Среда, 24 апреля 2024

Авиаиндустрия, Тенденции

Farnborough 2012: несбывшиеся надежды и оправдавшиеся опасения

Прошедший в 2012 году традиционный авиасалон в британском Фарнборо доказал: говорить о преодолении мирового экономического кризиса преждевременно. Более того, стоит ожидать дальнейшего замедления темпов экономического роста, что, без сомнения, отразится и на авиационной индустрии. К числу жертв кризиса можно отнести отечественных авиастроителей: с «Фарнборо-2012» они вернулись с пустыми руками. Гиганты индустрии – Boeing и Airbus – пока чувствуют себя довольно уверенно, однако градус противостояния между ними неуклонно растет. Как заявил глава европейской компании Фабрис Брежье, американцы спровоцировали начало ценовой войны, которая, в конечном счете, может привести к резкому снижению прибыли обоих производителей.

По итогам авиасалона «Фарнборо-2012» было объявлено, что общая сумма сделок, заключенных в его рамках, составила $72 млрд. Учитывая то, что в 2010 году эта цифра не превышала $47 млрд., стоило бы, наверное, говорить о выходе авиации из крутого кризисного пике. Вместе с тем, эксперты говорят об итогах и возможных последствиях авиасалона без особого оптимизма.

Наибольшее разочарование «Фарнборо-2012» принесло российским авиастроителям. Ряд иностранных авиакомпаний, ранее изъявлявших желание приобрести современную отечественную авиатехнику, отказался от своих планов. Так, малазийцы из Crecom Burj Bhd решили перевести в опцион твердый контракт на 50 среднемагистральных самолетов МС-21. Впрочем, о возможности такого варианта развития событий эксперты предупреждали еще во время подписания контракта в 2010 году – Crecom Burj Bhd, принадлежащая инвестиционной компании Crecom Burj Resources Ltd, до того абсолютно не была известна в авиационных кругах и за минувшее время не отметилась ничем примечательным.

Авиакомпания «Армавиа» же передумала покупать второй самолет Sukhoi Superjet 100. По данным источников, близких к авиакомпании, причиной этого является ее нынешнее нестабильное финансовое положение: даже первый SSJ-100, принадлежащий «Армави», сейчас находится в залоге. Вместе с тем, очевидно, что на планы армянского авиаперевозчика повлияла и недавняя катастрофа в Индонезии. И хотя, согласно предварительной версии, отказов техники во время полета не было, негативный шлейф от трагедии еще долго будет тянуться за Объединенной авиастроительной корпорацией.

Не дождались журналисты позитивных новостей и от лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК). Ожидалось, что в пригороде Лондона ее руководство объявит о превращении в твердый контракт своего опциона на несколько десятков МС-21. Вместе с тем, как пояснил гендиректор ИФК Александр Рубцов, конструкторы самолета слишком долго определялись с подходящим типом двигателя (подробнее о рассматриваемых вариантах см. статью «ПД-14 для МС-21 или…?»), так что стороны не успели провести финансовые переговоры. Господин Рубцов утверждает, что выполнить задуманное удастся до конца этого года. Будет ли это сделано, не понятно, однако в любом случае подобные задержки не идут на пользу амбициозному российскому проекту.

Впрочем, для ИФК «Фарнборо-2012» нельзя назвать абсолютно провальным. Компании удалось подписать с панамской South America Aircraft Leasing соглашение о поставках трех пассажирских самолетов Ан-148. Впрочем, контракт практически никак не поспособствует развитию отечественной авиастроительной отрасли – собирать самолеты будут на украинском заводе «Авиант», а Россия лишь будет обеспечивать производителей комплектующими.

Повод для сдержанного оптимизма есть и у разработчиков Sukhoi SuperJet-100. Практически одновременно с демаршем «Армавиа» мексиканская авиакомпания Interjet объявила о переводе опциона на пять самолетов данного типа в твердый контракт. По словам председателя Совета директоров компании Мигеля Веласко, сначала они планировали купить 15 SSJ, однако затем решили увеличить объемы закупок до 20 машин. По сути, на этом описание итогов авиасалона для российского гражданского авиастроения можно закончить. Согласитесь, не слишком густо для одного из крупнейших авиасалонов мира, открытия которого с нетерпением ждут по два года.

Российский ВПК на «Фарнборо-2012» также не отметился громкими сенсациями. Вернее, одна сенсация была, но со знаком минус. Российская пилотажная группа «Русские витязи» на истребителях Су-27 была вынуждена отказаться от участия в летной программе из-за того, что летчики своевременно не получили разрешение на вывоз военной техники за границу. В итоге нерасторопность наших чиновников обернулась серьезными имиджевыми потерями для всей российской делегации на авиасалоне.

Особенно удручающе новости из Фарнборо, касающиеся России, выглядят на фоне результатов, достигнутых другими игроками рынка. Так, канадский производитель Bombardier привлек внимание общественности своими самолетами семейства CSeries, которые могут считаться прямыми конкурентами отечественных «Суперджетов». На авиасалоне он подписал с латвийской авиакомпанией airBaltic соглашение о намерениях на приобретение десяти самолетов CS300. Кроме того, airBaltic разместила опцион еще на десять самолетов CSeries. Стоимость контракта оценивается в $764 млн. Помимо этого, Bombardier подписал на «Фарнборо-2012» с неназванным клиентом контракт на пять CS100 и десять CS300.

Основная борьба, как обычно, развернулась между Boeing и Airbus. В рамках авиасалона европейская компания заключила контрактов на $16,9 млрд. (в том числе на $2 млрд. с российской «ЮТэйр»), при этом американцы достигли суммы в $37 млрд. Наиболее крупное соглашение было подписано ими с авиакомпанией United – она заинтересовалась 100 среднемагистральными лайнерами Boeing 737 MAX9, первый полет которых ожидается в 2016 году, а также 50 менее инновационными Boeing 737-900 ER.

Впрочем, по меркам глобальной авиаиндустрии, «Фарнборо-2012» можно считать провальным авиасалоном для всех участников рынка. Крупных сделок (за исключением вышеупомянутого соглашения между Boeing и United) практически не было, что свидетельствует о пессимистичном настрое авиаперевозчиков. Эксперты предупреждают, что в ближайшие годы нас ждет лишь замедление темпов экономического роста, что неизбежно приведет к уменьшению числа авиапассажиров. Эта тенденция затронет не только Европу и США, но также Китай, Юго-восточную Азию и страны Ближнего Востока, с которыми в последние годы связывались поистине колоссальные надежды. Банки в разных странах мира будут все менее охотно давать деньги под долгосрочные авиационные контракты, направленные на модернизацию парка авиакомпаний. В этой связи стоит ожидать массового схода с дистанции наименее сильных игроков, а также усиления конкурентной борьбы между выжившими авиакомпаниями.

Признаки грядущей битвы видны уже сегодня. На авиасалоне в Фарнборо гендиректор Airbus Фабрис Брежье обвинил своих заклятых конкурентов из Boeing в развязывании «ценовой войны». По его словам, американцы активно демпингуют цены на 737 Max, осознавая, что по своим характеристикам он уступает новой разработке европейцев A320neo. В Boeing, в свою очередь, говорят об «агрессивном маркетинге» Airbus. Эксперты предупреждают, что новый виток вечного противостояния может привести к катастрофическим последствиям: обвалу цен на самолеты и, как следствие, резкому падению прибыли авиапроизводителей. В условиях перепроизводства уменьшится стоимость аренды лайнеров, что также нанесет удар по Boeing и Airbus – они лишатся ряда потенциальных заказчиков новых машин. Единственным плюсом в этой ситуации является возможное снижение стоимости билетов на самолеты со стороны перевозчиков. Впрочем, гарантий того, что это произойдет, никто из аналитиков сегодня давать не берется.

Пожалуй, единственными, кто остался довольным «Фарнборо-2012» были гости авиасалона посетившие его в два последних дня его работы. За 35 фунтов стерлингов (1750 рублей) они могли вблизи рассмотреть все оставшиеся на выходные дни летательные аппараты (особый интерес вызывал космический корабль для суборбитальных полетов Virgin Galactic), а также вдоволь понаблюдать за показательными полетами некоторых из них. В авиашоу, которое проходило, несмотря на далеко не идеальную погоду, и продолжалось около пяти часов, приняли участие ведущие пилотажные группы, вроде французской Breitling Jet Team и британской Red Arrows. Овации сорвали и военные самолеты стран НАТО, Швеции и Южной Кореи.
В заключении отметим то, что на «Фарнборо-2012» в британском небе впервые покрасовался новейший российский учебно-боевой самолет Як-130, универсальностью которого, сразу же заинтересовались военные их десятка стран мира. Хотя бы это на общем безрадостном фоне может служить небольшим утешением для отечественных авиастроителей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.