logo


Следующий шаг в совершенствовании авиагруппы «Сан Пауло», по мнению бразильских адмиралов – получение самолетов-заправщиков. Действительно, для длительных полетов над морем такой аэроплан незаменим. Флот США раньше имел специализированные заправщики KA-3B Skywarrior, KA-6D Intruder, потом низвел до роли заправщиков противолодочные S-3B Viking, сейчас вполне довольствуется заправщиками наземного базирования. Но то США, у них базы почти везде, да и сухопутных заправщиков сотни. На крайний случай янки вешают заправочные контейнеры под истребители-бомбардировщики «Хорнет» и «Супер Хорнет» – хотя это и не слишком экономично.

 

Д

ля французского «Шарля де Голля» это единственный способ – специализированных палубных заправщиков у французов не было никогда, береговых мало, и заправочный контейнер приходилось и приходится подвешивать под «Этандары» (Dassault Super-Étendard). То же пока делают и бразильцы: один «Фалькон» заправляет других, как это во время Вьетнамской войны нередко делали американские «Скайхоки».

Использовать боевые самолеты для заправки других боевых самолетов – не лучшая идея, но хуже всего она реализована у нас. То есть в России есть и палубные истребители, и специальные палубные (облегченные) подвесные заправочные агрегаты, но вот как это все работает на практике? И без того взлетная масса при взлете с трамплина ограничена, а тут еще и вес заправочного агрегата добавляется. На Су-33 разработанный специально для авианосцев агрегат УПАЗ-1К на практике не применялся, МиГ, конечно, по весовой отдаче получше, но все равно – как минимум, дороговато получается.

Бразильцам показалось расточительным использовать для дозаправки даже «Фальконы». Это на «Кузнецове» и «Викрамадитье» придется терпеть, а если есть катапульта и доступ к арсеналам США, точнее базам хранения, можно найти кое-что подходящее. Там нашлись восемь палубных транспортных самолетов С-1 Trader, четыре из которых теперь возвращают в летное состояние. Грузоподъемность оригинального «Трейдера» составляла порядка 3.5 тонн – то есть меньше, чем «Скайхока»-«Фалькона», но зато на нем гораздо больше места. В ходе модернизации, обошедшейся в 167 миллионов долларов, самолеты оснастят вместо поршневых двигателей турбовинтовыми, поставят новую авионику, установят в фюзеляже заправочный агрегат. Машины, обозначенные как KC-2 Turbo Trader, сохранят и транспортные возможности. Таким образом, в апреле 2014 года бразильский флот получит первые два палубных заправщика, они же транспортники. Сообщается также, что «Турбо Трейдеры» будут привлекаться и к операциям флота по десантированию спецназовцев. Два других будут готовы к октябрю 2015 года.

kc-2 turbo trader

О самолете с такими возможностями и россиянам, и индийцам остается только мечтать, но без катапульт на авианосцах эти мечты останутся несбыточными. А южноамериканским морякам осталось только немножко подождать…

 

А

 тем временем воображение у бразильцев разыгралось не на шутку. Ага, заправщики у нас будут, кто следующий? По логике – самолет ДРЛО. Ну что же, платформа – тот же «Трейдер», возможно – «Треккер» (у Уругвая есть несколько ненужных), остается «только» поставить новые двигатели и электронику. В качестве кандидатов рассматриваются радары Eliradar HEW-784 и Thales Searchwater 2000, интегратором должен выступить туземный «Эмбраер». Самолеты получатся очень дорогими – но такова уж особенность всех машин ДРЛО – и решение по ним пока не принято. Но и планы по обретению парочки таких машин не отброшены, ну а технические возможности есть!

Опять же: ни индийский, ни российский авианосцы принять самолеты ДРЛО не в состоянии, а вертолет как платформа для радара самолетам заметно уступает.

Возможно, с радаром бразильцам помогут шведы с «Эриксона», благо их Erieye стоит на Embraer R-99. Но вот с чем шведы твердо решили помогать бразильцам, так это с современным палубным истребителем.
Да уж, на такую роль «Фалькон» не тянет, но вот JAS-39 Gripen – вполне. Осталось только приспособить его к корабельному базированию.

Инициатива в этом принадлежит самим шведам, пытающимися найти новые рынки сбыта для своего самолета. Теоретически на базе «Грипена», разрабатывавшегося с условием работы с коротких ВПП, можно сделать палубный самолет, усилив конструкцию и шасси, а также установив посадочный гак. Нет сомнений, что шведские конструкторы способны такую модификацию разработать. Но вот кому потом этот Sea Gripen продавать?

JAS-39 Gripen

Самим шведам палубник, естественно, не нужен, не нужен он США и России. Британия отказалась от палубного «Еврофайтера» в пользу американского F-35, Испания и Италия классических авианосцев строить не собираются, продавать в Китай – себе дороже. Остались только Индия и Бразилия.

Для обеих стран «Си Грипен» (C Gripen) предлагался в комплекте с обычными «Грипенами» в качестве основного истребителя, но в Индии выиграл «Рафаль», а приобретение крупной партии МиГ-29К закрыло для СААБа на обозримое время и тамошнюю авианосную тематику. Теоретически «Грипен» можно адаптировать и к трамплину, но при этом придется смириться с сокращением максимальной взлетной массы на треть по сравнению с катапультным стартом. Так что Индия, выбери она «Грипен» для нового «Викранта», изрядно прогадала бы. Но вот выиграет ли она от МиГ-29К?

В дальней перспективе для «Вишала» и прочего с катапультным стартом индийцы скорее всего закупят «Рафали». А вот у Бразилии все впереди, и шансы шведов на победу в конкурсе истребителей достаточно велики. Возможно, «Грипен» и не лучший в мире истребитель, но вполне современный и недорогой. Воевать Бразилии как будто не с кем, авиация соседей небольшая и/или оснащена старыми типами – в таких условиях большое значение имеет именно цена. Ну а под крупный контракт на сухопутные истребители можно договориться и по палубникам. Официальная презентация Sea Gripen для бразильского ВМФ состоялась в апреле этого года.

Большой проблемой является стоимость разработки «Си Грипена», по некоторым данным составляющая около миллиарда долларов, плюс собственно стоимость самолетов. С другой стороны, шведы готовы предоставить бразильцам очень выгодные условия на «Грипены» вообще. Тут и рассрочка платежа на 15 лет, и доступ «Эмбраера» к технологиям, и разрешение на самостоятельную разработку новых модификаций и интеграцию новых систем вооружения, и производство самолетов в Бразилии, в том числе на экспорт. СААБ готов отдать на производство в Бразилии 80% комплектующих, и возможность продажи самолетов бразильской выделки в третьи страны.

JAS-39 Gripen 02

Рассчитывая на благосклонность бразильцев, шведы организовали в Британии особый исследовательский центр по «Си Грипену», где 35 человек работают над «навализацией» самолета. Центр уже рассчитал, что на разработку самолета в металле потребуется 36 месяцев, стоимость ее с государства-участника составит всего 250 млн. долл. Проведены и некоторые конструкторские изыскания по морской модификации.

Является ли «Грипен» аналогом МиГ-29 или нет – вопрос сложный, хотя решить его в ходе международных конкурсов на истребители пытались не раз. Также сложно сказать, что будет лучше – «Си Грипен» или МиГ-29К. Но если индийцам выбирать самолет не приходилось, у бразильцев выбор есть, и на «Грипене» свет клином не сошелся.

 

В

полне серьезно бразильские моряки присматриваются к французскому «Рафалю». Как и «Грипен», самолет предлагается на конкурс бразильским ВВС, и если будет выбран именно он, возрастут шансы и на приобретение морской версии.

Rafale M

Палубный Rafale M, однако, не слишком подходит для «Сан Пауло» даже несмотря на то, что в бытность корабля «Фошем» он был даже специально модифицирован для обеспечения полетов этого истребителя. «Рафаль М» проходил на «Фоше» испытания, и успешно, но взлетать с его катапульты, даже модернизированной, с максимальной массой не в состоянии. На практике это означает, что самолет может быть пригоден только для ПВО, но не ударных операций.

То же можно сказать о более дешевой, но и примитивной альтернативе – восстановленных американских истребителях-бомбардировщиках «Хорнет» ранних модификаций. Эти машины также могут летать с палубы «Сан Пауло» только с уменьшенной массой боевой нагрузки.

В результате что «Рафаль», что «Хорнет» годятся только как чистые истребители, но порывшись на американских свалках, можно найти еще один самолет – A-7 Corsair II. Это бомбардировщик, отлично приспособленный к «Сан Пауло», практически не имеющий ограничений по стартовой массе на его катапультах, могущий использовать как неуправляемое, так и управляемое оружие класса «воздух-поверхность» и даже немного быть истребителем. При условии модернизации электроники «Корсар» сможет по ударным возможностям не только догнать, но и перегнать МиГ. Правда, стоит учесть, что для эффективного использования таких самолетов надо закупить и соответствующее вооружение.

Тем не менее у бразильцев есть выбор: новое или б/у. Но решение зависит не только от достоинств и недостатков возможных вариантов компоновки авиакрыла, но и от того, как будет развиваться бразильский авианосный флот в перспективе.

Перспектива тамошним адмиралам видится сходно с их индийскими собратьями: стране нужно два новых авианосца, желательно отечественной постройки. Параметры кораблей пока не определены, но водоизмещение их оценено в 50000 тонн – то есть как у «Викрамадитьи» и «де Голля». В 2020-2025 годах первый корабль должен заменить «Сан Пауло», одновременно уйдут на покой и «Фалько», так что и вопрос с самолетами должен быть к этому сроку решен. Не исключено, что из соображений экономии бразильцы предпочтут STOBAR, но тогда придется или покупать уже несколько устаревшие МиГи, или дорогущие F-35 и забыть о самолетах ДРЛО. Если все же будет принято решение продолжать традицию CATOBAR, авианосец получится дороже, зато выбор самолетов шире, сами они дешевле, и характеристики их выше. Более того, в последнем случае самолеты, летавшие с «Сан Пауло», вполне впишутся в авиагруппу нового корабля, и тут «Рафаль» имеет большие перспективы. Напомним, что первые Rafale M, поступившие на вооружение во Франции, были «облегченные», не предназначенные для действий по наземным целям. Сейчас эти машины доведены до единого стандарта – и точно так же могут поступить бразильцы, и снизив на первых порах цену, и обеспечив возможность апгрейда на будущее.

Stobar

Поэтому Бразилия не торопится проектировать (точнее, заказывать проектирование на стороне) авианосцы, а тщательно изучает опыт других. И это не только США и Франция, с которыми у бразильских моряков и авиаторов давние связи, но и… китайцы. Бразильцы, как говорят, уже отметились на «Ляонине», где консультировали местных в вопросах организации полетов на авианосце, и на практике знакомились с кораблем концепции STOBAR. Далеко идущие выводы пока не сделаны, но экспериментальный статус корабля, систершип которого в России является флагманом флота, уже говорит о многом, и о том же – планы Индии и Китая рано или поздно начать строить «нормальные» авианосцы.

Что касается собственно технических сложностей постройки новых бразильских авианосцев, то их по сути нет. Страна не входит в блоки, поддерживает добрые отношения со всеми ведущими державами, так что если дойдет до дела – им будут помогать всем миром. Не безвозмездно, конечно. Но вот Россия с этого вряд ли что-то получит: даже индийцы ругались на срывы сроков поставки материалов для нового «Викранта», история «Викрамадитьи» на слуху, как и отзывы о пресловутом «русском качестве». Нам бы без потерь плановый ремонт «Кузнецова» начать и закончить…

  1. HZ66 Ответить

    Шведы «Гриппены» продать Китаю не смогут даже при желании обеих сторон — движки американские, а санкции на поставки военной техники Китаю еще никто не отменял.

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *