logo


«Технологическая морковка» и традиционно более низкие цены на российские самолеты подвигли Индию на участие в другом совместном проекте – FGFA, он же PMF, он же, по сути, ПАК-ФА и Т-50. Контракт по этому проекту был подписан в конце 2010 года, и отчасти поэтому Индия отказалась от предлагаемого США участия в программе F-35. Причинами отказа от «Лайтнинга» прямо были названы цена и недостаточный объем передаваемых индийской стороне технологий.
  • Предисловие

    Индия – родина крылатых слонов В настоящее время многие так называемые «развивающиеся» страны весьма бурными темпами развивают свою авиационную промышленность, и результаты впечатляют. Но не всех – например, Индии особо гордиться пока нечем… >>

 

В

опрос в том, какие технологии будут переданы индийской стороне россиянами. Несмотря на то, что Т-50 летает, и, кажется, неплохо, это не то что не истребитель пятого поколения, а не истребитель вообще. В настоящее время только США имеет опыт разработки полноценного истребителя пятого поколения F-22, и даже то, что известно об этом в значительной мере секретном проекте, настораживает. Громадная стоимость разработки и невероятная сложность самолета в итоге привели к значительному сокращению объема закупок и прекращению производства – и это в США, а для России, даже поддержанной индийскими деньгами и немного мозгами (не секрет же, что индийские инженеры будут выполнять роль скорее придирчивых заказчиков и одновременно прилежных учеников), проект вообще может оказаться неподъемным. Ведь надо сделать не только планер и двигатели, но еще и сложнейшую авионику, и новые материалы надо использовать по полной.

По прикидкам, разработка FGFA обойдется в 11 миллиардов долларов, а первоначальные сроки подразумевали появление первого прототипа (видимо, некой модификации ПАК-ФА) уже в 2014 году, а второго и третьего – в 2017 и 2019 годах соответственно. Однако, едва успели просохнуть чернила на первом русско-индийском контракте на 295 миллионов долларов, сроки программы привычно поехали вправо. Вот уже начало серийного производства с 2019 сдвинулось на 2020 год, потом на 2022 – и это еще до того, как вообще начались какие-либо работы!

Параллельно индийцы начали пересчитывать количество нужных (или, точнее, подъемных для бюджета) самолетов, и оно с 166 одноместных и 48 двухместных в прошлом году ужалось уже до 144 одноместных машин. Зато цена выросла: доля индийских расходов на разработку поднялась с 5 до 6 миллиардов долларов, а общие предполагаемые расходы, включающие серийное производство, достигли 30 миллиардов. И это наверняка не предел.

Совсем отказаться от разработки FGFA индийцам гораздо сложнее, чем от MTA, поскольку им нужен ответ на китайские разработки «стелсов» – как минимум из политических соображений. Но, с другой стороны, проект накрепко завязан на Россию, а наш бюджет как бы тоже не совсем готов к полномасштабной разработке нового истребителя. В итоге затягивание сроков и увеличение стоимости программы может подвигнуть индийцев снова начать посматривать в сторону F-35. Дело привычное – они уже отказались от закупок транспортных самолетов российской разработки в пользу американских, контракты на истребители и танкеры выигрывают европейцы. В «многополярном мире» оружие можно покупать в разных местах…

 

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *