Четверг, 25 апреля 2024

Авиаиндустрия

И.о. «Геркулеса»

В военных действиях в горной местности, да при наличии партизан, без авиации не обойтись – и без боевой, и без транспортной. Афганистан не исключение – что СССР, что США вынуждены были держать там внушительные авиационные группировки в том числе и для снабжения сухопутных войск. Но вот у главного союзника США с этим возникают проблемы.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]Р[/dropcap]ечь идет о Великобритании, точнее о состоянии военно-транспортной составляющей Королевских ВВС (КВВС). Основу ее составляют американские «Геркулесы», но с ними не все ладно.

Первый «Геркулес» англичане получили еще в 1967 году, это был самолет экспортной модификации С-130K (аналог американского С-130H), названный в КВВС Hercules C.1. И таких «единичек» англичане приобрели 66 штук, причем из них 30 машин было начиная с 1979 года модифицировано по образцу американских С-130H-30 с удлиненным на 2.5 метра фюзеляжем и измененным бортовым оборудованием (в КВВС – Hercules C.3).
«Геркулесы» первого поколения эксплуатировались в шести эскадрильях, причем после Фолклендской войны шесть «единичек» было модифицировано в летающие танкеры Hercules C.1P, а одна машина длительное время использовалась для метеорологических исследований под обозначением Hercules W.2.

К началу 21 века стало очевидно, что дни старых С-130K сочтены, но замены им не было видно. Первоначально планировалось заменить «Геркулесы» на самолеты, создаваемые группой Future International Military Airlifter (FIMA) в составе Aérospatiale, British Aerospace (BAe), Lockheed и Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). Группа начала работу в 1982 году, в 1989 году из нее вышел «Локхид» и дело приобрело вялотекущий характер. Группа разработчиков после добавления Alenia Aeronautica и CASA стала называться Euroflag (EUROpean Future Large Aircraft Group), а ныне это Airbus Military. Самолет, созданный в рамках этой группы, теперь называется A400M.

Когда начался вывод из эксплуатации старых Hercules C.1/3, их заменять было не на что – если говорить о самолетах британского производства (или хотя бы с участием британских производителей). И на смену уходящим из боевых частей «Геркулесам» (часть была продана за рубеж) пришлось покупать новые «Геркулесы», на этот раз усовершенствованные С-130J, причем Великобритания стала первым заказчиком самолетов этой модификации. На вооружение новые самолеты поступили в 2000 году, всего было заказано 10 Hercules C.4 и 15 удлиненных Hercules C.5, которые заменили 25 самых старых «единичек». Общее количество «Геркулесов» в КВВС к настоящему времени сократилось до примерно полусотни, эксплуатируемых в четырех эскадрильях, и половина из них недалека от списания.

Англичане надеялись, что приобретенные в 1960-70-х годах «единички» и «тройки» дотянут до поступления в части новых A400M, которых планировалось приобрести 25 штук. Но, на всякий случай, в 2000 году было решено взять в аренду на семь лет (плюс опцион на продление на два года) четыре C-17A Globemaster. По срокам выходило, что аренда кончится как раз после того, как первые A400M попадут в КВВС.

Однако вскоре началась эпоха антитеррористических войн в Афганистане и Ираке, в которых Великобритания приняла активное участие. Активно действовала и военно-транспортная авиация, и чем дольше эти войны продолжались, тем яснее становилось, что существующий флот транспортников ее не выдержит. В то же время более крупные, чем A400M, C-17 «Глоубмастеры» оказались весьма кстати, и в 2004 году было принято решение о приобретении их по окончании сроков аренды. Более того, поскольку поставки A400M откладывались (поступление на вооружение сейчас ожидается где-то в 2015 году), КВВС решили заказать еще три «Глоубмастера» за счет аналогичного сокращения заказа на «Эрбасы». Два «дополнительных» С-17 уже сданы в 2008 и 2010 годах, а заказ на третий подтвержден в феврале этого года и самолет будет принят КВВС в июле.

Но даже появление «Глоубмастеров» не может предотвратить прогрессирующее выбывание из строя старых «Геркулесов» по причине усиленной их эксплуатации. Вдобавок были и потери в «заморских экспедициях»: в 2005 году Hercules C.3 сбили зентиным огнем иракцы, в 2007 году Hercules C.4 разбился на посадке в Басре.

Приобретать новые «Геркулесы» за несколько десятков миллионов долларов каждый и тем более «Глоубмасте6ры», которые стоят уже сотни миллионов, Великобритания не в состоянии, тем более что это автоматически затронет заказ на A400M. Начались поиски очередного временного варианта.

На самом деле временные варианты использовались и раньше, поскольку западные союзники в течение всей войны не стеснялись привлекать для доставки грузов и персонала гражданские авиакомпании. В основном это касалось США, но и англичане в 2009 году выдали компании Titan Airways полугодовой контракт на перевозку военнослужащих в Афганистане с использованием одного BAe 146-200QC. Самолет это небольшой, региональный, но зато четырехмоторный и приспособленный к высокогорью и жаре. Самолет успешно отработал в Афгане, а британские военные призадумались: может быть, это и есть тот самый временный самолет, которого им не хватало?

Еще в 2007 году были предложения о конвертации ранее выпущенных BAe 146 в военно-транспортные самолеты, но они не вызвали тогда большого интереса ни в Великобритании, ни за рубежом. Но за два года ситуация изменилась, дополнительные самолеты нужны позарез, причем и для таких перевозок, к которым гражданских привлекать нельзя. И вот в феврале 2012 года Министерство обороны сообщило, что готово купить два бывших в употреблении BAe 146, после чего модернизировать их для выполнения боевых задач в Афганистане. Цена сделки планировалась в размере около 9.3 млн. долл., что ничтожно по сравнению со стоимостью даже одного С-130. Применяться самолеты будут для внутриафганских перевозок (и это сильно снизит нагрузку на «Геркулесы»), а для того, чтобы их не подловили талибы с ПЗРК, на них должны будут быть смонтированы современные противоракетные системы.

Выбирать машины для конверсии было из чего: BAe 146-200QC, на которых уже имеется бортовой грузовой люк размером 3.33 x 1.93 метра и система погрузки, в наличии было всего пять. Два самолета числились в Titan Airways, еще одна бывшая титановская машина находилась на хранении в Кембле и две в TNT. Учитывая тот факт, что TNT еще до объявления о намерениях военных пыталась найти покупателя на оба своих самолета, именно их (O-TAY c/n E2211 и OO-TAZ c/n 2188) и выбрали КВВС, обозначив как BAe 146QC.
QC расшифровывается как Quick Conversion, и действительно, самолет из 10.6-тонного грузовика можно оперативно переоборудовать в пассажирский. Для этого в кабину устанавливаются кресла, крепящиеся к палетам, туалетный и кухонный модули, даже ковровое покрытие предусмотрено, как и места для хранения багажа. Конечно, в таком виде по уровню комфорта BAe 146QC не дотягивают до эксплуатирующихся в КВВС двух BAe 146-100, используемых для VIP-перевозок, в том числе и особ королевской крови, но, как говорят, вполне на уровне обычного коммерческого лайнера.

Оба самолета примерили опознавательные знаки КВВС еще в начале 2012 года, но после этого встали на переоборудование под военный стандарт, которое, вместе с проектированием и интеграцией самолетов в структуру ВВС, обойдется в дополнительные 15.5 миллионов фунтов. Ведет работы Hawker Beechcraft Services на заводе в Броутоне, Северный Уэльс, они должны быть закончены к марту 2013 года.

Так что вскоре количество BAe 146 в КВВС удвоится – на сегодня там числятся всего два BAe 146-100 в 32-й эскадрилье в Норхолте, в нее же пойдут и «новые» самолеты. Какой срок службы ждет «и.о. «Геркулесов», непонятно, но, поскольку в Афганской войне конца не видно, стареньким машинам предстоит еще изрядно потрудиться. А BAE Systems надеется, что успешная эксплуатация BAe 146QC вызовет интерес к экспортному военному «BAe-146M/ Avro RJM», который англичане продвигают уже дано, но пока без особого успеха.

Один комментарий на “И.о. «Геркулеса»

Добавить комментарий для HZ66 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.