logo


В 1930-е авиапромышленность Японии вышла на уровень ведущих держав, но в ходе войны была практически уничтожена. Но когда США стали рассматривать Японию как главного своего союзника в Северо-Восточной Азии, они начали снабжать ВВС этой страны самолетами своего производства. С ростом промышленного потенциала Ниппона тамошние власти решили, что хотя бы часть военных самолетов надо производить самим, янки не препятствовали, и началось как лицензионное производство американской техники, так и разработка собственных военных самолетов.

 

П

оскольку официальное название ВВС Японии – Воздушные Силы Самообороны, основу их составляют ЗРК и истребители, предназначенные для защиты страны от авиационного удара вероятного противника. Долгие годы главным противником был СССР, теперь же, даже несмотря на остающиеся вопросы по «Северным территориям», на эту роль обозначили Китай. Китайцы за последние годы сильно продвинулись в области военной авиации, и это все больше тревожит Японию, благо есть и территориальные споры, и память об Второй Мировой, и экономическое соперничество. Но как противостоять западному соседу?

Лет десять назад, когда ВВС Китая состояли из большого количества самолетов в основном устаревших типов, военная авиация Японии смотрелась на их фоне весьма предпочтительно. Основу ее составляли лицензионные F-15J, имелись истребители собственного производства Mitsubishi F-2A и старые лицензионные F-4EJ Phantom. Полутора сотням «Иглов» китайцы могли тогда противопоставить только несколько десятков Су-27, а с клонами МиГ-19 и МиГ-21, как и бомбардировщикам всех мастей, могли успешно бороться «Фантомы» и F-2 (аналог американского F-16). Большое преимущество японцам к тому же давало наличие развитой системы радарных станций и самолетов ДРЛО. Но теперь, когда в Китае есть и Су-30, и клон «Сушки» – Shenyang J-11, и Chengdu J-10 собственной разработки, а количество современных самолетов четвертого поколения составляет четыре-пять сотен, есть о чем задуматься. Китайские работы в области воздушных танкеров и самолетов ДРЛО, а равно прогресс китайского флота, в составе которого теперь появился и авианосец, еще более настораживают соседей азиатского гиганта. Хотя эти соседи в общем могут полагаться на воздушную мощь своего заокеанского союзника, приходится вооружаться и самим. Самурайская гордость также не позволяет японцам смотреть на то, как растет сила Китая, и они готовы на все, лишь бы не спасовать перед «китайской угрозой». Но за это приходится платить – и очень дорого.

Понятно, что современные военные самолеты недешевые, но японцам также важно поддерживать реноме технологически продвинутой нации и заниматься производством хотя бы части техники, пусть лицензионно, но самим. Технически страна к этому готова, но все равно есть проблемы.

Лицензионное производство в стране с не самой дешевой рабочей силой только удорожает стоимость готовых изделий, и это может смягчить только полноценное участие в международных процессах разработки и производства военной техники. В этом случае японская авиапромышленность изготовляла бы отдельные детали, узлы и агрегаты для всех участников программы, «в обмен» получая прочие комплектующие для сборки машин «для себя». Самостоятельная разработка дороже совместной, кроме того, она сильно сокращает экспортный потенциал получившихся машин. В случае Японии все долгие годы усугублялось принятым в 1967 году запретом на экспорт японской военной техники в другие страны, что делало собственные разработки, с учетом их высокотехнологичности и относительно скромного госзаказа, фантастически затратными. Но если затронуты вопросы национальной чести, финансовые вопросы отходили на второй план… Продолжение >> Своя катана и неяпонский бог.

1 2 3 4

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *