местечко не может не привлекать туристов – и их сюда едет немало.
Попасть на острова можно как по морю, так и по воздуху. Морское путешествие не для слабонервных: паром Scillonian III, хотя и достаточно безопасен, но качка при этом – кошмар! Судно в свежую погоду то взлетает на гребни волн, то стремительно проваливается в пучину, так что все воздушные ямы по сравнению с этим кажутся ерундой.

Но даже и такой паром ходит раз в сутки только в течение шести месяцев в году, поэтому на недостаток клиентов местная авиакомпания Isles of Scilly Skybus, как и паром принадлежащая Scilly Steamship Company, пожаловаться не может. В туристический сезон ее четыре De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter и три Britten-Norman Islander летают напрямую из аэропортов Бристоля, Эксетера и Саутгемптона, но основными «социально значимыми» линиями являются маршруты, связываюшие острова с ближними аэропортами Лэндс Энд и Ньюкуэй Корнуэлл, действующими круглый год. Хотя «острова» – это не верно, точнее – единственный остров Сент-Мэри.
Туда же приходит и паром, но в архипелаге, состоящем из около 140 островов, есть еще четыре обитаемых, причем самый крупный из них, остров Треско, является достаточно популярным местом среди туристов. А добираться туда через Сент-Мэри и потом на местном утлом суденышке не только неудобно, но и иной раз страшновато. А то и просто рейс по причине неважной погоды отменяют.

До сих пор у местных жителей и туристов был альтернативный способ добраться до «Большой Земли» – с помощью вертолета. Аэродрома на Треско нет, но есть вертопорт с грунтовым покрытием, и туда регулярно летает Sikorsky S-61N с вертопорта Пензанс в Корнуэлле. Еще один вертолет летает оттуда в аэропорт Сент-Мэри.
Вертолетное сообщение с островами действует аж с 1964 года, в год перевозится в среднем порядка 130000 человек. Бывало, что совершалось до 40 рейсов в день (!), в 2012 году – от шести (летом по выходным) до двух (зимой) рейсов в сутки. Но и этому приходит конец.

П

роблемы возникли у вертолетного оператора с громким названием British International Helicopter Services Limited. Начались они достаточно давно, в 2008 году, когда были изменены требования к вертолетам, работающим по правительственным контрактам. Фирма в одночасье потеряла перспективу работы на Фолклендах, и «нефтяные» перевозки в Абердине и Норвегии: нет новых вертолетов – нет контрактов. По сути это была треть бизнеса, вторая треть – это работы по заказу Министерства обороны, для которых компания специально держит два AS 365N2 Dauphin. К военным работам привлекаются иногда и S-61N, но основная часть работы ложится на плечи «Дофинов».

В штате компании числится девять «Сикорских», но три из них уже не летают. Продать старые машины практически невозможно, и для них единственным верным куском хлеба было обслуживание рейсов на острова Сцилли. Но и тут поджидала беда.
В связи ростом цен на все и меньшей заполняемостью рейсов доходы от них заметно уменьшились. British International Helicopters попыталась решить проблему, продав свою корнуэльскую базу в Пензансе под застройку, а самой переместиться в Сент-Эрт неподалеку. В результате вертолетчики получили бы деньги для приобретения так необходимой им новой техники, но тут вмешались островитяне.
Они решили, что, продав вертопорт, British International Helicopters вообще прекратит пассажирские перевозки на Сцилли, и потребовали гарантий продолжения обслуживания. И одновременно по суду заблокировали земельную сделку авиакомпании с сетью супермаркетов Sainsbury’s.

Дело тянулось два года, но результат оказался печальным. British International Helicopters продолжала летать на Сцилли, но на замену флота денег не было. Когда же островитяне осознали, что если вертопорт в Пензансе не продать, о рейсах точно придется забыть, и сняли запрет, было поздно: авиакомпания заявила, что теперь даже после продажи земли под супермаркет ей потребуется время на реструктуризацию и организацию переезда на новую базу.
Вдобавок авиационные перевозки на Сцилли пошли вниз, особенно в межсезонье. Например, количество рейсов самолетов в Сент-Мэри уменьшилось по сравнению с 2011 годом в феврале на 14%, в марте – на 8 процентов. Правда, по приближению теплого сезона количество полетов даже начало возрастать, но на Треско ситуация оказалась куда хуже. В январе, когда в аэропорт в Сент-Мэри бил собственные рекорды – обслужено 3260 пассажиров, на 21% больше, чем в 2011 году – в Треско количество рейсов сократилось на 20 процентов. В феврале на 31%, в марте — на 46%, в апреле – на 6 процентов. Предчувствуя, что в конце 2012- начале 2013 года ситуация повторится, British International Helicopters официально объявила, что рейсы продолжатся до 1 ноября, а потом «живите как хотите».

Жизнь для обитателей Сцилли от этого становится заметно кислее, особенно зимой. Паром не ходит. Самолеты летают «по погоде», в то время как вертолеты, оснащенные мощным радиолокатором, летали практически в любую погоду – были бы пассажиры. Забираться в тесный Islander для пожилого пассажира нелегко – не то что в просторный салон вертолета. Опять же, обитателям Треско до острова Сент-Мэри добираться тоже целое дело, а туристам и подавно. А ведь вертолеты возили не только пассажиров, но и цветы (основу местного сельского хозяйства), и почту, и даже медицинские анализы на «материк». Наконец, полет на вертолете был еще и туристическим аттракционом…

Найти другого вертолетного авиаперевозчика практически нереально, строить аэродром на Треско и даже глобально реконструировать аэропорт в Сент-Мэри – тоже. И дорого, и не дадут, поскольку острова являются памятником природы и со строительством там довольно строго, особенно когда речь идет о большой бетонной полосе. Даже планы по расширению порта в Сент-Мэри были недавно заблокированы по экологическим соображениям.

Но именно морской транспорт видится многим сциллонцам выходом из сложившейся ситуации. Они как пример приводят шотландский остров Айлэ, где островитяне пробили постройку нового парома, который недавно вступил в строй. Хотя поляки, которые строили пятитысячетонный Finlaggan, несколько схалтурили и уже англичанам пришлось лечить его «детские болезни», но теперь-то все в порядке и все довольны. Finlaggan и более старый Hebridean Isles обеспечивают круглогодичное сообщение с большой землей (два-три рейса в день), причем все это дело субсидируется государством, так что цены там вполне божеские по сравнению с авиацией (соотношение 1 к 6), которая на Айлэ тоже летает. Не менее практичные, чем их шотландские сородичи, сциллонцы тоже предпочитают более дешевый морской транспорт, но тогда надо, во первых, реконструировать порты Сент-Мэри и Пензанс для круглогодичного приема паромов, а во-вторых, найти деньги на новый паром. Это все равно надо делать, поскольку старый Scillonian III постройки 1977 года может протянуть максимум до 2018 года (кстати, Finlaggan сменил Isle of Arran постройки 1984 года).

Реконструкция порта Пензанс оценивается в 8 миллионов фунтов, еще столько же в Сент-Мэри, паром – это уже десятки миллионов. Finlaggan обошелся в 24.5 миллиона, для Сцилли нужен корабль поскромнее (нет необходимости возить автомобили – на небольших островах практически нет дорог), но тоже не дешевый. Пока же все ограничивается предварительными разработками…

Таким образом, вертолетные перевозки уходят в прошлое. Прекращение полетов на Сцилли предрекали давно: нигде вертолеты не могут соперничать с самолетами на региональных рейсах. Техобслуживание «Сикорских» на треть дороже, чем «Твин Оттеров» и «Айлендеров», а цена на билет «туда-обратно» разнилась на 40 фунтов не в пользу вертолета. Нынешний спад стал последней каплей. Но вот каковы будут последствия?

По мнению некоторых аналитиков, для Треско отмена авиационного сообщения может стать критической. Поскольку у острова, даже после реконструкции паромного сообщения Сент-Мэри – Пензанс будет отсутствовать всякое регулярное сообщение с «Большой Землей», многие жители, особенно престарелые, решат переехать на постоянное жительство в Корнуэлл. Цветочный бизнес также станет делать труднее – с обязательной перевалкой груза на Сент-Мэри. В результате начнется прогрессирующая депопуляция, и Треско лет через десять станет необитаемым. Другие говорят, что ничего особого не случится: жили там люди тысячи лет – и будут жить дальше, пока будет чем на жизнь зарабатывать. А двадцать минут моторкой от одного острова до другого – не такое уж и страшное испытание. Опять же, люди как-то живут на соседних Брайере, Сент-Мартине и Сент-Агнес – и ничего, острова не опустели…

У Сент-Мэри перспективы в любом случае получше, тем более что Skybus уже заявила, что будет менять «Айлендеры» на дополнительные «Твин Оттеры». И вместимость больше, и престарелым пассажирам в салон забираться удобнее – на «Айлендер» уже приходили нарекания по этому поводу. Аэропорт будет модернизирован за счет установки новых систем посадки, что позволит расширить его возможности к приему самолетов в сложных метеоусловиях. Работы по этому направлению и по реконструкции терминала уже начались, окончание намечено на 2014 год, идут работы и на «Большой Земле» по реконструкции аэропорта Лэндс Энд.

В

от такие проблемы островов небедной Британии. У нас все хуже: больше расстояния, нет региональных самолетов, но главное, нет платежеспособного спроса. За рубежом основу платежеспособного спроса на пассажирские перевозки в такие «медвежьи углы» составляют туристы, но у нас такой туризм никогда не будет развитым уже потому, что Россия очень большая, но не слишком разнообразная по своим природным условиям. Местные же жители в небольших поселениях не в состоянии регулярно пользоваться авиационным транспортом что у них, что у нас, разница лишь в размерах этих поселений и среднем уровне жизни населения. Поэтому если у нас где и нужны регулярные рейсы региональных 20-местных самолетов, то там, где в той же Великобритании полностью заполненными оказались бы узкофюзеляжные авиалайнеры.

Возьмем для сравнения три аэропорта:
  • Аэропорт Сент-Мэри обслуживает зимой в основном жителей островов, совершается восемь рейсов в день по трем направлениям, в субботу шесть, в воскресенье полетов нет.
  • Вот аэропорт Айлэ Гренегедейл на упоминавшемся уже острове Айлэ: два рейса каждый день круглый год (даже когда нет туристов!), летают 30-35-местные SAAB 340, плюс два раза в день на остров при посредстве парома ходит автобус из Глазо (2.5 часа пути). Население Айлэ – 3500 человек.
  • А вот Россия, Иваново. Два рейса в день, летают тридцатиместные Embraer EMB 120 Brasilia, правда, есть еще автобусы и поезда (4 в сутки, из них три проходящих). А население Иваново – 400000 человек, и никакого ажиотажного спроса на авиаперелеты оно не проявляет.

 

Скажете, Иваново не показатель? Ну вот аэропорт Мирный – и трудно добраться иначе как по воздуху, и алмазная столица. В расписании на октябрь (по данным Яндекса) 26 рейсов, из них ни одного ежедневного, большинство (19) – 4 раза в месяц. Население Мирного – 35000 человек. О чем тут говорить?

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *