logo


Если с проектированием и производством патрульных и транспортных самолетов Япония, хоть и с трудом, но справляется, то с истребителями ситуация близкая к критической. Производство «японского F-16», Mitsubishi F-2 было прекращено в 2011 году не в последнюю очередь из-за высокой цены, по некоторым данным (с учетом стоимости разработки) вчетверо превышавшей стоимость того же F-16. А деньги Воздушным Силам Самообороны нужны позарез.

 

С

амыми ближайшими тратами являются проекты модернизации имеющегося парка для достижения паритета с Китаем. В первую очередь это касается основных японских истребителей F-15J, построенных по лицензии в 1980-90-е годы. Определенные усилия в этом направлении уже сделаны, модернизационные программы идут, но опять же, в силу ориентации на оборудование, производимое в Японии, результат не настолько хорош, как мог бы быть. Считается, что имеющийся локатор Raytheon APG-63(V1), производимый в Японии по лицензии, стоило бы заменить на устройство с активной фазированной антенной решеткой, кандидатов два: APG-63(V3), которым сингапурцы обновили свои F-15SG, или APG-82, который американцы пытаются продать Южной Корее вместе с F-15 Silent Eagle. Но пока о замене радаров решения нет, отчасти, вероятно, по финансовым причинам, а объемы модернизации, предусмотренные бюджетом, составляют не более 10% парка F-15J.

Замена радара не помешала бы и F-2, тем более что Тайвань и Южная Корея, не менее озабоченные китайским прогрессом в авиации, уже сделали это на своих F-16 приоритетными программами. Но японцы пока ничего не говорят о подобных планах в отношении своих истребителей.

Да что модернизация – в составе Воздущных Сил Самообороны до сих пор находится 82 «Фантома» выпуска начала 1970-х годов! Они уже прошли в середине 1980-х модернизацию, но на сегодня боевая ценность этих машин сомнительна. Но на что их менять?

Замены разведывательным «Фантомам» в ближайшее время не будет, программа оснащения соответствующим оборудованием «Иглов» была закрыта по финансовым соображениям. На замену остальных надо было найти истребитель – или разработать его.

О том, сколько будет стоить новый истребитель, даже страшно помыслить, тем не менее японцы все же собираются его построить. Mitsubishi ведет разработку самолета ATD-X, в конструкции которого будут применены технологии малозаметности («стелс») и прочие новинки, но первый полет намечен только на 2014 год. А тем временем Китай уже продемонстрировал в воздухе «стелсовый» J-20 и еще один похожий «совершено секретный» самолет J-31. Если дело пойдет такими темпами, китайцы сумеют сделать боеспособный истребитель пятого поколения эдак к 2018 году, а вот японцы даже не планируют пускать ATD-X в серию. По их задумке, ATD-X станет исследовательским самолетом, данные по которому будут использованы при разработке истребителя шестого поколения F-3. Уже даже озвучены сроки: начало работ — 2016-2017, первый полет — 2024-2025, серийное производство — 2027 год. Но все это вилами по воде писано как с технической точки зрения, так и с финансовой – хотя заявлено, что самолет создается для замены «Иглов» и будет изготовлен чуть ли не в 200 экземплярах.

На самом деле, как говорят многие эксперты, вся затея с ATD-X направлена на то, чтобы в будущем на максимально выгодных условиях вписаться в американскую программу разработки истребителя 6-го поколения. Действительно, продемонстрировав отдельные наработки по ATD-X, в теории можно склонить американцев ко взаимовыгодному сотрудничеству, тем более что стоимость разработки ожидается потрясающей и янки постараются ее снизить любой ценой. Но на самом деле все потуги с ATD-X выглядят как часть «работы над ошибками», которые японское правительство допустило в прошлом.

Началось все с того, что американцы так и не согласились продать Японии ни за какие деньги Lockheed F-22 Raptor, даже несмотря на то, что их собственные бюджетные ограничения заставили прекратить производство этого истребителя. Мотивировалось это тем, что в самолете использованы сверхсекретные технологии, не предназначенные для экспорта даже ближайшим союзникам. Взамен был предложен F/A-18E Super Hornet, но островитяне не захотели брать пусть неплохой и многоцелевой, но все же не самый «навороченный» самолет.

Получив с «Рэптором» от ворот поворот, японцы могли вовремя подать заявку на участие в программе «разрешенного к экспорту» F-35 Lightning II, но и тут «не срослось». На этот раз препятствием стало японское законодательство, запрещающее Японии экспорт военной техники и технологий, и японцам осталось только со стороны смотреть на разработку самолета, и заказывать «готовое». А это уже входит в противоречие с островным обычаем заниматься лицензионной сборкой с заменой значительной части не только оборудования, но и узлов и агрегатов на сделанное в Японии. А если все же «фаршировать» самолет самим, он, и без того недешевый, будет еще дороже, а по боевым возможностям не будет сильно отличаться от оригинала…

Само решение о выборе F-35 многие, в том числе азиатские эксперты считают далеко не лучшим, и сделанным в основном по политическим соображениям. Действительно, конкурс на новый истребитель мог бы позволить установить стратегическое партнерство с европейскими авиапроизводителями, но вместо этого Токио продолжает ориентироваться исключительно на Вашингтон. Сам же F-35 выбран, кажется, исключительно по причине его малозаметности, хотя по возможностям воздушного боя он заведомо уступает и F-22, и европейским «Тайфуну» и «Рафалю». В этом нет ничего удивительного, поскольку F-35 создавался в первую очередь как истребитель-бомбардировщик, но Японии-то, согласно оборонительной доктрине, нужны чистые истребители!

Но выбор был сделан, а затем был выдуман ATD-X, с помощью которого Ниппон, вероятно, постарается выторговать у дяди Сэма не только сотрудничество в области разработки истребителя шестого поколения, но и более заметную долю участия в программе F-35. Японские официальные лица заявляют, что идут переговоры с американцами относительно изготовления ряда узлов этих самолетов в Японии, причем не только для внутреннего употребления, но и для экспорта другим сборщикам, однако не исключается, что лицензия на этот раз все же будет на чистую «отверточную» сборку.

А пока заказано всего 4 машины и два симулятора, заказ еще на 8 «Лайтнингов» может быть сделан до 2015 года, хотя многое будет зависеть от темпов списания «Фантомов». Всего Япония рассчитывает получить 42 F-35, из них 38 планируется собрать «на месте».

Но как же так долго действовавший закон о запрете участия Японии в разработке предназначенного на экспорт вооружения совместно с другими странами? А все просто: его под F-35 отменили в 2011 году (хотя отдельные «исключения» бывали и раньше). Пацифизм — пацифизмом, а финансовое положение страны ухудшается, за 2000-е доля внешнего долга относительно ВВП страны увеличилась до 200%, параллельно сокращается оборонный бюджет. Страна с третьей по мощи экономикой просто не в состоянии оплачивать некоторые самостоятельные военные разработки. Теперь можно считать, что эпоха «изоляционизма» подходит к концу, но это, увы, навряд ли поможет «догнать и перегнать» Китай.

На этом фоне интересно поразмышлять о том, должна ли Россия с не то что не китайской, а даже не японской экономикой заниматься разработкой всей потребной военной (да и не только) техники сама? Многие считают, что да, иначе, мол, загубим отечественного производителя. С другой стороны, есть мнение, что именно этот отечественный производитель своим непомерным аппетитом загубил страну под названием СССР. Правильное решение лежит, видимо, где-то посередине, другое дело, что надо с умом выбирать, что делать самим, а что проще и дешевле купить за границей.

Знать бы еще людей, в которых этот ум гнездится и не затмевается всевозможными распилами и откатами…

1 2 3 4

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *