logo


В советские времена мы привыкли считать наши самолеты самыми лучшими в мире, и где-то так и было. Но спустя 20 лет после развала СССР приходится привыкать к тому, что от российской техники начинают отворачиваться даже наши самые верные клиенты. Ничего личного – просто бизнес…

 

К

онечно, в продажах военной техники сильна политическая составляющая, но сейчас ее все больше заменяет вопрос качества и цены. Для «развивающихся» стран в этом плане раздолье: из-за снижения политической конфронтации между ведущими производителями вооружений они могут выбирать лучшее – как по качеству, так и по цене и сопутствующим бонусам.

Крупнейшим независимым потребителем военной техники является Индия, и традиционно она значительную долю своего спроса удовлетворяла за счет продукции СССР-России. Увы, в последнее время наше место на индийском рынке вооружений успешно завоевывают американцы: достаточно вспомнить громадные контракты на тяжелые военно-транспортные и патрульно-противолодочные самолеты, на тяжелые вертолеты, заключенные с США и по сути закрывшие для России эти ниши. И, опять же увы, российские производители не всегда обеспечивают достойное качество, в том числе и послепродажного обслуживания, так что винить в прорыве американцев приходится не столько их и «продажных» индийцев, сколько себя самих.
Но не одни американцы рвутся к индийскому военному кошельку. Первые шаги в направлении выхода на международный рынок вооружений, в том числе и авиационных, делает Япония. Под удар попадает наш Бе-200…

Еще в 2010 году года индийский флот озвучил необходимость приобретения самолетов-амфибий. Основной их задачей называлась поисково-спасательная служба на удаленных от субконтинента Андаманских, Никобарских и Лаккадивских островах, также машины должны быть способными выполнять морскую разведку, осуществлять грузо-пассажирские перевозки между островами и доставку запасных частей для кораблей индийского флота, высадку сил быстрого реагирования и спасателей. Машины должны быть приспособлены и для перевозки раненых, и для борьбы с пиратами и террористами, обладать мощным поисковым оборудованием (включающим радар бокового обзора и инфракрасную систему), и аппаратурой радиоразведки. Для базирования на островах самолет должен уметь работать с коротких ВПП и иметь дальность полета минимум 1500 километров.

 

А

мфибии, как сообщалось, планировали заказать как ВВС, так и флот, первые – шесть штук, вторые – 9, причем не исключается, что итоговое число флотского заказа может достичь 18. Естественно, реальное количество машин, на которые будет выдан тендер, еще может поменяться в любую сторону, но, учитывая стоимость летающих лодок, побороться есть за что.

Естественно, на предложение тут же отреагировали канадская Bombardier с CL-415 и российский «Бериев» с Бе-200, но вскоре выяснилось, что ими список подходящих под условия будущего конкурса самолетов не исчерпывается. Есть еще японская ShinMaywa US-2.

Это очень опасный соперник для «Бериева 200», и то, что он доселе с ним не сталкивался, объяснятся исключительно японской политикой, запрещающей продажу военной техники японского производства за рубеж. В последнее время экономические трудности, с которыми сталкивается Страна восходящего солнца, вынуждает японцев потихоньку снимать такие ограничения, и к выходу на рынок вооружений US-2 уже нет никаких препятствий. В ноябре 2011 года было официально указано, что, хотя самолет и военный, но невооруженный, и, следовательно, его продажи за рубеж не попадают под запрет экспорта вооружений.

Ранее ShinMaywa предложила на экспорт гражданскую версию своей амфибии, но интереса она не вызвала главным образом по причине дороговизны и невысокого спроса на такие машины на гражданском рынке. Последний в основном завоеван канадцами с их легкими двухмоторными машинами, способными использоваться и как чисто пожарные, и по совместительству как спасательные и патрульные. Девять стран уже выбрали CL-415, причем в четырех случаях на бортах машин появились военные опознавательные знаки. Для сравнения, куда большие Бе-200 летают только в цветах российского МЧС и его азербайджанского аналога (1 самолет).

Судя по тому, что хотят от своих амфибий индийцы, основная борьба развернется между крупными «океанскими» машинами, причем конкурсантам придется спроектировать новые модификации своих самолетов, соответственно это будет у «Бериева» что-то вроде Бе-220, у японцев экспортный самолет проходит как SS-3. Возможно, «Бериев» и является фаворитом, но и японская амфибия не лыком шита.

Во-первых, она была специально спроектирована для выполнения большей части тех задач, которые называют индийцы, причем в условиях открытого моря. Мореходность US-2 значительно выше, чем у Бе-200, взлетно-посадочные характеристики радикально лучше (в том числе и из-за использования пятого двигателя для управления пограничным слоем), продолжительность и дальность полета, а также грузоподъемность заметно больше. Способность US-2 вести патрульно-спасательные операции в открытом море в любое время года проверена и на ней, и на ее предшественнице, Shin Meiwa US-1/1A (в общей сложности выполнено порядка 900 спасательных миссий, спасены сотни человек), в то время как Бе-200 эксплуатируется главным образом с суши в качестве пожарного самолета. Авионика на базовых версиях US-2 и Бе-200 в целом идентичная.

Во-вторых, на японском самолете используются те же двигатели AE 2100 (хотя и другой модификации), что и на недавно закупленных для индийских ВВС транспортных самолетах «Геркулес», что в значительной мере упростит эксплуатацию, в то время как на Бе-200 используются Д-436, и их в Индии нет, и, видимо, не будет даже в гражданской версии. Техподдержка что российских, что украинских двигателей заметно уступает американской.

В-третьих, японцы видятся многим в Индии гораздо более ответственными партнерами, нежели русские. И у них есть право так думать: истории с задержками поставок самолетов А-50 и бесконечными переносами сроков готовности и роста стоимости авианосца «Викрамадитья», как и некоторые другие, на слуху. Как и японская обязательность.

 

О

днако, японское предложение не лишено и недостатков по сравнению с Бе-200. Главный – высокая стоимость самолета: аж 75 млн. долл. за штуку! Правда, Бе-200 тоже не из дешевых – последний контракт на 8 Бе-200 для российского Министерства обороны потянул на 14 миллиардов рублей, что дает среднюю стоимость одного самолета в 53 миллиона долларов. И, как говорят, высокая цена японской амфибии определялась исходя из очень небольшой потребности Сил Самообороны, заказывающих одну амфибию в два года, в то время как получение индийского контракта могло бы разом увеличить производство в два раза и, видимо, заметно снизить стоимость самолета.

Недешево обойдется и эксплуатация пятимоторной японской амфибии, но это плата за ее высокие взлетно-посадочные характеристики. Решать индийским военным, а они уже давно не ищут «на грош пятаков» и готовы платить за нужную им технику достаточно большие деньги. По крайней мере, за транспортные С-117 Globemaster III, превосходящие по многим характеристикам Ил-76, они готовы платить по 178 млн. долл., а за противолодочные P-8 Poseidon – 220 млн. долл. за штуку. Так что как бы не пришлось нашему авиапроизводителю упустить и этот индийский контракт. Если, конечно, он вообще будет выдан.

А тем временем японцы провели презентацию US-2 на индийской выставке Defexpo-2012, продвигают свою US-2 и в других странах, например, Индонезии и Брунее. Шансов заинтересовать индонезийцев дорогой амфибией немного, но даже их японцы упускать не хотят. Ну так и «Рособоронэкспорту» надо бы сделать все возможное для проталкивания Бе-200 на индийский рынок, а ТАНТК самим как-то воздействовать на «Рособоронэкспорт». А то будет как с Ил-76, в программе которого про продвижение на экспорт, при наличии внутреннего заказа, как будто забыли…

  1. HZ66 Ответить

    Дело не только в качестве и цене. В отношении Индии неоднократно вdодились эмбарго на продажу вооружений со стороны стран НАТО и ЕС из-за войны с Пакистаном, разработки ядерного оружия. Собственно поэтому Индии и приходилось долгое время рассчитывать только на советское-российское оружие. Теперь ситуация изменилась. Индия расценивается как «противовес» Китаю, в связи с чем США и ЕС отменили ограничения на поставки оружия.

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.