Вторник, 19 марта 2024

Авиаиндустрия

1. Слон сверхзвуковой – Tejas

Туземных боевых самолетов индийской же конструкции в боевых частях нет до сих пор. Был истребитель-бомбардировщик HF-24 Marut, но его спроектировал в основном небезызвестный немец Курт Танк, отметившийся в истории разнообразными «Фокке-Вульфами». Теперь «почти есть» Tejas – но именно что «почти».

[toggle_box]
[toggle_item title=»Предисловие»]Индия – родина крылатых слонов
В настоящее время многие так называемые «развивающиеся» страны весьма бурными темпами развивают свою авиационную промышленность, и результаты впечатляют. Но не всех – например, Индии особо гордиться пока нечем… >>[/toggle_item]
[/toggle_box]

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]М[/dropcap]ежду тем начало разработки «Теджаса» восходит к середине 1970-х, когда начались проработки концепции, и к начатой в середине 1980-х программе легкого боевого самолета LCA. И вот с тех пор тянется эта волына под заунывные звуки ситара: самолет разрабатывают, модифицируют, выпускают опытную серию… На дворе 2013 год, и, согласно заявлениям индийских авиастроителей, в этом году самолеты Tejas Mk.1 таки официально получат статус боевых и даже попадут в эскадрилью. Как говорится, не прошло и четверти века – но полноценными боевыми самолетами «Теджасы» станут только в 2015 году, спустя 30 лет после начала разработки. Должны стать.

А на самом деле все это вилами по Ганге писано, поскольку летающие сейчас (и даже применяющие в опытном порядке на полигоне оружие) «Теджасы» – это ограниченная опытная серия. Предполагается построить сорок серийных Tejas Mk.1, но пока не полетел не только первый из них (а должен был в начале прошлого года), но и эталон серии и последний предсерийный самолет LSP-8. Он должен дебютировать буквально на днях, но, зная индийское национальное отношение ко времени, в этом никакой уверенности нет. Также как и в том, что первый серийный Tejas Mk.1 появится, как было заявлено в феврале этого года, к сентябрю.

А ведь с финансированием проекта нет никаких проблем, и сам самолет отнюдь не истребитель пятого поколения. Но инженерам без конца приходится открывать в небольшой машине все новые и новые косяки, исправлять их, находить новые… Ну и работа идет отнюдь не в авральном темпе – менталитет не тот. Но даже индийское руководство, великолепно осведомленное о менталитете и прочем, начинает терять терпение, и на прошедшей в начале этого года выставке AeroIndia оно весьма жестко прошлось по всей программе LCA.

Истрибитель Tejas Mk.1 это только начало, это вроде как «Бхагават-Гита» рядом с «Махабхаратой». Сама эта модификация является в некотором разе опытной, поскольку индийских военных не устраивает в полной мере устанавливаемый на «единички» двигатель. Это американский General Electric F404, который вообще-то должен был ставиться только на опытные образцы. Для серийных «единичек» изначально предполагался туземный GTRE GTX-35VS Kaveri, но сага о «Кавери» – это сама по себе «Рамаяна», тянущаяся, как и проект LCA, с середины 1980-х. Много с тех пор в реке Кавери воды утекло, в работе над двигателем принимали и принимают активное участие и россияне, и французы, а на Tejas Mk.1 он не попадет. И навряд ли попадет (порукой чему многочисленные технические и технологические трудности) на другие модификации этого самолета, которых еще предстоит дождаться. Для них выбран и уже закуплен в количестве 99 штук американский General Electriс F414, причем с условием лицензионного производства на месте…

Первой модификацией, на которую не будет ставиться «Кавери», является учебно-тренировочная версия. Пока вообще не ясно, пойдет ли она в серию, и до сих пор «тренер» существует только в форме одного прототипа. При наличии лицензионных «Хоков» и перспективного HJT-36 Sitara (о нем позже), особого смысла в учебной версии «Теджаса» (по крайней мере сухопутного) нет. Опять же, наличие второй кабины отнюдь не улучшает летных характеристик, и учебному самолету вполне бы подошел F-414.

Вообще F-414 брали для считающегося наиболее перспективным Tejas Mk.2, где его применение позволит улучшить летные характеристики и массу боевой нагрузки. И все бы хорошо, но новый двигатель в фюзеляж «единички» категорически не помещается. Только ради размещения нового двигателя придется перепроектировать фюзеляж, создать новые воздухозаборники и справиться с «поползшим» центром тяжести. Отчасти дело усложняет удлинение носовой части самолета на метр и размещение там дополнительного электронного оборудования, добавим увеличение площади крыла и вертикального оперения, и мы имеем практически новый самолет.

HAL обещал, что Индия получит первый Tejas Mk.2 в конце 2013 года, но сейчас признает, что к этому сроку поступят только двигатели для него, а сам самолет полетит где-то в 2015 году. Интересно, на HAL сами в это верят?

А ведь в их планах еще две специфические палубные версии «Теджаса»: учебная и боевая. Пока мир видел только первую, первый полет которой состоялся в апреле 2012 года –на полгода позже срока, который представители фирмы озвучивали во время МАКС-2011. Прототип одноместного палубного истребителя-бомбардировщика все еще строится, а индийский флот уже заказал восемь предсерийных самолетов. Но заказать – не значит получить…

Палубный самолет априори имеет отличия от сухопутного в общем усилении конструкции, особенно шасси, более широком использовании коррозионностойких материалов, установке посадочного гака. В случае с морским «Теджасом» изменения затрагивают также модификацию носовой части для улучшения обзора и установку новых средств механизации крыла. Но и это не все: на первом прототипе установлен все тот же F404, тяги которого, по расчетам, не хватит для взлета самолета с трамплина авианосца. То есть серийная версия должна базироваться уже на «двойке», а если прототип «двойки» будет готов в 2015 году, то «окончательный» морской «Теджас» в… Нескоро.

Правда, корабль, с которого он должен летать, строящийся сейчас новый «Викрант», тоже сильно задерживается. Поначалу планировалось, что он войдет в строй в 2014 году, теперь называется 2017, но и это, разумеется, не самое «заднее» слово. Но, с другой стороны, есть «Викрамадитья», который, несмотря ни на что, сдадут Индии в ближайшие месяцы, ну или год, и с него «Теджас» тоже вроде должен суметь летать. Но прежде чем летать с авианосца, надо погонять «Теджасы», особенно учебные, на земле, а для этого должны иметься самолеты, а их, даже в предсерийной форме, еще надо дождаться.

Таковы вкратце основы эпоса про «Теджас», который пока и не думает завершаться фразой «и потом он долго служил в ВВС и Флоте Индии». Но «Теджас» – не единственный крылатый «белый слон» в Индии.
[divider][space height=»20″]

 

[toggle_box]
[toggle_item title=»1. Слон сверхзвуковой – Tejas» active=»true»]
Туземных боевых самолетов индийской же конструкции в боевых частях нет до сих пор. Был истребитель-бомбардировщик HF-24 Marut, но его спроектировал в основном небезызвестный немец Курт Танк, отметившийся в истории разнообразными «Фокке-Вульфами». Теперь «почти есть» Tejas – но именно что «почти».[/toggle_item]
[toggle_item title=»2. Слон учебно-тренировочный – Sitara»]
Если «Теджас» спустя четверть века все же добрался до грани массового серийного производства, то у HJT-36 Sitara все еще впереди. По сложности этот учебно-тренировочный самолет сильно уступает «Теджасу», но и работы по нему ведутся всего-навсего 15 лет. По планам, «Ситара» должна была поступить на вооружение летом прошлого года, а на самом деле на сегодня имеется единственный прототип и три предсерийных самолета. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»3. Слон пассажирский – Saras»]Пассажирских самолетов, да и транспортных тоже, Индия доселе не создавала. Шанс есть – есть Saras. Но много ли у «Сараса» шансов? >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»4. Слон военно-транспортный (MTA)»]Взирая на проблемы, с которыми сталкивается разработка туземной авиатехники (с вертолетами в Индии тоже далеко не все замечательно), индийцы вынуждены в деле оснащения своих ВВС (о гражданской авиации говорить и не приходится – там практически все импортное) полагаться на «иностранную помощь». Но, поскольку очень хочется научиться делать все самим, а Европа и Америка вовсе не жаждут делиться технологиями, приходится кооперироваться с Россией. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»5. Слон пятого поколения (FGFA)»]«Технологическая морковка» и традиционно более низкие цены на российские самолеты подвигли Индию на участие в другом совместном проекте – FGFA, он же PMF, он же, по сути, ПАК-ФА и Т-50. Контракт по этому проекту был подписан в конце 2010 года, и отчасти поэтому Индия отказалась от предлагаемого США участия в программе F-35. Причинами отказа от «Лайтнинга» прямо были названы цена и недостаточный объем передаваемых индийской стороне технологий. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»6. Индийский и русский слоны – братья навек (BrahMos)»]Есть положительные примеры русско-индийского военного сотрудничества в области авиации, помимо лицензионной сборки отечественных самолетов – например, ракета BrahMos. Это, конечно, не самолет, но зато она есть!
Если рассматривать программу «БраМос» с разных сторн, то видны сплошные плюсы. Ракеты морского и сухопутного базирования разработаны, испытания успешно пройдены, серийное производство идет, боевые стрельбы выполняются на «отлично». И индийцы, и русские довольны и называют «БраМос» успешным примером как технологического, так и политического сотрудничества. Но…
[/toggle_item]
[/toggle_box]

Один комментарий на “1. Слон сверхзвуковой – Tejas

Добавить комментарий для HZ66 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.