Празднование 100-летия российских ВВС однозначно удалось, и аэрошоу в Жуковском стало самым масштабным авиационным праздником в истории страны.
Зачин.
Описывать все по порядку нет ни смысла, ни возможности – более сотни самолетов в течение шести часов показывали себя в подмосковном небе. Так что пройдемся по отдельным аспектам прошедшего мероприятия, дабы осветить то, что осталось «в тени» и что можно покритиковать (для этого журналисты и есть на свете!) с тем, чтобы устранить недостатки в будущем. Не на 200-летии, так просто на массовых авиационных мероприятиях, которые в России регулярно проводятся и будут проводиться.
Подготовка.
Праздник организовывали военные – и подошли к этому, как к военной операции, а там самое главное – секретность. О том, что в 2012 году будет столетие ВВС, в теории можно было догадаться уже в 1912-м, но о том, что готовится грандиозное воздушное шоу, общественность узнала буквально за пару месяцев. Грандиозность замаха потрясла авиационную общественность сильнее, чем немцев советское контрнаступление под Курском, тем более что первым делом стали известны списки участвующей техники, российской и зарубежной. Но вот о том, как приобщиться к этому празднику жизни, не было сказано ни слова, что разительно контрастировало с практикой организации на том же месте МАКСов.
В общем, все стояли на ушах буквально до последней недели, а многие – и до последнего дня: методика выдачи билетов по промокодам штука новая, неслыханная – как и бесплатность всего этого дела – так что все тонкости «операции» стали ясны буквально накануне ее проведения. И военные своей цели добились: традиционного МАКСовского столпотворения не было, зато процент гостей, причастных к авиации был больше. Всего шоу посетило около ста тысяч человек – в несколько раз меньше, чем МАКС. Но ведь меньше народу – больше кислороду! Тем более что над полем витал еще и легкий запах керосина…
Погода.
МАКСу с погодой везет не всегда: то адская жарища, то холодрыга и дождь, причем с большой вероятностью это выпадает на последние дни, когда авиасалон открыт для всех желающих. Десятого августа все было замечательно – тепло, ни капли дождя, то солнце, то облачность, не мешавшая полетам и зрителям. В «начальственный день» – ливень, гроза и град, так что многим досталось. Зато 12-го- все как 10-го августа. Можно считать что погода была идеальной.
Выпить и закусить.
Хорошая погода в «открытые дни» избавила организаторов от оправданий насчет того, почему от дождя было негде прятаться – ведь большинство шале было закрыто. Зато как всегда были претензии по «бортпитанию» – мол, мало и дорого. Вообще все это странно: неужели, будучи хорошо знакомыми с ценами на «хлеб и воду» во время проведения любых массовых мероприятий, гости праздника были не в состоянии заранее запастись всем необходимым? В крайнем случае это можно было сделать уже в самом Жуковском, благо цены в «обжорных лавках» и магазинах были заметно более гуманными, чем в Москве у станций метро. Но, видно, словосочетание «хлеба и зрелищ» слишком сильно въелось в умы, и, если одновременно не предоставляется то и другое, то это уже повод для огорчения…
Досмотр.
В силу критики предыдущих мероприятий на территории Транспортно-выставочного комплекса «Россия», массовый досмотр публики проходил достаточно быстро, главным в нем было отпивание содержимого проносимых на территорию бутылок с жидкостью. Но прохождение досмотра профессиональных фотографов, корреспондентов с лаптопами и прочими гаджетами, так и осталось проблематичным – все достань, все включи…
Полеты – наше время.
Главной задачей авиационного показа было показать мощь российских военно-воздушных сил, и это удалось полностью. Небо дрожало от рева проходивших над полем бомбардировщиков и транспортников, сердце резонировало, а в глазах рябило от кульбитов истребителей, вертолеты стаей стальной саранчи выползали из-за горизонта…
Брутальности зрелищу добавляла новая окраска летающих машин: темно-серый верх и голубой низ. Сочетание вполне себе неплохое, но, взявши темно-серый камуфляж по американскому образцу, неплохо бы теперь еще и эмблемы частей разработать, какой-нибудь, пусть скромный, декор. дабы мрачноватость эту разрядить. Понятно, что в ряду проблем российской военной авиации вопросы геральдики где-то на почти последнем месте, но все же. Морские вот летчики нашли на это время и силы…
Описывать пилотаж дело совершенно бессмысленное, так что надо было смотреть. Смотреть можно было не только воочию, но и на экране: шла прямая трансляция в интернете и на телеканале «Россия 24». Возможно, что на экране было даже удобнее: несколько часов напрягать глаза, глядя в яркое небо, да еще в сторону солнца, довольно тяжело…
Праздник, кстати говоря, имевший официальное название «Открытое небо», собрал в Жуковском не только цвет российской авиации, но и иностранных гостей. Сколько было приглашено зарубежных делегаций, не столь и важно, главное, что прилетели и иностранные самолеты. От Франции – пара «Рафалей», из Италии хорошо знакомые по МАКСу Frecce Tricolori на своих Aermacchi MB-339, а вот остальные гости были у нас впервые.
Во-первых, польские паны из «Бело-красных искр» (Bialo-Czerwone Iskry) на TS-11 Iskra. Во-вторых, наши северные соседи из Финляндии – Midnight Hawks. В третьих, самая знаменитая команда, летающая, как и суомаляйнены, на BAe Hawk – Red Arrows Королевских ВВС Великобритании.
К сожалению, не добрались до нас ранее анонсированные израильтяне и турки – но, с другой стороны, столько пилотажа за раз переварить было сложно. Может, в другой раз…
Полеты – прошлое время.
Столетие – дата историческая, и, следовательно, надо было устроить историческую часть с показом ретро. С этим организаторы также справились, отчасти за счет российских сил, отчасти с помощью иностранных гостей. Правда, не было среди летавшей архаики ни И-16, ни Ил-2, но были знакомые по тем же МАКСам ДИТ, Миг-3 и По-2. Кукурузники вообще имелись в избытке, и не только в воздухе – но об этом потом.
Самая представительная ретро-часть прибыла, как и следовало ожидать, из-за границы. Там были и отечественные Як-9 и Як-11, и поставлявшиеся в СССР союзниками Hurricane, P-40 Kittyhawk, B-25 Mitchell, тренировочник T-6 Texan, амфибия Catalina и транспортный С-47.
Присутствовали сражавшиеся на других фронтах Второй мировой P-51 Mustang, F4U-4 Corsair и TBM-3E Avenger.
Из реактивной архаики появился отечественный МиГ-15 УТИ – что лишний раз доказывает, что не все еще у нас потеряно в плане истории авиации и восстановления летающих легенд. Смотрелась интернациональная часть очень неплохо, хотя все-таки задевало иногда незнание ее комментатором: он путал самолеты, у его и «Мустанг» оказался ЭР-51( P-51 – это по нашему ПЭ-51, от английского Pursuit), и Миг-15 воевал во Вьетнаме, а существование Тихоокеанского ТВД вообще старались обойти вниманием. Такая история…
В небе – Карлсон!
Самолеты времен Второй Мировой войны теперь достаточно часто появляются в российском небе, в основном трудами компании «Русавиа», занимающейся реставрацией аутентичных самолетов и изготовлением реплик. За рубежом тоже имеются представительные коллекции, и их также изредка привлекают к участию в шоу на территории России. Но вот самолетов Первой Мировой мы со времен этой войны и не видали. А потом к нам прилетел Карлсон.
В небе идет воздушный бой: ярко-желтый биплан и серо-зеленый триплан кружатся в «смертельной схватке». В конце-концов биплан со снижением уходит к земле, а пилот триплана совершает триумфальный облет «поля боя». Мало кто из очевидцев знает, что неудачливый биплан – это шведская FVM Ö1 Tummelisa, одноместный тренировочный самолет разработки 1919 года – и многие, в том числе и комментатор, зовут его «Ньюпором». Не слишком похоже, но «Туммелизе» приходится играть «Ньюпора» и быть «девочкой для битья» для легендарного немецкого Fokker Dr.1. Этот триплан известен как самолет знаменитого «Красного Баарона» Манфреда фон Рихтгофена, но летали на таких и другие знаменитые германские асы, и даже не очень знаменитые – как Йоханнес Янцен (13 побед). Его самолет заходит на посадку, но через некоторое время над аэродромом снова слышен стрекот ротативного двигателя. Это уже не 1918, а 1912 год – то самый, в котором были созданы Российские ВВС. И в числе их первых машин, как и во многих других странах, были монопланы «Блерио» – два крыла и решетчатая рама фюзеляжа в переплетении расчалок. И это летит!!! Оно даже совершает развороты!!!
Пилот в кожаном шлеме и очках-консервах машет рукой публике, до предела снижает обороты – и самолет почти зависает в воздухе, потом снова дает газ – и заходит на посадку. Это, пожалуй, самая эмоционально сильная часть шоу: не существует ничего, кроме этого прадедушки всей мировой авиации. Тех же, кто занял удачное место у ограды летного поля, ждет продолжение: отважный авиатор на «Блерио» выруливает почти к самим зрителям, давая им хорошо рассмотреть и машину, и себя. И тут приходит понимание – это же настоящий живой Карлсон!
Фамилия Карлсон в Швеции не менее распространена, чем в России Иванов, но мы все знаем одного Карлсона, причем непосредственно связанного с авиацией. Традиции шведских авиационных Карлсонов продолжает Микаэль Карлсон – пилот и создатель реплик старинных самолетов. Три из них –«Туммелиза», «Фоккер» – триплан и «Блерио» (шведский вариант, немногим отличающийся от французского, на котором наш авиатор Васильев в 1911 году совершил рекордный по тому времени перелет из Санкт-Петербурга в Москву) были на столетии ВВС гостями Жуковского. – И при виде их у всякого нормального любителя авиации, в крови повышался адреналин. Пусть это реплики, но реплики качественные до мелочей.
Отечественные летающие реплики самолетов Первой Мировой на подходе, но такой степени реалистичности, включая ротативные двигатели (а у Карлсона движки как раз оригинальные, старинные!), от них пока ждать не приходится… Чего ждем – так это пилотажную группу сталинских соколов на УТ-2, работы в этом направлении уже идут. А Карлсон улетел. Но, может быть, он обещал вернуться?
«100 лет ВВС России»
Фотогалерея авиатехники «100 лет ВВС России» на экспозиции МАКС-2011, ЛИИ им М.М. Громова, г. Жуковский
Железный занавес.
То, что к нам пожаловали иностранцы со своими самолетами – это замечательно, и спасибо за это организаторам. Но увы – все это великолепие можно было видеть или в небе, или за решеткой, которой было ограждено летное поле. Причем кроме решетки между любителями авиации и самой авиацией было еще и оцепление, и ХХ метров.
ХХ варьировалось от 5-7 в случае «летающих машин Карлсона», что позволяло зрителям получить хорошие снимки редкостных самолетов и даже ухитриться подозвать самого Микаэля к решетке и сфотографироваться с ним, до 100 метров в случае самолетов Второй Мировой. Повторялась история с «Легендами мировой авиации» в Монино: хорошенько рассмотреть редких гостей не удавалось.
Часть самолетов сразу попала на дальнюю стоянку, и фотографировать их там было бесперспективно. Получить допуск в зону – тем более, даже несмотря на журналистскую аккредитацию. Каких-то пресс-туров в эти зоны тоже не было, в них позволили работать только телевизионщикам. Это очень обидно.
Статика.
Увидеть самолет в воздухе несложно и вне праздника: летчики совершают тренировочные вылеты за пределы базового аэродрома, где их можно и подловить, особенно с помощью дорогущих телеобъективов. Конечно, с медиаплатформы снимать удобнее, но туда не получалось попасть (по крайней мере ко времени, в первый день) даже у немалого числа журналистов, а простым смертным не приходилось и мечтать. А вот увидеть самолет на земле и хорошенько рассмотреть его можно только на авиашоу – и по идее организаторам стоило об этом подумать. В данном случае ретро-часть оказалась практически недоступной, исключением были находившиеся на статстоянке МиГ и По-2, плюс реплика (не слишком точная в деталях, но все равно симпатичная) «Ньюпора» 17 русского пилота Александра Козакова. В ангарах исторической экспозиции имелись еще одна реплика «Ньюпора», «Фарман» и УТ-2. Все это, вероятно, в будущем можно будет увидеть и в полете. Зато в плане современной авиации жаловаться было не на что: основные типы, от Ту-160 возле «медведя» (Ту-95) до Як-130 и от Ансата до Ми-26 стояли рядком, и ближе к концу дня к ним начинали пускать народ, так что можно было фотографировать технику и фотографироваться на ее фоне почти что без ограничений.
В самом окончании праздника третьего дня, некоторым оставшимся до упора фанатам авиациы посчастливилось посидеть в кабинах самолетов на статической стоянке.
Трансфер.
Поскольку народу пришло меньше, чем на МАКС, то и транспортного коллапса не отмечалось. Электрички не были переполнены, очень многим удалось проделать путь из Москвы и обратно сидя, благодаря вводу дополнительных электричек. Автобусов хватало на всех, они ходили по разным направлениям: до станции «Отдых», до перехватывающих автостоянок, до проходной. Видимо, единственный способ обеспечить нормальный доступ на мероприятия в Жуковском – это снизить количество желающих на них приехать. Плюс уменьшить количество «обслуживающего персонала» – лавочников всех мастей. Но авиасалон – мероприятие коммерческое, так что там главное продать побольше билетов…
Выводы.
Праздник удался, и остается только сожалеть, что такой день рождения бывает раз в сто лет. «Открытое небо» продемонстрировало не только то, что небо покоряется российским летчикам, но и то, что они в этом небе не одиноки.
Статическая экспозиция была доступна как никогда, и, поскольку ни один из ее экспонатов, даже хрупкие «этажерки», не пострадал, российская публика доказала организаторам, что она сильно отличается от стада безумных макак и вовсе не одержима манией ломать все, что попадется на глаза. Так что не пора ли организаторам подобных мероприятий, кроме проработки летной программы, задумываться больше и над статикой, стремясь показать всю технику, участвующую в шоу, не только в воздухе, но и на земле. Разве сложно было все эти раритеты после летной программы, заканчивающейся в 14:00, перевозить не на недоступную для обозрения стоянку, а на статическую экспозицию? Места там было хоть отбавляй, да и заборов тоже. Опять же, была бы возможность пообщаться с теми, кто эту технику эксплуатирует – а то это не удавалось даже журналистам…
Высказав эти аспекты, остается добавить еще один. Похоже, теперь мы МАКСы будем сравнивать с «Открытым небом», и сравнение будет не в пользу авиасалона. Так что организаторам его придется или очень упорно работать, чтобы каждый новый авиасалон давал зрителям новые впечатления, или каждый раз выслушивать: «Это что, а вот в 2012 году…»
Nedan finns en översättning av ett blogginlägg på ”Aviaglobus”, 2012-08-13 (aviaglobus.ru/2012/08/13/3055/)
En bra översättning! Skriv till oss_