Пятница, 19 апреля 2024

Авиаиндустрия

Бизнес-авиация – скорее жива, чем мертва? Олимпийские надежды…

Глобальный экономический кризис затронул практически все отрасли бизнеса. Предприниматели стали экономить по максимуму, отказываясь, в первую очередь, от разного рода излишеств. Для некоторых в эту категорию попали перелеты на собственных или арендованных бизнес-джетах. Аналитики утверждают: по итогам 2012 года мы увидим заметное снижение интенсивности авиаперевозок подобного типа в Европе и США. В грядущем году на полное преодоление последствий кризиса также надеяться не приходится. Пожалуй, наилучшие перспективы у бизнес-авиации сегодня – в Латинской Америке. Россия же в этом рейтинге находится где-то посередине.

[divider][space height=»20″]

Кризисная арифметика

[dropcap color=»#555555″]О[/dropcap] том, что по итогам 2012 года будет отмечено существенное снижение интенсивности бизнес-перелетов в Европе, заявили аналитики Европейской Ассоциации бизнес-авиации (EBAA). Об этом свидетельствуют, в частности, июльские показатели – по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года интенсивность перелетов упала на 4%. В целом же, по данным на конец лета, показатели 2012 года на 2,6% уступают цифрам года 2011-го.

Данные EBAA подтверждаются и другими источниками. Так, международное агентство Avinode отмечает: за первую половину 2012 года количество бизнес-рейсов сократилось как в Европе (на 2,7%), так и в США (на 2,8%). При этом не было отмечено привычного роста показателей в летние месяцы. Например, в США в июне-июле количество бизнес-рейсов уменьшилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Схожая ситуация была отмечена и в Азии, которая ранее считалась одним из самых перспективных рынков бизнес-джетов.

Не ожидается существенного прорыва и в следующем году. «Колебания курса евро, продолжающийся рост цен на топливо, постоянная угроза войн и беспорядков на Ближнем Востоке, растущие сборы аэропортов, вызванные необходимостью правительств европейских стран изыскивать средства на решение внутренних проблем — вот причины, которые заставляют меня с пессимизмом смотреть на ближайшее будущее европейской бизнес-авиации», — говорит исполнительный директор EBAA Фабио Гамба.

[divider][space height=»20″]

Не все так плохо

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap]месте с тем, подобная ситуация сложилась не во всех регионах мира. Самым перспективным рынком сегодня является Латинская Америка. На данный момент там эксплуатируется около 10% мирового парка деловых самолетов, но в ближайшие годы этот процент может существенно вырасти. В число лидеров по объемам парка бизнес-джетов сегодня входят Бразилия, Мексика, Венесуэла, Аргентина и Колумбия. По прогнозам аналитиков компании Bombardier, в 2012-2021 годах потребность Латинской Америки в бизнес-самолетах составит 985 единиц, а в 2022-2031 годах – уже 1300.

Не удивительно, что компании-производители все более пристально смотрят на бурно развивающийся континент. Так, на выставке деловой авиации LABACE, которая прошла 15-17 августа 2012 года в Сан-Паулу (Бразилия), представители корпорации Gulfstream Aerospace заявили, что местный рынок – это один из их главных приоритетов. Цифры говорят сами за себя: если в 2006 году воздушный парк Gulfstream в Бразилии составлял 9 самолётов, то сегодня их уже 36. И это, как считает руководство компании, только начало. С их мнением согласны более 190 компаний, принимавших участие в LABACE – одном из самых громких событий года в мире бизнес-авиации.

[divider][space height=»20″]

Взгляд в будущее

[dropcap color=»#555555″]С[/dropcap]итуация на латиноамериканском рынке, а также уверенность в том, что кризис не вечен, заставляют производителей бизнес-джетов продолжать разработку новых, все более комфортабельных и эффективных самолетов. Так, Bombardier Aerospace до 2031 года планирует выставить на мировой рынок в общей сложности 24 тыс. бизнес-джетов всех моделей, получив за них прибыль в $648 млрд. Значительная часть из этих машин сейчас только разрабатывается или проходит сертификацию. В частности, немало надежд в Bombardier связывают с самолетами семейства Learjet 70/75, призванными заменить в производственной линейке компании модели 40XR и 45XR соответственно. От своих предшественников они отличаются более экономичными двигателями и современной авионикой, разработанной компанией Garmin. Сейчас самолеты Learjet 70/75 проходят тестовые летные испытания. Первые клиенты, как ожидается, получат эти машины в начале 2013 года.

Примерно в это же время начнутся поставки и другого давно ожидаемого бизнес-джета Learjet 85 – первого самолета подобного типа, полностью созданного из композиционных материалов. А уже в ближайшие месяцы начнется эксплуатация сверхкомфортабельных Global 6000 – новейшей разработки Bombardier, способной совершать беспосадочные перелеты длительностью в 13 часов.

Не отстает от своих конкурентов и компания Embraer Executive Jets. В августе ее президент Эрнест Эдвардс объявил о начале сборки нового бизнес-джета Legacy 450. «Это было для нас самым долгожданным событием последнего времени: когда первый лист металла для будущего фюзеляжа Legacy 450 был разрезан в наших цехах, — сказал господин Эдвардс на церемонии запуска на заводе новой производственной линии. Семиместный Legacy 450 с дальностью полета 4250 км поступит покупателям в конце следующего года.

Gulfstream в этом году порадует бизнес-клиентов новым G280, который, как обещают в компании, станет «самым быстрым, большим и комфортабельным самолетом в своем классе». Любопытно, что в ходе испытаний выяснилось, что реальные характеристики этого джета куда лучше, чем предполагалось на первом этапе его разработки. Так, оказалось, что он спокойно преодолевает расстояние в 6667 км., хотя изначальный расчетный показатель – на 370 км меньше. Оптимальная длина ВПП также была уменьшена с 1512 м до 1448 м. Комфортабельный салон с шикарной отделкой, фирменные овальные иллюминаторы, впечатляющая для своего класса дальность полёта, самый современный комплекс бортовой электроники на основе Rockwell Collins ProLine Fusion — все это, несомненно, привлечет к G280 потенциальных покупателей.

Еще один производитель бизнес-джетов, компания Dassault, тем временем, продолжает работу над моделью Falcon 2000S и новым среднеразмерным самолетом, который придет на смену модели Falcon 900. Сертификация первого из этих джетов запланирована на конец четвертого квартала 2012 года, а второго – лишь на 2016 год. Впрочем, мало кто сомневается, что томительное ожидание в итоге будет сполна вознаграждено.

Cessna свои главные надежды связывает, в первую очередь, с началом поставок бизнес-самолета среднего класса Citation Latitude. Впрочем, к этой категории его можно причислить лишь формально – на самом деле пассажирам будет обеспечен практически максимальный уровень комфорта. В частности, высота потолка составит 1,82 м, что очень даже неплохо. При этом стоит отметить, что пол в салоне будет ровным – в других моделях Citation пара лишних сантиметров прибавляется к высоте потолка за счёт углубления в центральном проходе. Бизнесменов порадует возможность без посадок летать на расстояние 3 704 км, а пилотов – новейший комплекс бортовой электроники Garmin G5000. Начало поставок Citation Latitude запланировано на 2015 год.

Несмотря на некоторые трудности сегодня, производители бизнес-джетов заглядывают и в отдаленное будущее. Так, на авиашоу в британском Фарнборо в этом году состоялось представление сверхзвукового бизнес-джета, разработка которого ведется компанией Gulfstream при поддержке NASA, Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что самолет будет развивать скорость до 4 тыс. км/ч, что более чем в 1,5 раза больш скорости «Конкордов». При этом разработчики утверждают: благодаря современным технологиям пассажиры практически не почувствуют момент перехода к сверхзвуковым скоростям, который на англо-французских лайнерах сопровождался громким хлопком. Добиться всего задуманного разработчикам позволит использование максимально легких композитных материалов, усовершенствование профиля фюзеляжа и разработка мощных двигателей. Правда, опробовать «чудо-лайнер» в деле можно будет не ранее 2030 года.

[divider][space height=»20″]

Олимпийские надежды

[dropcap color=»#555555″]Р[/dropcap]ынок бизнес-авиации в России, естественно, также пострадал от экономического кризиса. Однако развитие этой сферы не застопорилось. По данным ЦПДУ ГА «Аэротранс», в прошлом году бизнес-джеты совершили в России более 14 тыс. рейсов, в то время как в 2009 году эта цифра составляла примерно 11 тыс. При этом уровень активности постоянно растет, так что мы можем надеяться на рост общего числа рейсов и по итогам этого года. Одним из доказательств развития бизнес-авиации в нашей стране является появление новых специализированных терминалов в целом ряде аэропортов. Так, в июне совладелец банка «Россия» Николай Шамалов вместе с совладельцем нефтетрейдера Gunvor Геннадием Тимченко построил бизнес-терминал в аэропорту Санкт-Петербурга «Пулково». Строительство обошлось в 2 млрд рублей, однако нет сомнений в том, что инвестиции окупятся сполна.

Неплохо живут и действующие терминалы. Так, аэропорт Внуково-3 сообщает о том, что в этом году число взлетов-посадок самолетов деловой авиации повысилось по сравнению с прошлым годом на 60%. И это далеко не предел, так что аэропорту приходится расширять свои границы, модернизировать ВПП, а также строить новые ангары.

Медленно, но верно в нашей стране растет число эксплуатируемых бизнес-джетов. Если в прошлом году их было не более 500 единиц, то к 2030 году, по прогнозам, станет более 1500. Самолеты, конечно, надо где-то обслуживать, следовательно, открываются все новые и новые сервисные центры. В июле канадский авиапроизводитель Bombardier заявил, что до конца года откроет в Москве региональный офис поддержки заказчиков, который будет заниматься как технической поддержкой деловых и коммерческих самолетов Bombardier, так и вопросами подготовки пилотов.

Особенно отрадно, что бизнес-авиация развивается не только в двух столицах. Так, в конце августа начал работу ставропольский филиал компании «Аэролимузин» – теперь у жителей юга России есть возможность сделать заказ частного самолета непосредственно в своем регионе, избегая посредников в Москве.

Кстати, именно на юг России и делают ставку власти страны. Локомотивом должны стать Сочи, где в 2014 году пройдут Олимпийские игры. К этому времени планируется открытие отдельных VIP и бизнес терминалов в Адлере, а также модернизация сочинской «воздушной гавани». Кроме того, резервные аэропорты будут готовы в Геленджике, Минеральных Водах и Краснодаре.

Впрочем, сама по себе Олимпиада не гарантирует прорыва в области бизнес-авиации. Недавний пример – летние игры в Лондоне, показатели бизнес-перевозок по итогам которых были существенно ниже прогнозируемых. Впрочем, 7%-ного увеличения активности перевозок в Британии по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года все-таки удалось достичь. Во многом это произошло из-за разовых акций и предложений. Например, компания Reuben Brothers, владеющая лондонским Оксфордским аэропортом и вертолетной площадкой Battersea Heliport, на дни Олимпиады снизила стоимость пользования услугами аэропорта для бизнес-джетов весом более 15 тонн на 50 %. Очевидно, что такие меры долгосрочных последствий иметь не будут. Эксперты отмечают: к не слишком хорошим показателям привели серьезные ограничения воздушного пространства, которые были введен на время Игр, в частности, необходимость заранее получать слот на посадку в одном из 58 аэропортов Юго-Восточной Англии.

Так что российским властям, если они действительно заинтересованы в развитии бизнес-авиации, нельзя расслабляться, думая, что Игры в Сочи сами по себе приведут к ошеломляющим и долгосрочным результатам, а нужно попытаться создать для обладателей бизнес-джетов режим максимального благоприятствования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.