Пятница, 29 марта 2024

Авиаиндустрия

Бразильские авианосцы: Прошлое

В Бразилии, как известно, много диких обезьян. Авианосцев там немного, но они есть, причем история тамошнего авианосного флота гораздо длиннее, нежели у «Великой Морской Державы» России. Свой первый авианосец – Minas Gerais – Бразилия получила еще в 1960 году.

Авианосец Minas Gerais, естественно, был к этому моменту не новым кораблем. Он вошел в строй британского флота как HMS Venegance в 1945 году, отправился даже на Тихий океан, чтобы воевать с японцами, но не успел. До 1952 года «Венженс» ходил под британским флагом, потом недолго – до 1955 года – под австралийским, причем находился там в аренде. По возвращении корабля в Британию ему был найден новый постоянный владелец – Бразилия, где он получил имя «Минас Жераис», в честь одного из штатов страны. Говорят, что авианосец стал «пряником» для бразильских моряков от новоизбранного президента страны: в противном случае флот готовился учинить мятеж! Но «игрушка» была получена, и до боев между армией и ВВС с одной стороны, и флотом с другой, как это получилось в соседней Аргентине, дело не дошло.

Minas Gerais

Любопытно сравнить судьбу «Минаса Жераиса» с жизнеописанием «Викранта», тем более что изначально эти корабли принадлежали к одному типу Colossus, и новым владельцам попали практически одновременно.

Как и «Викрант», перед передачей новому владельцу «Минас Жераис» прошел модернизацию с установкой паровой катапульты, угловой палубы и прочего. Но переделку бразильцы заказали не англичанам, а голландцам, но на сроках – три года – это не слишком отразилось. В 1961 году корабль прибыл в Бразилию.

За формирование авиагруппы бразильские моряки взялись серьезно, но не спеша. Главной задачей корабля считалось патрулирование экономической зоны страны, следовательно, в первую очередь предполагалось закупить современные по тем временам патрульно-противолодочные «Треккеры». Но сначала требовалось подготовить туземные кадры: и палубные команды, и летчиков. И вот бразильцы приобретают по первости три стареньких торпедоносца TBM-3 Avenger (американского производства, но через французов), а потом шесть тренировочных палубников Hamilton Aircraft T-28R-1 Nomair. Последний был специфической версией американского учебного самолета North American T-28 Trojan, переделанной из списанных в США сухопутных Т-28А специально для бразильского флота.

Увы, дальше все пошло как в бразильском сериале. Только донья Марина зажила по человечески, как тут же против нее стала строить козни донья Форса Аэреа, которая убедила-таки дона Умберту лишить соперницу ее украшений по подозрению в неверности. Да-да, так все и было! Донья Марина – это Marinha do Brasil, флот, донья Форса Аэреа – Forca Aerea Brasileira, ВВС, а дон Умберту – Умбе́рту ди Аленка́р Касте́лу Бра́нку, тогдашний президент Бразилии, издавший в 1965 году указ о лишении флота всех самолетов и передаче их ВВС. Мысль была в том, что если флот все же когда-нибудь взбунтуется, у него не будет самолетов, и с помощью ВВС свободолюбивых моряков удастся быстро усмирить. А южноамериканские моряки действительно большие поборники демократии, и к диктатурам (особенно без их участия) всегда и везде относились с большим недоверием.

North American T-28 Trojan

«Номэйры» ВВС перевели на берег, решив, что тратить силы на самостоятельную подготовку палубных пилотов не стоит, и проще посылать их на обучение в США. Из США к тому времени прибыли и «Треккеры», которые на долгие годы стали единственными самолетами, летавшими с «Минаса».

Ситуация с авиагруппой стала анекдотической: на одном корабле их было две – одна от ВВС на «Треккерах», другая от флота, на вертолетах. Так продолжалось до 1987 года, когда на корабле сломалась катапульта. Запчастей достать не удалось, самолеты были отправлены на берег, а на борту остались только флотские вертолеты.

Но не было счастья, да помогло чужое несчастье. Аргентинцы решили списать однотипный авианосец 25 de Mayo и согласились продать северным соседям катапульту с него. В 1996 году на борту снова появились на ладан дышащие «Треккеры», чей срок службы подходил к концу.

Но к концу подходили и времена унижений доньи Марины. Улучшение экономики страны дало деньги, которых раньше так не хватало, а демократизация политической сферы лучше любых угроз свела возможность флотского бунта до нуля. И как донья Форса Аэреа не противилась, новый президент страны, дон Ферна́нду Энри́ки Кардо́зу отменил все ограничения на приобретения самолетов для флота. При доне Энрики флот попробовал на борту «Минаса» аргентинские «Скайхоки», нашел их подходящими и в 1999 году приобрел в Кувейте 23 одно- и двухместных A-4KU.

McDonnell Douglas A-4KU Skyhawk

Самолеты были построены в 1977 году, но находились в очень хорошем состоянии – как из-за сухого климата Кувейта, так и из-за невысокой интенсивности использования. Машины, вместе с запасными двигателями и вооружением, обошлись бразильцам всего в 70 миллионов долларов – очень выгодная сделка!

Как альтернатива ей рассматривалось приобретение в Англии «Си Харриеров», но моряки понимали: если брать их, то о нормальных авианосцах и полноценной авиагруппе в обозримом будущем придется забыть. И, в отличие от индийцев, поставили на катапультный взлет и аэрофинишеры.

Долго летать с «Минаса Жераиса» самолетам, получившим обозначение AF-1 Falcao, не довелось: корабль был уже слишком стар (на тот момент – старейший находящийся на ходу авианосец в мире) и ожидалось его списание. Но наличие «Фальконов» сыграло свою роль: ни о каких «харриероносцах» и прочих убожествах и речи не было. И в 2000 году бразильские моряки уже довольно потирали руки – у них будет новый авианосец на смену «Минасу»!

Ещё об авианосцах в АВИАГЛОБУС >>


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.