logo


Прорывы в области высоких технологий, в том числе и в оборонной промышленности, возможны лишь в результате прохождения этапов: фундаментальные исследования, затем их воплощение в опытно-конструкторские разработки, за которыми следует серийное производство.

 

Э.В. Попов, В.С. Савинич, Я.А. Сосунов, А.Г. Шведов
(ОАО «Туполев»)

В конце 2013 г. нами была опубликована статья, в которой были рассмотрены и проанализированы задачи и проблемы инновационного развития авиапромышленности РФ. Принятые государственные и федеральные целевые программы (ФЦП) лишь частично решают проблемы непрерывного финансового и законодательного сопровождения приоритетных авиационных проектов из-за слабой координации программных и организационных мероприятий, неритмичности выделения средств, недостаточного финансирования НИОКР, неполной информации о состоянии и развитии в рамках проводимых в отрасли НИОКР проектов базовых и критических технологий, а также имеющейся в отрасли уникальной стендовой, производственной и испытательной базах. Отсутствует также эффективная система мероприятий по трансферу технологий и соответствующие элементы инфраструктуры.

Самым наглядным доказательством недостаточности финансирования российской науки является объем расходов на НИОКР, составляющий только 1% ВВП. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран как Япония, Швеция, Израиль достигает 3,5-4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). Сегодня общепризнанно, что инновационный путь развития экономики является единственно возможным для России, иначе страна может оказаться на обочине мирового развития. Это требует, в качестве одной из мер, многократного увеличения затрат на НИОКР, приведение их в соответствие с задачами модернизации страны.

Прорывы в области высоких технологий, в том числе и в оборонной промышленности, возможны лишь в результате прохождения следующей цепочки: фундаментальные исследования, затем их воплощение в опытно-конструкторские разработки, за которыми следует серийное производство. Здесь свою роль должен сыграть недавно созданный Фонд перспективных исследований. В качестве аналога Фонда выбрано DARPA – американское агентство передовых оборонных исследовательских проектов. В числе основных задач Фонда – организация поиска, заказа на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения. Фонд также должен обеспечивать доведение идей и решений до уровня проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения). Отмети, что еще одно из предполагаемых направлений работы Фонда – это выработка процедуры передачи технологий из гражданской сферы в оборонный сектор и, наоборот, в российских условиях.

В декабре 2013 г. правительство одобрило проект закона о создании Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского». Как и прежде, заказчиком научно-исследовательских работ по авиационной тематике будет выступать государство. Финансирование будет происходить в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на период до 2025 года», при этом центр сможет и сам участвовать в разработках на основе государственно-частного партнерства, заниматься коммерциализацией результатов своей интеллектуальной деятельности. Министр Минпромторга Д.В. Мантуров подчеркнул, что «НИЦ им. Жуковского» станет мощным центром проектирования, который сможет оказывать и инжиниринговые услуги в рамках создания инновационных образцов техники». Предполагается также внедрить систему долгосрочного планирования развития авиационной науки и технологий. И, наконец, член экспертного совета при Правительстве РФ, председатель совета директоров компании «Каскол» С.Г. Недорослев предположил, что создаваемый в НИЦ научно-технический задел будет доступен всем компаниям, причем не только в авиационной промышленности. При обсуждении проекта закона обсуждались также отдельные вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности.

Отметим определенную роль недавно созданных технологических платформ в инновационном пространстве. Они призваны выстроить связи между наукой, бизнесом и государством, так как горизонтальные связи, особенно между наукой и бизнесом, практически отсутствуют. Платформы и призваны стать драйверами инновационного развития, помочь в организации и расширении сферы взаимных интересов. Например, технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», среди участников которой ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России», ведущие отраслевые НИИ, ВУЗы, изначально задумывалась как межотраслевая платформа, в которой также участвуют предприятия авиапромышленности и компании из близких секторов экономики и промышленности, а также и потребители авиа продукции (авиакомпании, аэропорты и др.). Среди основных направлений деятельности следует выделить:

  • Обеспечение межотраслевой интеграции проводимых исследований и разрабатываемых технологий.
  • Организация экспертной деятельности в рамках платформы.

 

Иными словами экспертное сообщество должно профессионально и независимо оценивать (с помощью система оценки зрелости технологий для внедрения в промышленность – уровень готовности технологий (УГТ) по сходной с американской шкалой уровней готовности технологии (TRL) научно-технический уровень заявок и проектов, степень готовности технологий к внедрению, возможности их реализации, а также и последующей коммерциализации. Это предназначение технологических платформ представляется особенно важным, а система оценки уровней готовности технологий уже начинает использоваться и у нас, в частности при обсуждении перспективных проектов в рамках технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Будем надеяться, что технологические платформы станут новым инструментом (драйвером), полноценное развитие которого даст возможность заполнить до сих пор не занятую нишу в российском инновационном пространстве. Их можно рассматривать, например, также в качестве лоббистских структур, продвигающих инновации и высокие технологии в интересах не только своих отраслей промышленности, а также и страны в целом.

Мы уже останавливались на вопросе создания по опыту США в нашей стране еще одного нового элемента инновационной инфраструктуры – центров трансфера технологий (ЦТТ). Задачи ЦТТ – это аккумуляция и оценка уровня технологий, подготовка кадров, в частности, эффективных управленцев, работа с инвесторами. Примером успешного ЦТТ можно назвать компанию «ЭлТех СПб», реализовавшую крупные проекты, в частности, в авиапромышленности. Компания специализируется на выполнении всего комплекса работ по созданию высокотехнологичных предприятий и научных центров. Основной акцент – внедрение новых передовых технологий. Среди заказчиков выступают ОАО «Роснано», Федеральное космическое агентство «Роскосмос», государственная корпорация «Ростех», ОАО «Концерн «Вега» и еще два десятка различных организаций. Опыт этой компании можно взять в качестве примера организации – драйвера инновационного развития. В Уральском регионе в г. Екатеринбург также появилась компания «Пумори-инжиниринг инвест» которая позиционирует себя как надежного партнера в комплексном решении различных вопросов техперевооружения на предприятиях машиностроения. Комплекс включает в себя услуги по техническому аудиту и инжинирингу, поставку оборудования и инструмента, пусконаладку, внедрение разработанных технологий у заказчика, сервисное обслуживание, обучение специалистов.

Таким образом, можно констатировать, что за последнее время в стране начинают действовать ряд новых организаций, которые, по нашему мнению, могут взять на себя функции недостающих элементов инновационной инфраструктуры, мыслящейся как прилагемая схема (см. ниже). В таком виде вся система может быть вполне жизнеспособна. Эта модель, конечно, отличается от американской, но зато она учитывает российскую специфику.

Общее руководство и поддержка инновационного процесса через государственные и федеральные целевые программы, а также с помощью созданной нормативно-правовой базы.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ

innovation-elements

 

*Используемая литература:

  • Э.В. Попов, В.С. Савинич, Я.А. Сосунов, А.Г. Шведов «Что мешает инновациям в авиации» (Aviaglobus, 30 октября 2013 г.).
  • А.В. Явкин «Что мешает инновациям в авиации? Недомыслие!» (Aviaglobus, 13 ноября 2013 г.)
  • Доклад Директора Института США и Канады РАН, член-корреспондента РАН – С. М. Рогова на заседании Президиума РАН (16 марта 2010 г.) .
  • Д. Рогозин «Технологии шестого поколения…» (Космический дайджест Ноябрь 2013 №48).
  • Военное обозрение (Topwar, 9 декабря 2013 г.).
  • Air force, technology development and transition strategy (tdts), guidebook (Version 2 July 2010).
  • А.В. Трошин «Центры трансфера технологий как инструмент технологического развития регионов» (НАНОиндустрия №6, 2013 г.).

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *