В Китае осуществлены первые взлеты и посадки на авианосце. Авианосец советский, «Варяг», а ныне «Ляонин» (Liaoning), самолет тоже советский, Су-27К, а ныне J-15. Авианосец куплен хотя и легально, но под видом базы для плавучего казино, самолеты вообще выпущены пиратским способом. Тем не менее приходится признать, что китайских флот по палубной авиации уже превзошел наш Тихоокеанский…
Китайцы не случайно классифицируют «Ляонин» как тренировочный корабль. Реальные боевые возможности что J-15, что его родного брата Су-33, летающего с единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» (однотипного «Ляонину»), в среде специалистов оцениваются не слишком высоко. То есть самолет хороший, но боевая его нагрузка при взлете с палубы сильно ограничена, и из имеющихся на Су-33 12 узлов подвески на палубе используются не более половины. Бомбовое вооружение самолет может нести только в теории, противокорабельные ракеты в состав вооружения вообще не входят, следовательно, для ударных операций – основы боевого применения авианосцев – он непригоден. Не случайно на борту «Кузнецова» Су-33 планируется заменить на более универсальный и компактный МиГ-29К, этот же самолет заказал и индийский флот для все еще доводимого в России до кондиции «Викрамадитьи» – результата модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».
Сильной критике подвергается и метод старта самолетов с помощью трамплина. Хотя он позволяет обойтись без катапульты, трамплин ужесточает требования к самолетам для авианосца, делая практически невозможным создание, например, самолетов ДРЛО, а это ограничивает возможности корабля в управлении воздушным боем. Что россиянам, что индийцам, что китайцам приходится ограничиваться вертолетами ДРЛО Ка-31, хотя Китай ведет собственные разработки в данной области.
Сейчас Китай заявляет о желании строить собственные авианосцы, имеются сведения, что как минимум один корабль уже заложен на верфях. Но увы, купить, украсть или скопировать технологии, как это произошло с «Ляонином» и J-15, в данном случае не выйдет: первый советский «нормальный» авианосец «Ульяновск» не был достроен и впоследствии разобран, а американцы и французы со своими секретами так просто не расстанутся. Индийцы вот уже второй авианосец строить начали, а первый никак достроить не могут – мешают технические трудности. Не меньшие ждут и китайцев, так что «Ляонин» надолго останется единственным китайским авианосцем.
А J-15 (включая недавно продемонстрированную, но еще не испытанную на корабле двухместную модификацию) – единственным палубным самолетом. Ведь ничего лучше клонов Су-27 китайская авиапромышленность разработать пока неспособна, да и нет смысла создавать самолеты трамплинного взлета, если будущие авианосцы будут оснащены катапультами.
Сейчас китайцы по палубной авиации находятся приблизительно на том же этапе, что СССР в 1989 году, но страшно представить, чего они могут добиться за 20-25 лет…
Ещё об авианосцах в АВИАГЛОБУС >>
“Сейчас китайцы по палубной авиации находятся приблизительно на том же этапе, что СССР в 1989 году”. Так и Россия находится примерно на том же этапе.