Вторник, 19 марта 2024

Авиаиндустрия

5. Слон пятого поколения (FGFA)

«Технологическая морковка» и традиционно более низкие цены на российские самолеты подвигли Индию на участие в другом совместном проекте – FGFA, он же PMF, он же, по сути, ПАК-ФА и Т-50. Контракт по этому проекту был подписан в конце 2010 года, и отчасти поэтому Индия отказалась от предлагаемого США участия в программе F-35. Причинами отказа от «Лайтнинга» прямо были названы цена и недостаточный объем передаваемых индийской стороне технологий.

[toggle_box]
[toggle_item title=»Предисловие»]Индия – родина крылатых слонов
В настоящее время многие так называемые «развивающиеся» страны весьма бурными темпами развивают свою авиационную промышленность, и результаты впечатляют. Но не всех – например, Индии особо гордиться пока нечем… >>[/toggle_item]
[/toggle_box]
[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap]опрос в том, какие технологии будут переданы индийской стороне россиянами. Несмотря на то, что Т-50 летает, и, кажется, неплохо, это не то что не истребитель пятого поколения, а не истребитель вообще. В настоящее время только США имеет опыт разработки полноценного истребителя пятого поколения F-22, и даже то, что известно об этом в значительной мере секретном проекте, настораживает. Громадная стоимость разработки и невероятная сложность самолета в итоге привели к значительному сокращению объема закупок и прекращению производства – и это в США, а для России, даже поддержанной индийскими деньгами и немного мозгами (не секрет же, что индийские инженеры будут выполнять роль скорее придирчивых заказчиков и одновременно прилежных учеников), проект вообще может оказаться неподъемным. Ведь надо сделать не только планер и двигатели, но еще и сложнейшую авионику, и новые материалы надо использовать по полной.

По прикидкам, разработка FGFA обойдется в 11 миллиардов долларов, а первоначальные сроки подразумевали появление первого прототипа (видимо, некой модификации ПАК-ФА) уже в 2014 году, а второго и третьего – в 2017 и 2019 годах соответственно. Однако, едва успели просохнуть чернила на первом русско-индийском контракте на 295 миллионов долларов, сроки программы привычно поехали вправо. Вот уже начало серийного производства с 2019 сдвинулось на 2020 год, потом на 2022 – и это еще до того, как вообще начались какие-либо работы!

Параллельно индийцы начали пересчитывать количество нужных (или, точнее, подъемных для бюджета) самолетов, и оно с 166 одноместных и 48 двухместных в прошлом году ужалось уже до 144 одноместных машин. Зато цена выросла: доля индийских расходов на разработку поднялась с 5 до 6 миллиардов долларов, а общие предполагаемые расходы, включающие серийное производство, достигли 30 миллиардов. И это наверняка не предел.

Совсем отказаться от разработки FGFA индийцам гораздо сложнее, чем от MTA, поскольку им нужен ответ на китайские разработки «стелсов» – как минимум из политических соображений. Но, с другой стороны, проект накрепко завязан на Россию, а наш бюджет как бы тоже не совсем готов к полномасштабной разработке нового истребителя. В итоге затягивание сроков и увеличение стоимости программы может подвигнуть индийцев снова начать посматривать в сторону F-35. Дело привычное – они уже отказались от закупок транспортных самолетов российской разработки в пользу американских, контракты на истребители и танкеры выигрывают европейцы. В «многополярном мире» оружие можно покупать в разных местах…
[divider][space height=»20″]

 

[toggle_box]
[toggle_item title=»1. Слон сверхзвуковой – Tejas»]
Туземных боевых самолетов индийской же конструкции в боевых частях нет до сих пор. Был истребитель-бомбардировщик HF-24 Marut, но его спроектировал в основном небезызвестный немец Курт Танк, отметившийся в истории разнообразными «Фокке-Вульфами». Теперь «почти есть» Tejas – но именно что «почти». >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»2. Слон учебно-тренировочный – Sitara»]
Если «Теджас» спустя четверть века все же добрался до грани массового серийного производства, то у HJT-36 Sitara все еще впереди. По сложности этот учебно-тренировочный самолет сильно уступает «Теджасу», но и работы по нему ведутся всего-навсего 15 лет. По планам, «Ситара» должна была поступить на вооружение летом прошлого года, а на самом деле на сегодня имеется единственный прототип и три предсерийных самолета. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»3. Слон пассажирский – Saras»]Пассажирских самолетов, да и транспортных тоже, Индия доселе не создавала. Шанс есть – есть Saras. Но много ли у «Сараса» шансов? >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»4. Слон военно-транспортный (MTA)»]Взирая на проблемы, с которыми сталкивается разработка туземной авиатехники (с вертолетами в Индии тоже далеко не все замечательно), индийцы вынуждены в деле оснащения своих ВВС (о гражданской авиации говорить и не приходится – там практически все импортное) полагаться на «иностранную помощь». Но, поскольку очень хочется научиться делать все самим, а Европа и Америка вовсе не жаждут делиться технологиями, приходится кооперироваться с Россией. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=»5. Слон пятого поколения (FGFA)» active=»true»]«Технологическая морковка» и традиционно более низкие цены на российские самолеты подвигли Индию на участие в другом совместном проекте – FGFA, он же PMF, он же, по сути, ПАК-ФА и Т-50. Контракт по этому проекту был подписан в конце 2010 года, и отчасти поэтому Индия отказалась от предлагаемого США участия в программе F-35. Причинами отказа от «Лайтнинга» прямо были названы цена и недостаточный объем передаваемых индийской стороне технологий.[/toggle_item]
[toggle_item title=»6. Индийский и русский слоны – братья навек (BrahMos)»]Есть положительные примеры русско-индийского военного сотрудничества в области авиации, помимо лицензионной сборки отечественных самолетов – например, ракета BrahMos. Это, конечно, не самолет, но зато она есть!
Если рассматривать программу «БраМос» с разных сторн, то видны сплошные плюсы. Ракеты морского и сухопутного базирования разработаны, испытания успешно пройдены, серийное производство идет, боевые стрельбы выполняются на «отлично». И индийцы, и русские довольны и называют «БраМос» успешным примером как технологического, так и политического сотрудничества. Но…
[/toggle_item]
[/toggle_box]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.