Пятница, 19 апреля 2024

Авиаиндустрия

Торжество абстракционизма или «новые американцы»

В середине января этого года состоялся ребрендинг одной из крупнейших авиакомпаний США – American Airlines. То, с чем будут теперь летать самолеты переживающей не лучшие времена авиакомпании, вполне описывается заголовком.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]С[/dropcap]ама авиакомпания, оперирующая ныне под названием American Airlines, была основана в 1930 году как American Airways и была одной из нескольких независимых авиакомпаний с таким названием – фантазия у тогдашних авиаторов была не слишком богатая. На первый план она выдвинулась в 1936 году, когда, уже переименованная в American Airlines, начала получать знаменитые DC-3, став их первым эксплуатантом.

На «Дагласах» уже красовался ставший за последующие десятилетия классическим логотип авиакомпании, главными элементами которого были буквы AA и вполне натуралистическое изображение орла. Цветовая гамма была не менее классическая – патриотический красно-бело-синий триколор. Орел, кстати, тоже символ США, что очень подходило для авиакомпании со столь громким названием – хотя справедливости ради надо сказать, что на логотипе был изображен не национальный bald eagle, а «просто орел», причем белого цвета. Но белым он был только на бумаге, поскольку на самолетах белые элементы логотипа просто не закрашивались. Зато в палитре авиакомпании появился новый цвет – серебристый, ведь в те времена гражданские самолеты редко красили, и основным их цветом был полированный дюраль. Мода с тех пор неоднократно менялась, а вот серебристый окрас (хотя бы части машины) у самолетов American остался до сих пор как дань традиции.

Сэкономив на белой краске, авиакомпания не слишком-то разорялась и на прочих: синей был выполнен только логотип (зато во весь борт), а надпись AMERICAN над ним и регистрация – черной. Красной краски на машинах было больше – буквы AA и стрела в логотипе, полоса на фюзеляже и иногда некоторые элементы декора на крыльях, хвосте и капотах двигателей.

На фюзеляжах DC-3 и некоторых более поздних машин American красовалась надпись «American Flagship» и даже изображение четырехзвездного адмиральского флага с логотипом авиакомпании. Часто летающие пассажиры даже получали сертификаты принадлежности к «Адмиральскому клубу», подписанные «адмиралом С. Смитом» (владельцем авиакомпании). «Адмиральский клуб» существует и сейчас, а его ложи, где члены клуба могут приятно провести время в ожидании вылета, имеются в 40 аэропортах мира.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]П[/dropcap]ервый реберендинг American провела после войны. Буквы АА и орел остались, хотя последний стал более стилизованным, а все остальное – и земной шар, и диагональная стрела, и даже поле синего цвета, на котором все это было изображено, исчезло. Исчез даже триколор – логотип стал одноцветным, синим, но размещался все там же – в хвостовой части фюзеляжа. Именно с этим строгим знаком American вошла в эпоху своего наибольшего могущества, пришедшегося на 1950-е. Тогда и вплоть до 1961 года она была крупнейшей авиакомпанией не только США, но и мира – если не считать «Аэрофлот».

Декор самолетов остался тем же: красные элементы в тонкой черной обводке, добавилась крупная надпись «American Airlines» на фюзеляже, а меньшая надпись, ранее красовавшаяся непосредственно над логотипом, «переползла» на хвост. Таким же декор остался и после ребрендинга 1962 года, связанным, как говорят, с поступлением большого количества современных реактивных авиалайнеров. Ребрендинг коснулся только логотипа и заключался в возвращении на него триколора. На этот раз он был взаправдашним: белые поля логотипа на остававшихся серебристыми самолетах красились белым, а сам логотип переместился на хвост.

Изменения графики были минимальны: орел и буквы остались теми же, и в том же синем цвете, а вся композиция разместилась на белом поле с красной окантовкой. Внутрь логотипа поместилась и надпись American, еще до этого имевшаяся на хвосте отдельно.

Но главный ребрендинг, неразрывно связанный с именем Массимо Виньелли, был еще впереди. В 1968 году облик логотипа сильно изменился: доминантой стали буквы АА, а орел, еще более стилизованный (его в шутку даже стали называть «ножницами» – похоже!), сильно уменьшился в размерах и был низведен на роль разделителя заглавных букв названия авиакомпании и одновременно заполнителя места между вершинами букв А. Одна из букв стала красной, другая и орел остались синими, и на серебристых машинах все элементы композиции имели белую обводку. Уже здесь присутствовал триколор, но этого показалось мало, а место прежней довольно узкой продольной красной полосы на фюзеляже занял триколор высотой в дверной проем. Чтобы никто не сомневался, что триколор американский, на фюзеляже осталась надпись «American», но не синяя, как раньше, а красная. Кстати, на полной версии логотипа под буквами АА имелось еще название авиакомпании, в котором слово American также было выполнено красным, а Airlines – синим.

Логотип, несомненно, оказался очень удачным, тем более что АА являются еще и буквенным кодом IATA, присвоенным авиакомпании, и с них начинается обозначение всех рейсов American Airlines. Окраска же самолета не отличалась особой элегантностью, но была легко узнаваемой и от нее также отказываться не собирались. В итоге и она, и логотип сохранились практически в неизменном виде до 2012 года, не смотря на то, что анахронизм и статичность и того, и другого уже начинали резать глаза. Вносились лишь небольшие изменения в окраску, точнее, вводилась сама окраска: киль самолета, крылья и брюхо фюзеляжа нередко становились серыми или белыми, но в целом облик самолетов American Airlines оставался неизменным в течение 44 лет!

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]Н[/dropcap]о времена меняются, и дизайнеры нового поколения покусились на ставший уже иконическим облик самолетов American. Руководство компании в 2011 году решило радикально обновить парк, дабы заменить устаревшие MD-80, B757–200 и B767-200, и заказало зараз 360 «Боингов» и «Эрбасов» с опционом еще на 465 бортов. Говорят, что это была самая большая разовая закупка гражданских самолетов в истории, но до добра она не довела – спустя несколько месяцев American Airlines вынуждена была объявить о нахождении на грани банкротства. Началась реорганизация компании, сопровождающаяся и увольнением наземных служащих, и наоборот, наймом дополнительного количества пилотов. В свете таких изменений новый логотип и типовая окраска самолетов, представленная в середине января 2013 года, может показаться и не столь революционной, хотя…

ТЗ предусматривало, что в логотипе должны остаться А, орел и триколор, а в окраске самолета еще и серебристый цвет для сохранения преемственности. И контора Future Brand, известная многими работами для известных компаний, в том числе дизайном бренда Олимпийских игр в Лондоне и новой ливреи British Airways, сделала все в рамках этого ТЗ. Хорошо сделала или плохо – это вопрос вкуса, но изменилось ВСЕ.

 

Новый логотип American Airlines, называющийся Flight Symbol, должен символизировать этот самый полет и вообще движение вперед. Это несомненно, удалось, но если бы не сопутствующее название авиакомпании, то отгадать, что это именно American Airlines, не представляется возможным. Да, триколор есть, но где же орел, где заветные буковки?!!

А они есть, но в сильно абстрактном и по-масонски зашифрованном виде. Для начала, логотип – не плоский, а 3D, и изначально разрабатывался как таковой. Большинство авиакомпаний обзавелись знаками – изогнутые плоские фигуры, ленты. Основа нового знака American Airlines напоминает крыло, с заворачивающейся кромкой в форму обтекателя. В совокупности эти поверхности напоминают клюв и распростертые крылья парящего в небе орла, именно то, что и добивались передать дизайнеры в графическом исполнении.

Итак, орла мы нашли, найти букву А, все в том же знаке гораздо легче. Линия наклонная, линия горизонтальная – вот и половина заветной буквы, остальное дорисовывается в нашем воображении. Но к такой трактовке букв мы уже более-менее привычные, так что уж одна А есть. Вторая в начале наименования Airlines, это и так ясно. Итак, орел и, условно, две буквы А сохранились.

А вот, патриотизма в окрас самолета взамен старомодной фюзеляжной трехцветной полосы добавили премного, весь киль – это теперь огромный флаг страны. Его признает всякий, хотя звезд как таковых на нем и нет – их имитируют узкие белые полоски и игра градиентов на синих полях. Но широкие красно-белые полосы присутствуют во всем их натурализме, как в гимне: «Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight». Тяжелые бои предстоят American Airlines в процессе реформирования, и знамя, под которым им идти в них, уже гордо реет на самолетах.

Необходимо отметить, что понятие «триколор» в данном случае заметно разнится от того, как это понимали в США раньше и понимают в России сейчас. Это не осточертевшие своей классичностью цвета государственного флага, а вариации на тему, отличающиеся оттенками, и именно это делает что логотип, что флаг и выглядящими нетривиально, и одновременно безошибочно ассоциируемыми с национальными цветами. Так что даже с такой «святыней», как триколор, можно и нужно «играть» и добиваться эстетически приятных результатов!

Хотя наличие флага США на самолете с несомненностью говорит о том, что он принадлежит американской компании, название American громадным шрифтом нанесено в носовой части самолета рядом с «орлом». Само по себе появление названия авиакомпании во весь борт – достаточно типично, но… Здесь нименование еще и вносит ясность, которая требуется из-за новизны логотипа и того, что флаг-то нанесен на хвост, и с носа не особо виден. Надпись, чтоб и видна была, и гармонировала в окраске, выполнена серебристо-серой. Ну а фон, то есть весь остальной самолет, будет выкрашен в светло-серый металлик.

[quote align=»center» color=»#999999″]Именно серебристый, а не привычный в окраске самолетов American еще с 1930-х полированный дюраль. Во всем виноват Dreamliner![/quote]

Сейчас в парке авиакомпании нет ни одного 787-го (в свете последних событий можно сказать – к счастью), но в планах приобретение 42 таких машин с опционом еще на 56 бортов. Появление первого «Дримлайнера» в цветах American, благодаря все тем же батарейкам сдвинулось вперед и ожидается в конце 2014 года, и вот с цветами-то и оказалась засада. Фюзеляж нового «Боинга», не говоря уже о крыле, выполнен из композитов, и под полированный дюраль его можно выполнить, только предварительно оклеив зеркальной пленкой. Заниматься этим, естественно, никто не собирается, и единственный выход – красить серебрянкой. Ну а чтобы «металлические» самолеты не отличались по цвету от композитных, будут красить и их, первыми стали 737-е и новейший 777-300ER, на которых и прошла презентация нового имиджа American.

Возвращаясь к собственно бренду, главным недостатком продукта Future Brand называется его новизна. Действительно, Fligh Symbol никак не ассоциируется со старым логотипом American, и на первых порах возникновение ассоциации между ним и «старой» компанией – дело времени. К тому времени, когда этот процесс завершится в сознании пассажиров, авиакомпания, глядишь, пройдет темную полосу и «начнет жизнь с чистого лица». На это намекает и лозунг всей компании ребрендинга – А New American. Ну что же, посмотрим, как будут летать эти «новые американцы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.