Четверг, 28 марта 2024

Общество

Самолеты и водка, в рекламе и жизни

Она важней всего на свете,
Очищенная молоком,
Её используют в ракете
И в самолёте под крылом.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap]от такая загадка. Вероятно, даже не знакомые с творчеством Анатолия Мальгина догадаются, о чем это, поскольку в России самое важное из очищенного молоком (и не только) – это водка. Но к чему ракеты и самолеты?
А к тому, что на создание поэмы Мальгина натолкнула реклама конкретной водки «Посольская» («Нам есть чем гордиться!»), где «создание» в 1973 году этой водки по значению приравнивается к вводу в строй атомного ледокола «Ленин» и полету Юрия Гагарина в космос. Еще одним событием, равновеликим появлению на свете «Посольской», отчего-то названа разработка самолета с крылом обратной стреловидности Су-47. Очевидно, рекламщикам надо было найти нечто из достижений «Новой России» (кои отыскать вообще-то нелегко), и, увидев странный самолет с крыльями «не в ту сторону», они решили – вот это по русски! И, видать, без бутылки не обошлось – на трезвую голову такое создать нельзя!

Однако создавали Су-47 отнюдь не под воздействием винных паров, да и «первым самолетом с крылом обратной стреловидности», как утверждает реклама, он не стал. Еще до Второй мировой войны в СССР был винтовой ДБ-ЛК, в 1944 немцы построили реактивный Ju-287, в 1966 появился германский серийный бизнес-джет Hamburger Flugzeugbau HFB-320 Hansa Jet, в 1982 – германский же учебный RFB Fantrainer, а уж о планерах и единичных прототипах легких самолетов и говорить нечего. Наконец, в 1984 году появился концептуальный предшественник Су-47 – американский Grumman X-29. И с грустью можно констатировать, что до «Посольской» достижения были, а после осталась только необразованность и гонор. Для подогревания последнего водка, несомненно, очень важна, и она же явно не способствует просвещению.

Хотя, конечно, в былые времена в музеи именно водкой и завлекали, а в историю советской космонавтики золотом вписаны чайники со спиртом, щедро раздававшиеся после старта первого спутника. Так что в чем-то создатели ролика про «Посольскую» все же правы. Отмечать достижения в России без aqua vita не могут со времен Владимира Красно Солнышко, и этот ритуал типичен для многих народов. Так что и водка, и «черный напиток воинов» американских индейцев и ему подобная бормотуха – вещи одного порядка и одного цивилизационного уровня, и, конечно, могут рассматриваться как неотъемлемая часть традиционной культуры.

Русская экспансия на восток способствовала распространению культурных навыков пития водки и самогона по просторам Евразии. Тамошние народы под натиском прогрессивных культуртрагеров бросили попытки перегона молока и объедания мухоморами и также перешли на водку. В итоге водка стала ассоциироваться с освоением удаленных районов Сибири и Дальнего Востока, и эта тема также широко эксплуатируется современной рекламой, в том числе и в связи с авиацией. Кстати, именно авиация способствовала проникновению водки в самые отдаленные районы страны, с ее помощью исследователи устанавливали контакты с местным населением и, в конечном итоге, вложения в спирт в заметной мере дали дивиденды в виде разведанных месторождений полезных ископаемых.

К чему привело спаивание местных жителей, видевших до того только мухоморы да и то по праздникам, известно, однако менялось и отношение к водке и в среде русских. На просторах Сибири, в условиях холода и лишений она являлась самым доступным наркотиком и стимулятором, и начинала ассоциироваться с дерзкими предприятиями и отважными путешествиями – по современному, с экстримом. В Европейской России экстрим также изобиловал, и потому сначала пили для храбрости перед пожогом барского дома, а потом пили горькую, получив за это на конюшне.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]А[/dropcap]виация как в начале своего существования была занятием для экстремалов, и первые авиационные аварии и катастрофы по пьянке в России отмечены еще на заре авиации: некоторые пилоты без «стаканчика для храбрости» боялись подниматься в воздух. Пассажиры тоже, бывало, принимали, а уж в толпах наблюдающих за первыми полетами «косушки» были нормой – как не отметить очередной подъем человека в воздух!

Во время Первой Мировой пьянство среди летчиков приобрело весьма широкие масштабы, что в целом понятно, учитывая то, сколько продолжалась в среднем тогда летная карьера пилота, а также изобилие спирта в летных частях. Естественно, до добра это не доводило, хотя легенды о пилотах, могших хорошо летать только «под градусом», ходят с тех пор и по сей день. Однако документальных подтверждений, да с проведением контрольных опытов, нет, зато с большой вероятностью можно утверждать, что, например, причиной гибели известного аса Григория Сапожникова стала именно «бурно проведенная ночь».

После Первой Мировой и Гражданской летчики продолжали пить. Тот же Валерий Чкалов был не дурак выпить, да потом еще и побуянить, отдыхая после полетов. Памятником ему и его поколению сейчас является реклама водки «Столичная»: сочетание отважного летчика и дирижабля однозначно указывает на время – вторая половина 1930-х…

А потом была война. Естественно, стресс снимали алкоголем по обе стороны фронта, но если немцы, англичане и прочие потребляли традиционные спиртные напитки, и исключительно после полетов, то в СССР пили разбавленный спирт, и не только после, но и, как отмечали английские очевидцы, до. Бритты были шокированы, но каков экстрим, таковы и напитки…

Потом пришли мирные годы, но остановиться уже было сложно, тем более что в авиации медицинский спирт широко использовался «для технических целей». Однако авиационная братия, как военная, так и гражданская, изыскивала многочисленные способы для использования этой жидкости по двойному назначению, и еще долгие годы с ностальгическим воодушевлением вспоминала «спиртоносцы», «гастрономы» и «ресторан «Два киля» вместе с подававшейся в нем «МАССАНДРА» («Микоян Артем Славный Сын Армянского Народа Дал Радость Авиаторам»). Потом, правда, создатели что боевых, что гражданских самолетов стали заменять спирт на борту всякими несъедобными жидкостями, и спирт уступил место водке промышленного производства.

К началу Афганской войны водка стала в СССР самой твердой валютой, и едва ли не каждый самолет, от истребителей до транспортников, убывая в ДРА, нес на борту заряд «живой воды». Ее везли в ящиках и прятали внутри фюзеляжа за техническими лючками, а по прибытии и продавали на сторону, и использовали по назначению. Использовали как после, так и до полетов, что приводило к авариям и катастрофам, но по-прежнему воспринималось как норма и неизбежность: в мирной гарнизонной жизни такие случаи также имели место.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap] гражданской авиации эксцессов с алкоголем было меньше, но в 1990-е случаи, когда за штурвал пилоты садились навеселе, перестали быть уникальными. Да и сейчас, когда всех уже почти убедили, что жизнь налаживается, время от времени поступает информация для размышления. Ну например, катастрофа Ан-28 на Камчатке, случившаяся 12 сентября 2012 года, произошла из-за «факта личной недисциплинированности членов экипажа в сочетании с отсутствием контроля командно-руководящего состава авиапредприятия за работой экипажей воздушных судов, которые систематически нарушали схемы захода на посадку». А размышлять стоит о том, что, согласно данным экспертизы, оба пилота были под градусом (1 и 2 промилле в крови), и это скорее всего в той или иной мере отразилось на их поведении.

Справедливости ради надо сказать, что пьют пилоты не только у нас, и персонажи вроде главного героя фильма Flight (в русском прокате «Экипаж») не исключение. Другое дело, что у иностранцев не существует поговорок вроде «Пьян да умен – два угодья в нем», и неадекватных пилотов в большинстве своем вычисляют еще на земле, после чего такие случаи становятся достоянием гласности. У нас к такому относятся с большим «пониманием», да и рейс отменять никому не хочется…

Вообще феномен алкоголизма профессиональных пилотов гражданской авиации требует научного изучения, но ведь есть и непрофессиональные пилоты, контроль за которыми меньше. Случаи катастроф АОН «по пьяни» уже были, и как им не быть с такой вот рекламой!

Вот только что персонаж, всем своим видом выражающий преуспевание во всем, накатил по маленькой, и принялся играться с моделью планера. Водка «Белуга», поди и закусывал ее белужьим кавиаром (икра – они в основном кабачковая и баклажанная, а тут именно кавиар), так чтоб всем завидно было. Потом добавит, и пойдет готовиться к полету на настоящем, ибо жизнь удалась!

Хотя вопрос о водке (и прочем алкоголе) и авиации законодательно решен в пользу их несовместимости, на практике проблема сохраняется. В рекламе же водка и самолет неплохо уживаются, как и водка и автомобиль. Продолжаются дебаты по минимальной допустимой дозе на дороге, если удастся снизить барьер, отчего бы не ввести нововведения и в авиационные правила?

Но если пьяный пилот – несомненная угроза безопасности полетов, то пассажир становится ей только тогда, когда от мирного «киряния» переходит к пьяному буйству. Конечно, таких обычно снимают с рейса еще в аэропорту, «догнавшихся» на борту обезвреживают кабинный персонал и пассажиры, но шкалик на борту продолжает оставаться традиционным «пунктом меню». Страшно летать! А если пилоту тоже страшно? И он тоже того? Тогда страшно вдвойне! «Девушка, а можно еще бутылочку»?

[divider][space height=»20″]

 

[message_box title=»P.S.» color=»yellow»]

Данный текст не претендует ни на полноту, ни на объективность, однако повод для него был.

С прошедшими праздниками!

[/message_box]

Перечисленные выше торговые марки продуктов и изображения принадлежат компаниям их правообладателям. Все права защищены.

Обновлено: 15.01.2013, 11:33.

2 комментария на “Самолеты и водка, в рекламе и жизни

  1. Cогласно Частью 6 Статьи5. Общие требования к рекламе. ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

    «Объекты культурного наследия (ОКН) — памятники истории и культуры народов Российской Федерации — объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.»

    В видео-ролике водки «Посольская» при звучании слов «первый атомный ледокол» возникает изображение ледокола «Ленин», который в 1989 году был выведен из эксплуатации, поставлен на вечную стоянку в Мурманске и в настоящее время работает как технический музей — http://murmanout.ru/places/lenin. Таким образом, ледокол «Ленин» является» объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации».

    Недопостимо ставит объект культурного наследия, отражающий высококие технические достижения сотен специалистов нашей страны в один ряд с водкой, какого бы хорошего качества она не была!

    Кроме того, такая реклама порочит честь и достоинство высококлассных технических специалистов, создававших такие сложныйшие технические объекты как пилотируемые космические аппараты и ледоколы [ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ » Часть2 Статьи 5. Общие требования к рекламе].

  2. Анатолий Мальгин

    Полный текст стихотворения написанного под впечатлением от рекламы водки «Посольская» на RTR «PLANETA»

    МЫ МОЖЕМ ГОРДИТЬСЯ СТРАНОЙ

    Мы можем гордиться страной,
    Но к чёрту успех её весь-
    Главное ведь, что у родной
    Водка «Посольская» есть.

    Она важней всего на свете,
    Очищенная молоком,
    Её используют в ракете
    И в самолёте под крылом.

    А страна… , залив свои шары,
    Словно пропитый ледокол,
    Выпустив хмельные пары,
    Встанет на вечный прикол.

    И будет нам чем гордиться-
    Не брешет с экрана реклама,
    Но успеть бы опохмелиться
    До полного уже хлама…

    И даже Путин залез в бутылку,
    Как влиятельный агент,
    Вызывая у немцев ухмылку
    За этот эксперимент…

    18.08.12
    Deutschland

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.