Четверг, 28 марта 2024

Авиаиндустрия

SA03 – гипотетический гидро-БПЛА

Посетители берлинской выставки ILA-2012 могли, среди прочего, полюбоваться на один необычный летательный аппарат (как раз то, чего не хватало на гидроавиасалоне в Геленджике). Необычным в нем было наличие лодочного фюзеляжа и отсутствие места для пилота, так что, даже несмотря на то, что машина, именуемая SA03 и разработанная англо-испанской фирмой Singular Aircraft, была оборудована убираемым колесным шасси и складными поплавками на крыле, явным было желание ее создателей научить беспилотник летать с воды.

[divider][space height=»20″]

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap] последнее время, благодаря миниатюризации электроники и совершенствованию компьютерной техники появилась возможность делать маленькие беспилотники, характеристик которых тем не менее достаточно для несения разведывательной аппаратуры, преимущественно оптической. Высоких скоростей от таких машинок не требуется, зато удобство и простота эксплуатации являются едва ли не основными требованиями. На этом фоне гидробеспилотник как будто имеет некоторые преимущества по базированию: при достаточно солидных размерах и массе полезного груза ему не нужна ВПП и катапульта, достаточно водной поверхности сравнительно небольших размеров. Еще одним преимуществом называлась способность ожидать, сидя на воде, и таким образом растягивать один вылет на более длительное время, периодически поднимаясь в воздух и, после проведения разведки, снова садясь и переходя в режим ожидания.

Исходя из этих положений, английская фирма Warrior (Aero-Marine) создала во второй половине 2000-х парочку беспилотников серии Gull – 24 и 36 серий. Размах крыла этих одномоторных аппаратов всего 4 метра, а главной инновацией является патентованная безреданная конструкция днища, которая вкупе с развитой механизацией высокорасположенного крыла позволяет малышам работать с воды даже в довольно свежую погоду и делает разбег и пробег минимальными.

Летные испытания прошли в 2008 году вроде бы успешно, но аппаратами, в том числе предлагавшимися фирмой более крупными версиями, никто, кажется, не заинтересовался. Глухо и насчет планировавшейся пилотируемой летающей лодки Centaur, существовавшей только в виде масштабной летающей модели…

Если неудача с «Кентавром» может быть вызвана банальной нехваткой средств для строительства прототипа, то «Чайки», видимо, не востребованы именно из-за способности плавать. Лодочный корпус и большие дополнительные поплавки не добавляют летных характеристик, а преимуществ никаких не дают. Ведь при таких размерах в большинстве обитаемых мест под «аэродром» проще найти подходящий участок автодороги, нежели водоем, тем более что для перемещения всего комплекса с аппаратурой наведения и обработки получаемых данных все равно нужна автомашина. Если летать с корабля, то там несложно поставить простенькую направляющую для старта с ракетными ускорителями и после выполнения задания ловить беспилотник в натянутую в воздухе сеть – как это практикуется, например, во флоте США с довольно крупными IAI/AAI RQ-2 Pioneer. Ожидание в районе цели – это хорошо, но как быть с ветром и волнами, которые при этом сносят самолет и норовят повредить его и его оборудование?

Оборудование – это вообще главный минус. Его надо защищать от проникновения воды и воздействия соли, а это усложняет и утяжеляет конструкцию водоплавающего беспилотника по сравнению с сухопутным аналогом, причем тем сильнее, чем он меньше.

А если он большой? Тут как будто перспектив больше. Больше полезная нагрузка, больше мореходность, больше дальность полета, больше перспективных задач. И чем больше самолет, тем меньше для него наземных эрзац-аэродромов. Следовательно…

И вот мы наконец-то возвращаемся к SA03 от Singular Aircraft. Тут замахнулись на вполне солидных размеров двухмоторный аппарат размахом крыла в 14 метров и убираемыми крыльевыми поплавками, с большой (до 2,2 т) полезной нагрузкой или не менее большой (700 км рабочая, 7400 км перегоночная) дальностью и высокой (до 300 км/ч) скоростью. Одной из особенностей машины является работа на обычном автомобильном бензине, стоимость летного часа оценивается в 180 долларов. Ориентировочная цена аппарата – 370 тыс. долларов.

 

На ILA демонстрировался собранный первый прототип, начало летных испытаний вроде бы не за горами. А как у SA03 с перспективами использования?
Создатели его предлагают не только стандартную для беспилотника патрульную роль, но и сельскохозяйственный и транспортный варианты. Уж как проводить химобработку с самолета с высокорасположенным крылом, обдуваемым двумя пятилопастными винтами, знают только его разработчики, и если это все же осуществимо, мир увидит первую сельскохозяйственную летающую лодку. Но это вряд ли.

Транспортник? – В теории это возможно, но скорее в рамках спасательной версии. Выброс груза планируется через «бомболюк» в брюхе, так что туда войдет не только нечто достаточно тяжелое, но и весьма объемное. Но, с другой стороны, спасательный вертолет все же предпочтительнее летающей лодки: не так экономичен, но более приспособлен для эвакуации пострадавших, особенно когда на борту живые спасатели.

Но есть сфера деятельности, под которую SA03 очень даже подходит, и под которую, кажется, в основном и предназначается. Ну да, это ныне главная работа летающих лодок: каска и брандспойт… В нише легких пожарных самолетов беспилотной летающей лодке очень даже может найтись место. В силу беспилотности машина может брать на борт гораздо больше пламягасящей смеси и работать в самых сложных условиях, даже если пилот ухитрится ее разбить, сам он не пострадает. Преимущества же летающих лодок в пожаротушении общеизвестны. Исходя из этого, а также того, что время пожарных конверсий устаревших самолетов неумолимо идет к концу, можно предположить, что потенциальные заказчики заинтересуются самолетом, позволяющим дистанционно тушить пожары, причем SA03 может использоваться и как собственно пожарный, так и воздушный наблюдательный пункт – в этой последней роли беспилотники уже применяются не без успеха. Правда, аппарат надо еще довести, да тот же комплекс пожаротушения на него поставить и испытать, а тут таится много разных подводных камней.

Хочется верить, что все это преодолимо, и название фирмы Singular Aircraft будет переводиться как «выдающиеся, необыкновенные, необычайные или замечательные самолеты», а не как «самолет в единственном экземпляре»…

[divider][space height=»20″]

Само решение, научить БПЛА летать с воды, кажется необычным только сейчас: ведь раньше плавающие беспилотники выпускались сотнями… (читайте: Хроники беспилотной гидроавиации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.