Вторник, 23 апреля 2024

Тенденции

Воздушные грузоперевозки сокращаются

Известно, что перевозка грузов по воздуху хотя и быстрая, но недешевая. Следовательно, в условиях, когда мировая экономика балансирует где-то поблизости от кризиса, именно этот рынок должен был пострадать больше других.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap] 2011 году, по данным IATA, спрос на грузовые авиаперевозки по сравнению с 2010 годом упал на 0.6 %, в 2012 году падение продолжилось и достигло уже 1.5 процента. При этом в регионах с развитой экономикой падение еще больше. Например, в Европе и США падение спроса на перевозки составило 2.9%, а у их «поставщиков» из стран Азиатско-Тихоокеанского региона – 5.5 процентов. Объясняется это тем, что Европа и США стали потреблять заметно меньше дорогих азиатских товаров, составляющих основу авиационных грузоперевозок. С замедлением темпов роста мировой экономики многие грузы оказалось эффективнее отправлять водным транспортом: дольше, но гораздо дешевле.

В Южной Америке падение спроса составило всего 1.2% из-за того, что перевозка грузов авиацией на международных маршрутах там имеет сравнительно небольшие объемы, а в некоторые регионы доставка грузов возможна только по воздуху.

За падение перевозок во всем мире отчасти несет ответственность и бурное развитие грузовых перевозчиков Ближнего Востока. Там спрос на грузоперевозки увеличился там аж на 14,7%, что продолжило тенденцию роста 2011 года – 8,2 процента. Местные компании выходят на новые торговые рынки и отбивают хлеб у туземных коллег…

Возрос на 7.1% спрос на грузоперевозки и в Африке. В этот региониз-за несовершенства наземного транспорта и так многие грузы доставляются исключительно самолетами, плюс снижение цен из-за недостатка спроса в других местах – и вот результат. Кстати, в 2011 году в Африке наблюдался спад на 2.1%

Провозные емкости и коэффициенты загрузки в 2012 году в разных регионах двигались разнонаправленно. В целом по миру провозные емкости выросли всего на 0,2% за год, а коэффициент загрузки составил 45,2%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, как и ранее, наблюдалась самая большая загрузка – 56,1%, но по сравнению с 2011 годом она весьма значительно упала. Это произошло даже несмотря на то, что провозные емкости сократились на 2,4% — крупнейший рынок грузовых авиаперевозок резко реагирует на все изменения в экономике….

В Европе коэффициент загрузки сократился до 47.2 %, отчасти из-за того, что на 0.3% увеличились провозные емкости. Еще значительнее падение загрузки в США, хотя янки на два процента уменьшили провозные емкости. Результат – 35%, более пустыми самолеты летают только в Африке. Там, из-за падения спроса в других частях света. Сконцентрировались значительные провозные емкости. Выросшие с 2011 года на 9,2%. При таком избытке предложения, превышающем спрос. Коэффициент загрузки в 24.7% не удивляет.

В Южной Америке из-за того же притока грузовых самолетов (на 4.9%) коэффициент загрузки снизился до 38.3%.

А на Ближнем Востоке все замечательно. Хотя коэффициент загрузки достиг всего 44.8%, он, в отличие от всего мира, растет, как растут и емкости – на целых 11.4%. Как будто фокус перевозок смещается на Запад и возвращаются времена Шелкового пути, когда основную международную торговлю обеспечивали арабские купцы. Те же купцы некогда держали монополию на торговлю с Африкой – и рост торговых связей Ближнего Востока с Черным континентом также ответственен за рост авиационных перевозок в этих регионах.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]А[/dropcap]  рост пассажирских перевозок продолжается. В целом по миру спрос на них вырос на 5.3%, что меньше 2011 года (5.9%), но тоже неплохо. Как водится, рост спроса на международные перевозки (6%) опережает спрос на внутренние (4%), а коэффициент загрузки достиг почти рекордного уровня 79,1%. В Европе загрузка на международных линиях достигла 80,5%, а в США., где прирост спроса был минимален (всего 1.3%), она вообще дошла до 82%.В обоих случаях это было следствием консолидации отрасли, и это позволило европейцам закончить год без убытков, а янки даже получить заметную прибыль.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе, ответственные за пятую часть всего роста отрасли, прирост составил 5,2%, а загрузка держалась на хорошем среднем уровне 77,5%.Сходная загрузка была и на ближневосточных самолетах – 77,4%, причем одновременно имел место и прирост провозных мощностей на 12.5%, а спрос увеличился с 8,9% в 2011 до 15,4% Перевозчики в этом регионе улучшили воздушное сообщение между своими авиаузлами, количество которых постоянно растет, за счет значительного расширения сети (направлений) и увеличения частоты полетов. Несмотря на это, повышение коэффициента загрузки показывает, что рост стабилен и авиакомпании в данном регионе успешно привлекают новых пассажиров.

В Латинской Америке загрузка держалась на приличных 77,9% благодаря тому, что зато рост спроса (8,4%) опережал прирост провозных емкостей (7,5%). Сходная ситуация наблюдалась в Африке (7,5 и 7,1%), но там коэффициент загрузки достиг только 67,1%. Но для Африки это заметный рост.

Внутренние пассажирские перевозки в основном росли за счет Китая (9,5%) и Бразилии (8,6%), в США и Европе показатели остались приблизительно на том же уровне, что и раньше. В Японии отмечен рост 3,6%, но все еще сказываются последствия цунами, так что там и объем перевозок не восстановился, и коэффициент загрузки самый низкий среди всех рынков внутренних перевозок (62,0%). А вот в Индии объемы внутренних перевозок безо всяких цунами сократились на 2,1%. Причиной этого называется слабый экономический рост, увеличение эксплуатационных расходов, недостаточная инфраструктура, высокие налоги и слишком жесткое регулирование.

Что касается прогнозов на 2013 года, сделанных той же IATA, то это рост пассажирских перевозок где-то на 4,5-5%. IATA также надеется, что падение спроса на грузовые авиаперевозки прекратится и даже будет отмечен некоторый рост – на 1,4 процента. В этом случае возрастет и доходность авиаперевозок в общем – в 2012 году в этом плане похвастаться было нечем. Хотя было получено 6,7 млрд. долл. дохода, коэффициент рентабельности составил всего 1%, так что отрасль еле-еле держалась на плаву. В 2013 оду, если прогноз сбудется, будет получено 8,4 млрд. долл., а коэффициент рентабельности поднимется до 1,3 процента. Но даже такие надежды позволяют испытывать не более чем осторожный оптимизм – всякое может случиться и изменить баланс…

Фото: Александр Маркин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.