Пятница, 29 марта 2024

Авиаиндустрия

На малой высоте

Парк легкой авиации в ДФО предельно изношен, а механизмов его обновления нет.

Представители дальневосточных территорий предложили расширить перечень межрегиональных авиамаршрутов, в том числе связывающих между собой административные центры субъектов ДФО.

Региональные и местные авиаперевозки на Востоке России носят социальный характер.

– Воздушный транспорт играет исключительно важную роль в жизнеобеспечении Дальнего Востока, так как округ имеет огромную территорию с недостаточно развитой сетью наземных транспортных коммуникаций, а в ряде регионов авиационному транспорту вообще нет альтернативы, – подчеркнул заместитель полпреда президента РФ в ДФО Александр Левинталь. – Более того, здесь и плотность населения, и платежеспособность низкие, что обуславливает слабую интенсивность пассажиропотоков и, следовательно, высокую себестоимость авиаперевозок.
Регионы прилагают серьезные усилия, чтобы сохранить и расширить местное авиасообщение. Например, в Чукотском автономном округе льготный билет на внутрирегиональных линиях с 25 марта стоит тысячу рублей при экономически обоснованном тарифе от пяти до 46 тысяч. На Колыме с 1 апреля в Эвенск, Ямск и Тахтоямск можно улететь в среднем за три тысячи. В Республике Саха (Якутия) средневзвешенный тариф на перевозки для населения равен всего 27 процентам экономически обоснованного тарифа. Выпадающие доходы местных авиакомпаний компенсируют из региональных бюджетов.
Увеличивать количество рейсов сложно: летать порой попросту не на чем.

Однако вводить новые маршруты и увеличивать количество рейсов на существующих направлениях затруднительно не только из-за их высокой себестоимости. Нередко летать попросту не на чем. По данным минпромторга, в России в реестре гражданских воздушных судов год назад значилось почти 1700 легких многоцелевых самолетов вместимостью от трех до 19 пассажиров. Из них 1490 – это Ан-2. Но в реальной эксплуатации находились только 578 судов (треть общего числа), в том числе 490 самолетов Ан-2. При этом 82 % этого парка старше 20 лет. Ровно такая же ситуация на Дальнем Востоке.

Ан-2 (фото: Александр Маркин)

– Регионам нужны конкретные рекомендации минтранса РФ, какие типы самолетов закупать и где размещать заказы, — заявил президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. – Если не принять срочные меры, то в малой авиации наступит коллапс.

Ситуация с внутрирегиональными авиаперевозками на севере Дальнего Востока, по оценке Борисова, близка к критической – действующий парк малой авиации предельно изношен, а механизмы его обновления до сих пор не продуманы на государственном уровне. По информации якутского правительства, республике не хватает самолетов класса Ан-2 и Ан-24, небольших и не требовательных к качеству взлетно-посадочных полос. Была договоренность с производителями о закупках Ан-3, но в широкое производство эти машины не поступили, потому что нет рынка сбыта в масштабах страны. Руководство Якутии изучило канадские, французские, китайские аналоги Ан-24, но по разным параметрам они уступают российским разработкам.

Задача обеспечения жителей услугами безопасного и доступного воздушного транспорта остро стоит и перед властями Сахалинской области.

– В последнее время значительные государственные средства вкладываются в модернизацию аэропортов островного региона, – напомнил губернатор Александр Хорошавин. – Одновременно с этим необходимо вплотную заниматься и проблемами обновления авиапарка, создавать условия для развития компаний-перевозчиков. В этом отношении особую значимость приобретает покупка у «Аэрофлота» в собственность Сахалинской области 49 % акций «Сахалинских авиатрасс». Это позволит активнее вкладывать региональные средства в развитие островной авиакомпании, а также значительно ускорить темпы замены устаревших самолетов на более современные. Кроме того, будет получен и мультипликативный эффект в виде создания дополнительных рабочих мест и увеличения налоговой базы.

В Приморье один из способов возрождения малой авиации видят в собственном производстве. Уже есть проект по сборке 19-местных самолетов на авиазаводе в Арсеньеве.

– Они подходят для полетов в отдаленные районы края – Дальнереченский, Ольгинский, Тернейский, – сделал вывод губернатор Владимир Миклушевский. – Для посадки такого самолета не нужна специально оборудованная площадка. Необходимо рассмотреть возможность приобретения подобных моделей для развития малой авиации в крае.

В конце прошлого года правительство поручило минпромторгу, минрегионразвития и минтрансу сформировать консолидированный заказ на производство и поставку самолетов региональной авиации и самолетов местных воздушных авиалиний. Правда, эксперты относятся к этой идее с изрядной долей скепсиса. «Заказать и освоить бюджетные деньги можно, но когда российская промышленность построит новый самолет — большой вопрос», заявляют они.

Татьяна Дмитракова

Опубликовано в РГ (Экономика Дальнего Востока) N5759 от 19 апреля 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.