logo


На вопрос развития внутренних авиаперевозок и путешествий по России лучше смотреть глазами самих путешествующих. Только так можно понять, что мешает изменить предпочтение соотечественников отдыхать за границей, где и оседают заработанные ими деньги. Но нельзя пытаться влиять на потребности общества, не определив спрос и не обратив внимание на возрастающее качество услуг на внутреннем туристическом рынке, например, в самом посещаемом курортном регионе – Сочи.

 

Разобраться во всех хитросплетениях интересов организации туристического бизнеса Московский аэропорт «Домодедово» созвал в конце июня 2014 года на встречу за Круглым столом «Путешествуй по России! Перспективы развития внутренних направлений» представителей компаний-участниц цепочки формирования пакетных предложений для отдыха на Черноморском побережье, а также представителей СМИ и блогосферы.

Встреча началась с рассмотрения статистики по авиаперевозкам внутри страны. Представитель инициатора проведения Круглого стола первым акцентировал внимание присутствующих на изменение тенденции в авиаперевозках в пользу внутренних сообщений. В целом рынок движется и авиаперевозки за 10 лет увеличились в 5 раз на внешних сообщениях, и в 3 раза на внутренних.
По предоставленным сведениям Транспортной клиринговой палаты (ТКП), в 2012 году авиаперевозки внутри страны составляли 50% от всех направлений, а в 2013 – уже 70 процентов. По данным за первые четыре месяца 2014 года прирост объёмов внутренних авиаперевозок составил 16 процентов, и это при том, что сезон ещё только начинается, но… Не секрет, что на это повлияла нестабильная политическая ситуация в популярных у россиян странах (Египет, Таиланд), падение курса рубля, и конечно, проведение XXII Зимних Олимпийских игр «СОЧИ 2014».

Тенденция роста авиаперевозок по России хорошо отслеживается по итогам последних лет: в 2012 г. на воздушном транспорте перевезено 35.4 млн. пассажиров, в 2013 – 39, и уже за 2014 год перевезено 12 млн. (рост на 15 процентов), что в 2 раза больше, чем в тот же период прошлого года. Среди лидеров рейтинга самых популярных внутренних направлений на первом месте Сочи, далее Краснодар, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов-на-Дону.

Поток прилетающих в Сочи россиян не однороден: в самолёте встретишь и тех, кто традиционно отправляется сюда в отпуск, и тех, кто летает по работе, а есть те, кто хочет просто посмотреть на постолимпийский Сочи, где готовятся провести Гран-при России в «Формуле 1». Строительство гоночной трассы окончено на 99%, а из-за повышенного спроса на билеты (от 17 тыс. рублей, большей частью уже проданных) на одном из поворотов возводятся дополнительные трибуны. Следить за гонкой можно будет из окон и балконов близлежащих отелей по ценам не ниже 1000 евро за ночь.
Вся эта шоу-махина будет вечно требовать проведения новых и новых мега-событий, и в этом заинтересованы все, кто извлекает выгоду от туристических потоков. Это огромная сфера взаимосвязанных услуг откровенно молится на организаторов спортивных, музыкальных и прочих культурно-массовых событий. Рынок не освоен, вдобавок существуют предпосылки получить «поблажки» от государства для развития – и об этом заходила речь на встрече.

cochi-serfing

Привлечь в Сочи публику, кроме как предложениями загорать на Чёрном море, есть чем. Необходимо продолжать(!) активно популяризовать в молодежных умах здоровый образ жизни, любые направления в спорте, как раз доступные для проведения чемпионатов здесь – по серфингу, аквабайку, регат и Формулы-1 на воде. На подобные мероприятия съезжаются спортсмены со всего мира, а из любителей мало кто понимает, что для серфинга необязательны большие и, какие-то особенной формы волны, обучиться серфингу и ловить кайф можно и на Чёрном море… Например в той же Анапе или под Сочи (*Лазаревское, устье реки Аше), есть споты с «правильной» волной и без ветра, если повезёт, конечно. По мнению бывалых, лучшее «каталово» приходится на октябрь, когда подходят большие шторма, а вода ещё достаточно теплая.

А ещё в Сочи проводятся фестивали флористов и йоги, и этот список можно продолжать… Зимние виды спорта… И рекламировать это всё надо в стране масштабно! Целевая аудитория не должна ограничиваться лишь привлечением туриста с тугим кошельком, который достаточно зарабатывает, чтобы оставлять деньги, например, в казино. Кстати, здесь есть все условия и предпосылки для организации подобных развлечений в индустриальных масштабах. Нужна лишь постановка задачи.

 

Сейчас основной вопрос перед администрацией региона состоит в том, что делать с доставшимся олимпийским наследством, из-за строительства которого и падал спрос на отдых в Сочи. Сначала развёртывания стройки олимпийской инфраструктуры число туристов приезжающих в Сочи позагорать и поплескаться в море немного поубавилось. Даже этой зимой не было ажиотажа по причине боязни людей оказаться в эпицентре «негативных событий», хотя реально – это место стало самым безопасным на планете. После проведения Олимпиады ситуация постепенно исправляется, но зато теперь появилось конкурирующее курортное направление в Симферополь, правда не столь популярное, но лиха беда начало. По по статистике за 2013 год услугами авиатранспорта в Крыму воспользовалось лишь 3% из 6 млн туристов всех категорий. Основной поток туристов традиционно стекается в Крым на личных авто или автобусах из ближайших регионов. Столичным жителям, без самолета туда попасть очень непросто. Не станем приводить примеры, но как только там всё нормализуется, то курортам в Сочи, возможно, придётся делать очередную переоценку.

Сезонными остаются полёты в Анапу, где в отличии от Сочи нет и не может быть зимних предложений для отдыха. Возможно когда-нибудь там догадаются построить крытые оазисы, с песчаными берегами, но когда… Фантастика? – А что тогда искусственный горнолыжный склон в Дубаи?!

У нас же всё проще, «по накатанной»… Центр города Сочи остаётся излюбленной площадкой для проведения бизнес семинаров, конференций и деловых встреч. Спрос на организацию бизнес-туров подпитывается снижением цен на гостиничные услуги из-за ввода в эксплуатацию многозвёздочных отелей мировых брендов, которые позволили повысить туристическую привлекательность региона. Теперь, чтобы отдыхать «со вкусом», вовсе необязательно вылетать за границу – это особенно должно радовать лица имеющие ограничение на выезд по долгу своей службы. Им больше разнообразия мест для отдыха не лишне. Уровень сервиса для отдыхающих достиг зарубежных показателей, но для привлечения «ограниченной публики», потребуется пораскинуть мозгами как и чем ей угодить. Может парк сафари специально придётся построить, с дикими львами, кто знает, что им нужно, и как предугадать запросы?

cochi-route

Существуют и другие «Сочи», потенциал которых остаётся неизменным для определённой категории путешественников, которые приезжают из «индустриальных джунглей» «на природу». На Черноморском побережье сохранились, из-за своей неприступности, естественные горные ландшафты с эко-тропами, каскадами водопадов, горными реками и пещерами. Эти заповедные места пока нетронуты застройщиками, хотя и сюда уже ступала нога «готовых даже горы свернуть» дельцов…

Есть один поучительный пример из истории развития сочинской ривьеры (правда, десятилетней давности), когда вместо перестройки «Научно-исследовательского центра курортологии» на горе Ахун в обновлённый оздоровительный комплекс (для реабилитации спортсменов, в том числе), центр был разрушен до основания, а до возведения нового фундамента дело так и не дошло. На месте руин провели исследования почвы на наличие грунтовых вод, согласно которому эксперты не выдали горе-предпринимателям разрешение на начало строительства. В итоге не осталось ни пансионата, ни его рабочих мест, что важно и для постоянно проживающего здесь населения.

Интересно ещё то, что разрушенный «сталинский пансионат» строился с использованием известкового раствора, который по своим строительным свойствам превосходит бетон, и поэтому строители долго не могли его разрушить. Старинные храмы и крепости не рассыпаются веками потому, что известковый раствор каменеет в течении первых 100 лет, и затем сохраняет прочностные свойства в течении нескольких веков, в отличии от бетона, который разрушается за одно столетие. И стоять бы еще три века строениям НИЦ, всего-то нужно было провести капитальный ремонт.

radisson-blue_cochi

Если пройтись по благоустроенной набережной от Олимпийского проспекта до границы с Абхазией, то на фоне гор бросаются в глаза новые незаселённые малоэтажные городские кварталы и многокорпусные гостиничные комплексы. Понятно, что именно из-за высокой стоимости аренды это всё вынужденно простаивать, как бесхозное, и те, кто раньше приезжал сюда и видел зеленый берег в плодоносных садах, не испытывают особого восхищения. Тем более, что с другой стороны бушующее море.

Райским уголком выглядит обособленно стоящий на Имеретенской низменности в окружении пальм сетевой отель Radisson Blu Paradise Resort & Spa. Как и любое заведение подобного класса, с многоуровневым бассейном, спа-комплексом и фитнесс залом, адаптированной под россиян кухней ресторана, отель ориентирован на круглогодичное проживания в полном комфорте. И, конечно, подходит для восстановления сил на выходных. Для тех, кому это доступно.

В целом картина с размещением понятна, и в Сочи каждый турист в перспективе найдёт себе развлечение и досуг по душе. Осталось разобраться с дорогой…

 

cochi-airport

Тысячи километров до Чёрного моря удобнее преодолевать авиационным транспортом. То же утверждает и реклама, но на деле выходит иначе. Субсидированные государством «дешевые» авиабилеты, формирующие мнение о выгодных ценах, расхватываются за 1-2 дня ввиду их ничтожного количества. Вот и получается, что иногда авиаперевозчик «размахивает» перед носом страждущих путешественников ограниченным предложением дешевых билетов, стимулируя этим спрос на направление в целом, что со стороны потребителей выглядит «вызывающе». В отсутствие постоянного предложения по умеренным ценам, народ вынужден либо приобретать выгодные билеты за 2-3 месяца, а то и за полгода, либо уже ближе к дате вылета, но по максимально выгодной цене для перевозчика.

Игры по стимулированию покупательского поведения без выявления особенностей потребительского спроса не приводят к желаемой массовой продаже дорогих авиабилетов, и самолёты зачастую выходят в рейс недозагруженными, а часть потенциальных клиентов так и не воспользуется услугами авиакомпании. Другими словами – объём производства вполне соответствует уровню потребления, но зачастую не соответствует спросу, характеризующемуся платёжеспособностью населения. Конкурентам по авиационному бизнесу, располагающим различными типами ВС, проще реагировать на влияние сезонности на объемы продаж.

redwings-sochi

Один из участников на рынке авиаперевозок в Сочи, авиакомпания Red Wings, в последнее время демонстрирует хорошие темпы освоения регулярных внутренних направлений в стране (13 направлений в летнем сезоне). В стратегическом плане деятельности авиакомпании декларирован уход от лобовой конкуренции по перевозкам из Москвы в сторону развития сообщений из регионов. Конечно, самолётный парк авиакомпании не совсем подходит для региональных полётов, и набирать по 200 пассажиров на рейс проблематично – но это реально в сезон на курортных направлениях.

Возможности авиакомпании Red Wings на этот год исчерпаны существующими предложениями, и они вполне конкурентоспособны по сравнению с предложениями авиакомпаний, летающих на зарубежных типах ВС. Разница в эффективности эксплуатации Ту-204-100 по сравнению с Boeing 737NG-800 около 10 процентов, но и с лишней тонной веса можно «толкаться» на рынке региональных перевозок, лишь бы обеспечивалась загрузка. Конечно, 105-тонный Ту-204 не сравним с 50-местным CRJ, и тариф аэропортовых сборов рассчитывается по тоннажу самолётов, но 20 рейсов Red Wings, сейчас заменяют до 40 рейсов самолётов Airbus 320/319. Доля аэропортовых затрат в стоимости авиабилета составляет около 10% (не имеет особого значения), и чем длиннее маршрут, тем меньше влияние аэропортовых ставок на стоимость билета. А вот топливная составляющая в 35-40 процентов существенная позиция для торга. Может с этой стороны будет оказано содействие россиянам, ведь народное достояние.

Экономические содействие возможно и авиакомпания допускает вероятность пополнения в ближайшее время своего парка имеющимся в распоряжении «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) непривлекательным для других авиакомпаний активом из 8 Ту-204, а также ещё шестью Ту-204 укороченной модификации, принадлежавших бывшей дочке «Аэрофлота» – авиакомпании «Владивосток Авиа».
Кроме того, в ближайшей перспективе авиаперевозчик рассчитывает на поставку первых трёх из 10 контрактных Ту-204 СМ, и ещё на возможность приобретения 3-4 самолётов SSJ-100. Большего количества отечественных самолётов не будет ни у одной авиакомпании, вот если бы ещё государство стало акционером…

kruglyi-stol_1

Собравшиеся за Круглым столом «Путешествуй по России! Перспективы развития внутренних направлений» обсудили совместные усилия в достижении лучших результатов в популяризировании туристических направлений внутри страны и качества обслуживания на каждом этапе. Из приглашенных представителей компаний туристической индустрии и авиационной отрасли на встрече в Сочи присутствовали: руководитель отдела внутреннего туризма компании Coral Travel – Юрий Блейз, вице-президент Транспортной клиринговой палаты (ТКП) – Марина Букалова, генеральный директор авиакомпании Red Wings – Евгений Ключарев, генеральный директор аэропорта Сочи (Basel Aero) – Леонид Сергеев, директор по маркетингу Московского аэропорта Домодедово – Алексей Ярош, руководитель проекта «Сфера услуг и гостеприимства» – Денис Завазальский.

Все вместе резюмировали следующее: положительные тенденции на рынке внутренних авиаперевозок связаны с развитием туризма в стране, и оптимизировать этот процесс лучше совместными усилиями – объединением ресурсов ведущих туроператоров, аэропортов и авиаперевозчиков страны. Есть небольшой нюанс: если туроператор может играть с ценами на размещение и частично компенсировать свой интерес за счёт честного отъёма денег с путешественников на продаже им экскурсий и прочих развлечений, то у авиакомпании такой возможности нет, только скидка на билеты. И здесь будет заключаться особая роль туроператоров в формировании привлекательности предложений.

Сетевой туроператор Coral Travel входит в десятку мировых лидеров со стажем работы в России, и теперь широко выходит на наш «курортный» рынок, сразу чётко расставив свои приоритеты в Сочи и Анапе. Трансфер из аэропортов осуществляется на расстояния более 100 км от Сочи, и от Анапы до Орхипо-Осиповки. Основной поток туристов ожидается традиционно из Москвы и Санкт-Петербурга, из которых до 80% – транзитники из регионов.

Пакетные или индивидуальные туры Coral формируются точно так же, как и в зарубежные туры, со всеми страховками. Туроператор готов изменить ситуацию, чтобы больше не говорили, что «в Турцию едут те, кому не хватает денег на Анапу», и афиширует свои новые предложения на Черноморском побережье от 1300 рублей полного пансиона на человека. Изначально не был включен район Туапсе, из-за сложности рельефа которого увеличивается протяжённость трансфера, а создание неудобств путешественникам не входит в планы туроператора.

Всем привет из Сочи! Продолжайте виртуальное путешествие выходного дня, пролистывая фотоальбом на нашей страничке Facebook.com/Aviaglobus

© Aviaglobus | авиация и путешествия

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *