logo


Для пассажира главное в авиационном кресле – его удобство. Кто-то вспомнит и об эстетике, но вот понятие «безопасность» остается где-то на втором плане. И это при том, что очень многие так боятся попасть в авиационное происшествие!

 

С

уществует мнение, что единственный способ выжить в авиационной катастрофе – это не попадать в нее, ну а если попал – все, спасения нет. Любопытно, что такие мысли высказывают не только фаталисты из числа пассажиров, но и боссы авиакомпаний. По крайней мере, Майкл О’Лири из Ryanair под запись однажды выразился в том смысле, что ремни безопасности в самолете в случае аварии бесполезны. Естественно, эксперты в области безопасности с ним категорически не согласились, но у каждой стороны есть свои резоны иметь «особое мнение».

В самом деле, дай волю экспертам – они заставят сажать каждого пассажира в катапультируемую капсулу, снабженную сложнейшими посадочными системами, где он после приземления сможет выжить пару месяцев даже в условиях Марса. Авиакомпании тянут в другую сторону – им надо набить побольше народа в свои самолеты, и при этом чтобы было недорого и чтоб вес «тары» для пассажиров – кресел, багажных полок и прочего – был поменьше, ибо топливо надо экономить.
На практике приходится искать баланс, поэтому, с одной стороны мы имеем буйство дизайнерской мысли с самыми необычными компоновками и хлипкого вида «невесомыми» креслами, а с другой – жесткие нормы безопасности, по которым происходит сертификация кресел, и в итоге – «средние» кресла, которые по виду совсем не изменились за последние полвека. Борьба за удешевление и облегчение «тары» идет в основном на технологическом уровне, внедряются все новые и новые материалы. Но их надо сертифицировать, и тут иногда случается…

 

Х

рестоматийный пример – история с креслами японской Koito, когда в 2009 году обнаружилось, что сертификационные документы по нескольким моделям их кресел (проданных тысячными тиражами) были сфальсифицированы. В принципе. Сам факт наличия «левого» сертификата еще не доказывал, что кресла плохие, но, с другой стороны, если кому-то был нужен такой сертификат, значит, были проблемы с получением настоящего.

Осенью 2011 года опытным путем выяснилось, что кресла Koito сертификацию штатным порядком пройти не могли. Авиакомпания Continental Airlines (сейчас часть United) обязалась, согласно решению FAA, провести испытания кресел. Всего на 278 «Боингах» 737, 757, 767 и 777 Continental имелось около 20000 кресел Koito, для обследования взяли один 757 и… Обнаружилось, что прочность кресел эконом-класса, особенно первого ряда, недостаточна, а материалы отделки и обивки, примененные не креслах как эконом, так и бизнес-класса, не соответствуют нормам пожарной безопасности.

К счастью для Continental, нашелся способ усилить конструкцию имеющихся кресел и заменить пожароопасные материалы. Точная сумма, в которую это обошлось на 757-х, неизвестна, говорят о всего 20 долларах на кресло, но, по оценкам FAA, апгрейд всех кресел на всех типах должен был потянуть на 875000 долларов. Но пока идет тестирование кресел на 737-х United, которое должно закончиться только к 2014 году, да скоро должен начаться аналогичный процесс на 777-х, так что точный объем предстоящих доработок и их стоимость пока не определены. В любом случае деньги на все сначала предстоит найти авиакомпаниям, поскольку Koito, от греха переименованная в KI Holdings, будет оплачивать свои грехи еще долго: финансовое состояние фирмы не лучшее, всего под вопросом находятся 150000 кресел, и платить приходится не только за собственно ремонт, но и за многое другое, вплоть до срыва сроков приемки авиакомпаниями самолетов. Но это уже дело юристов…

Скандал с Koito, широко освещавшийся в отраслевой прессе, как ни странно, практически не затронул летающей публики, и пассажиры по-прежнему озабочены больше ценой за место, его размещением и удобством кресла. Однако пассажирам American Airlines рейса Бостон-Майами 29 сентября прошлого года пришлось убедиться, что не менее важно выполнение требований безопасности к креслам. На взлете 757-го передний ряд кресел завалился на второй! Еще на двух самолетах кресла эконом-класса в полете оторвались от пола – и пришлось это дело расследовать всерьез.

Причина оказалась не в креслах, а в методе их крепления к полу. Казалось бы, она подробно разрабатывается производителями самолета и кресел, но нужны еще и опытные техники, чтобы выполнить установку. В данном случае предстояло перекомпоновать эконом-класс после установки новых кресел в зоне «премиум-эконом». Боссы решили сэкономить, и вместо техников авиакомпании, которые просили за это «слишком много», наняли «гастарбайтеров». Как оказалось – эти деятели, причем из двух разных контор, не имели никакого представления, как крепить кресла у полу, и сделали все именно так, как все эти «мастера ремонта» и делают. В итоге на 48 Боингах 757 и 767 пришлось кресла снимать и ставить как надо, на специально для этого предназначенные усиленные направляющие.

Но и это оказалось не так просто. В январе этого года «вдруг» обнаружилось, что на как минимум одном 757-м American кресла эконома стоят «не так». То есть к прочности крепежа никаких претензий, а вот к месту – имеются. Один из рядов кресел был установлен со смещением в 5 см так, что частично блокировал проход к аварийному выходу на крыло. Руководство авиакомпании, конечно, заявило, что кресла ничего не блокируют, но факт несоответствия размещения кресел официальной схеме признало. Что с этим делать, сейчас решает FAA.

Тем временем производители кресел пытаются соблюдать все сертификационные требования, которые становятся все жестче и жестче. И кресло должно выдерживать громадные нагрузки, и сидящий в нем человек должен остаться в живых с минимальными повреждениями. И позвоночник целый, и шея не свернута, и ноги-руки не поломаны – задачка недетская.

Кстати, о детях. Они тоже летают в самолетах, и стандартное кресло должно, по идее, обеспечивать одинаково хорошую защиту и упитанному стокилограммовому здоровяку, и субтильному дитю в 25 килограмм. Как этого добиться. На самом деле никто толком не знает – тесты-то идут на стандартных манекенах…

Ну и вопрос с совсем маленькими детьми остается открытым. В автомобильной отрасли его уже успешно решили, обязав родителей устанавливать в салоне своего авто специальное детское кресло. В авиации такого до сих пор нет, хотя разговоры идут давно. Причина понятна: деньги. Ведь при существующих нормах допускается перевозка малолетних детей без предоставления места и со значительной скидкой или вовсе бесплатно. Если же вводить обязательность детских кресел, то это и авиакомпании лишние заботы, и для пассажира радикально большие расходы: придется как минимум покупать полноценный детский билет. И «по соглашению сторон», участвующих в перевозках, и редкости (но не отсутствию!) печальных примеров, авиационные власти во всем мире на специальных детских креслах не настаивают.

Но и обеспечить безопасность «стандартного» пассажира в кресле нелегко. Конечно в наше время решению этой проблемы здорово помогает виртуальное моделирование на компьютере, которое все больше и больше похоже на жизнь и в которой можно экспериментировать со все большим количеством новых материалов. Пока эти симуляции, правда, описывают только поведение кресла под нагрузкой (если кресло сломается, то и сидящему в нем худо придется), но не за горами появление и «электронных манекенов», с использованием которых можно будет заранее (т.е. до натурных испытаний) прикинуть и выживаемость пассажира. Но даже несмотря на эту помощь, разработка кресел (не дизайн, а именно разработка) становится все более сложной и новичков на рынке практически нет. Но, с другой стороны – рынок очень прибыльный. И уходить с него никто не хочет. Даже недоброй памяти Koito, то есть уже KI Holdings, собирается на нем остаться. Она уже получила одобрение на спецификации Японского бюро по Гражданской авиации на семь моделей кресел, включая одну совершенно новую модель.
Как ожидается, в 2014 году компания получит японский сертификат и сможет начать деятельность на местном рынке. С FAA и EASA компания также контактирует, но если европейцы после проведения первого этапа реклассификационного аудита в ноябре 2011 решили, что к дальнейшим этапам KI Holdings не готова, то американцы разрешили японцам провести сертификацию новой модели кресла. В любом случае, при ресертификации KI Holdings будут проверять с особым пристрастием, компании придется еще долго компенсировать предыдущие огрехи, ну и надо будет очищаться от дурной репутации, чего простой сменой названия не добьешься. Впрочем, пока пассажиры не сильно интересуются безопасность авиационных кресел, в этом плане не все потеряно – никто же не убился!

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.