logo


Служба УВД возникла как государственная организация и чисто таковой и остается в капиталистической России. А вот в социалистической Швеции полным ходом идет приватизация отдельных ее компонентов.

 

Ч

астники пока не покушаются на большую часть зон ответственности государственного оператора LFV, но, согласно вступившему в силу в 2010 году Закону о гражданской авиации, аэропортовые службы УВД могут принадлежать частным компаниям. И процесс пошел: в марте 2011 года УВД в аэропортах Вестерос, Векшё и Эребру перешло под контроль частной компании ACR – Aviation Capacity Resources AB, с первого января 2012 к ним добавился Тролльхатен, а в январе этого года – еще три: Кальмар, Йенчёппинг, Норрчёпинг, Карлстад и Шеллефтео. Теперь уже четверть из 36 аэропортов Швеции находится в руках частника, но, как известно, для экономики главное не форма собственности, а эффективность работы предприятия. И вот тут в очередной раз оказывается, что работать с негосударственной компанией выгоднее.

Руководство аэропортов потирает руки – революция таки свершилась! Расценки у ACR на треть меньше, чем у бывшего монополиста LFV. И если для больших аэропортов это всего лишь уменьшение затрат, то для меньших – по сути вопрос жизни и смерти. И они теперь рассчитывают, что снижение расходов на аэронавигацию можно «конвертировать» в реконструкцию аэропортовой инфраструктуры и снижение платы за аэронавигационное обслуживание, что увеличит частоту полетов и доходы аэропорта.

Причем хорошо не только тем аэропортам, кто сменил оператора УВД, но и тем, кто остался верен LFV. Потому что бывший монополист, у которого появился молодой и амбициозный конкурент, вынужден также начать шевелиться, проводить реформирование своей деятельности – и снижать расценки.

acr

 

Д

ля пяти аэропортов, только что попавших под крыло ACR, шестилетнее соглашение с новым провайдером означает экономию в 36 миллионов шведских крон (4.1 млн. евро). В рамках всей страны, где рынок аэронавигационного обслуживания оценивается в 900 миллионов крон (100 млн. евро), дерегуляция способна уменьшить расходы на 250-300 миллионов крон (28,5-34 млн.евро). По нашим меркам это небольшие деньги, но экономные шведы сделают все, чтобы достичь такой заманчивой цели.
Да и не только они.

ACR – первая частная компания в Европе, предлагающая услуги УВД – но не последняя. Свободная конкуренция на этом рынке уже существует в Дании, Германии, Испании и Великобритании, и список, видимо, будет расти. И та же ACR не скрывает, что не прочь выйти и на международный рынок.

Но экономия на пустом месте не рождается, и ради нее чем-то приходится жертвовать. Руководство ACR заявляет, что это не качество услуг и их безопасность, поскольку они полностью соответствуют всем тем требованиям, которые предъявляются всем провайдерам услуг УВД в Европе, процесс перехода в их распоряжение служб в новых аэропортах прошел штатно и безболезненно, и все замечательно функционирует. Учитывая наличие свирепейшего социального законодательства, оголтелая эксплуатация диспетчеров и снижение их зарплат вроде бы тоже исключена (да и работают в ACR всего 65 человек). Но и списать все на оптимизацию процессов и автоматизацию тоже вряд ли получится, и загрузка диспетчеров по идее должна возрасти.
Шведы – народ по большей части серьезный и обстоятельный, и все должны были рассчитать заранее. Но ведь и швейцарцы тоже таковы – и не менее сертифицированная компания skyguide, также действующая как частная (хотя 99% ее акций принадлежат государству), в свое время натворила дел. Там тоже много чего оптимизировали для достижения максимальной финансовой эффективности, а потом несчастный Петер Нильсен один не смог справиться с управлением всем трафиком, что отчасти привело к известной катастрофе над Боденским озером и гибели самого диспетчера, зарезанного безумцем.

Конечно, северяне и занимаются немного другим, и опыт центральноевропейских коллег они изучили, но тем не менее. И тем более – если по той же дороге без оглядки пойдут в менее развитых странах, где желание заработать денег превалирует над всеми остальными соображениями. Но и не обращать внимания на происходящее в шведской УВД было бы неправильно. Наши страны имеют длительный опыт сотрудничества в области УВД, и если у них это работает, то глядишь, стоит перенять и нам – тем более что получающееся в результате снижение расходов сможет изрядно упрочить положение наших некрупных аэропортов, переживающих не лучшие времена.

Так что если уж Петр I не гнушался учиться у шведов, когда они были врагами, то уж сейчас-то и подавно стоит. Даже несмотря на то, что Россия – далеко не Швеция.

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *