logo


Взирая на проблемы, с которыми сталкивается разработка туземной авиатехники (с вертолетами в Индии тоже далеко не все замечательно), индийцы вынуждены в деле оснащения своих ВВС (о гражданской авиации говорить и не приходится – там практически все импортное) полагаться на «иностранную помощь». Но, поскольку очень хочется научиться делать все самим, а Европа и Америка вовсе не жаждут делиться технологиями, приходится кооперироваться с Россией.
  • Предисловие

    Индия – родина крылатых слонов В настоящее время многие так называемые «развивающиеся» страны весьма бурными темпами развивают свою авиационную промышленность, и результаты впечатляют. Но не всех – например, Индии особо гордиться пока нечем… >>

 

В

осклицание «Хинди руси бхай-бхай» восходит еще ко временам Афанасия Никитина, и с тех пор не раз усматривалась некая ментальная близость индийского и русского народов. С сожалением можно сказать, что в деле разработки авиатехники соединение могучих интеллектов Севера и Юга пока дает крайне скромные плоды. Иной раз даже завязи рассмотреть не удается…

Вот MTA – совместный проект, в России известный как Ил-214. Начало его восходит к 2001 году, когда в Москве был подписан протокол о начале работы по созданию совместного многофункционального военно-транспортного самолета. Программа была рассчитана на выполнение в течение 5 лет, то есть в 2006 году ожидалось появление первых серийных самолетов.

Сейчас эти сроки вызывают только истерический хохот. Совместное предприятие про разработке самолета было организовано аж в 2009 году, а контракт на предварительное проектирование машины был подписан только в октябре 2012 года. Некогда указывалось, что первый опытный самолет должен появиться в 2014 году, а в 2015 году состояться серия. Сейчас об опытном самолете ничего не слышно, серия же намечается в 2017-2018 годах. То есть снова – «даешь самолет за пятилетку!!!»

Глядя на предыдущее десятилетнее «торможение», в пятилетний прорыв откровенно не верится. Способность России проектировать столь сложные самолеты со времен «лихих девяностых» заметно снизилась, а аналогичная способность Индии не выросла ни на пядь. Перенос производства Ил-76 в Ульяновск и разработка модификации Ил-76МД-90 начались в 2006 году, и сейчас, спустя шесть лет, есть только опытный образец, который только начал программу летных испытаний. В 2014 году ожидается поставка первого серийного самолета. Следовательно, разработка модификации известного самолета, его испытания (часть, видимо, пойдет зачетом с предыдущих версий) и организация его производства (при наличии опыта организации производства в Ташкенте) до изготовления первого серийного у России займет 8 лет. А если самолет совершенно новый и никогда ранее не производившийся?

Конечно, конец 2000-х – это финансовый кризис и все такое, но Россию-то он вроде не затронул. Наличие в программе Ил-214/MTA индийских денег наверняка будет скомпенсировано индийским обычаем долго и упорно пересматривать характеристики требующихся ВВС самолетов, так что до «заморозки» конструкции пройдет еще неизвестно сколько времени. А ведь эти требования надо как-то соединить с российскими – вроде и наши ВВС собирались Ил-214 купить.

Пока уточняются требования к MTA, для самолета по сути нет двигателя. Предполагается установка ПС-90А76, сейчас ставящегося на Ил-76МД-90, но требования индийской стороны к эксплуатации самолета на высокогорных аэродромах, по мнению генерального директора Авиакомплекса имени Ильюшина Виктора Ливанова, с ПС-90 выполнить не удастся из-за его недостаточной тяги. Тот же г-н Ливанов в одном из недавних интервью открыто назвал ПС-90А76 устаревшим – и какие перспективы самолет с ними будет иметь еще через пять лет?

Индийцы попытались «проиграть» установку CFM56 – и тут тяги не хватает. Получается, что ПС-90 – это для опытных машин, а в серии вся надежда на ПД-14. Только где этот ПД-14 и сколько еще будет длиться его разработка?

 

А

 тем временем конкуренты-то не спят. И вся программа MTA держится, кажется, только благодаря тому, что эти конкуренты не желают делиться технологией. И пока русско-индийский проект существует только в виде разговоров и демонстрационных моделей, в Бразилии с 2006 года всерьез идут работы по КС-390.
Машина ровно в том же классе, что и МТА, по прикидкам, грузоподъемность (легко конвертируемая в так любимое индийцами условие работы с высокогорных аэродромов), у нее, по расчетам, составит 23 тонны (больше, чем первоначально рассчитывали разработчики). MTA не дал Индии поучаствовать в этом проекте как производителю, «Эмбраер» из-за MTA не рассматривает Индию как потенциального покупателя. Однако в 2014 году ожидается первый полет КС-390, и есть неплохая вероятность, что эти сроки будут выдержаны – так же как и выход на рынок в 2016 году, тем более что уже есть предварительный заказ на 60 машин.

MTA, учитывая состояние российской авиапромышленности и ход проекта в общем, может здорово припоздниться: один из российских экспертов назвал вероятной датой первого полета 2022 год, а серии – 2025-й. К этому времени самолет уже изрядно устареет, и встанет вопрос о том, стоила ли овчинка выделки. Вообще же вопрос может встать уже в 2014 или в 2016, когда может оказаться, что закачка денег в русско-индийский проект не дает ощутимых результатов, а на рынке появится готовый аналог.

Таким образом, потянувшись за технологической морковкой, индийский ослик может в конце-концов осознать, что попал в типичную русскую ловушку: втянулся в проект, тягучий, как песня из индийского кинофильма, который уже дорого обошелся, бросать его жалко, но для достижения результата потребуются дополнительные деньги и запасы терпения. Индийцы этого дела вдоволь наелись с авианосцем «Викрамадитья», хотя там дело шло всего-навсего о модернизации корабля, и, казалось, неожиданностей не должно было быть. На практике же – грандиозные задержки, перерасход средств, дефекты…

Но ведь и индиец ныне уже не тот пошел: он уже в полный голос критикует русских за их политику «продал-забыл», он с возмущением рассуждает о всех этих задержках со стороны наших продавцов, он и своего производителя не прочь поругать за неэффективность. Бхаратья – страна демократическая, и голос этих недовольных, поддерживаемый «западным» военно-промышленным лобби, будет услышан и принят к сведению. А там, глядишь, и программа MTA может быть пересмотрена…

 

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *