Китайский транспортник Y-20 встал на крыло

Китай продолжает – и небезуспешно – создавать собственные типы самолетов на замену импортным; 26 января этого года состоялось эпохальное событие – первый полет первого китайского тяжелого самолета Y-20.

Сведения о разработке аналога Ил-76 появились давно, а само желание китайцев работать в этом направлении окрепло после неудачи с приобретением 38 российско-узбекских «Илов». Тогда машины просто не сумели собрать, и китайцы поняли, что «северный сосед» им не помощник. Пришлось самим…

Облик китайского транспортника долгое время не афишировался. И разные художники представляли его себе по-разному. Например, в одной из версий это был миниатюрный «Руслан», в другой – скорее американский С-17 (однажды за Y-20 приняли прилетевший в Китай самолет этого типа). Как оказалось, правы были и те, и другие: Y-20 создавался совместно с украинскими специалистами, и без С-17 в нем также не обошлось.

Первые фото реального Y-20 появились в самом конце 2012 года, а 2 января 2013 года вышло официальное подтверждение существования такого самолета в металле. Спустя три недели появились фотографии Y-20 в воздухе.

Аппарат внешне являет собой смесь американских (хвостовое оперение), украинских (фюзеляж – хот там некоторые видят и след японского С-2) и российских (крыло с мощной механизацией) черт, но вообще все транспортные самолеты чем-то похожи друг на друга. Практически никаких подобностей о конструкции и характеристиках самолета нет. Из фото видно, что, как и предполагалось, на Y-20 использованы российские двигатели Д-30КП-2, которые Китай закупает в количествах, явно превосходящих потребности имеющегося у него (даже с учетом перспективных закупок) парка Ил-76 – в 2011 году был подписан контракт на 184 штуки (правда, возможно эти двигатели также будут использованы в программе модернизации бомбардировщиков Н-6К).

Параллельно ведется разработка под Y-20 аж трех туземных двигателей: WS-18 на основе Д-30КП, WS-20 на основе WS-10A, устанавливаемого на китайскую копию Су-27 – J-11, и CJ-1000A. Этот последний изначально предназначался для пассажирского С919, но китайцы параллельно начали работы по его военной модификации. Как они утверждают, тяга CJ-1000А достигнет 44000 фунтов, и он превзойдет по тяге не только стартовый двигатель программы С919 – CFM Leap-1C (30000 фунтов), но и Pratt&Whitney F117 (40400 фунтов), устанавливаемые на С-17. По-видимому, только при использовании CJ-1000А удастся достичь заданной грузоподъемности в 66 тонн (вес новейших китайских танков составляет около 60 тонн), но получится ли сделать такой двигатель – еще вопрос. Начало стендовых испытаний ядра CJ-1000А намечено на 2014 год, а серийное производство – на 2020-й Но другие два вполне реальны (WS-20 предполагается сертифицировать уже в 2016 году), и скоро Китай прекратит не только приобретение б/у (других нет!) российских и белорусских «Илов» (первый из десяти купленных в 2010 году уже прибыл после капремонта на новое место службы), но и российских двигателей. Китайцы озвучили необходимость в более чем сотне тяжелых транспортных самолетов, в том числе и как базы для ДРЛО и прочих специальных версий, так что можно прикинуть, сколько Россия потеряла от «сотрудничества» с Узбекистаном…

Летные характеристики самолета Y-20 неизвестны, да и испытания только начаты. Заявлено, что с нагрузкой в 55 тонн самолет будет иметь дальность полета в 4500 километров, а с дозаправкой в полете (пока штанга на самолете не установлена) дальность может быть доведена до 9600 километров.

Возможно, что первый самолет является только «демонстратором технологии», и вместо немедленного развертывания серийного производства начнется работа по новым модификациям, например с суперкритическим профилем крыла. Фюзеляж же скорее всего останется таким как есть. Но уже в существующем виде, по мнению экспертов, Y-20 по аэродинамике превосходит Ил-76, в котором «летучесть» в значительной мере принесена в жертву взлетно-посадочным характеристикам, из-за чего возросла и масса конструкции. Крыло «китайца» имеет меньший размах (50 метров), фюзеляж короче (47 метров) и шире «Ила», что позволит перевозить большее количество легкого, но объемного груза. Не секрет ведь, что Ил-76 создавался в первую очередь для доставки тяжелой бронированной техники, в то время как китайцы, не отрицая возможность перевозки на Y-20 танков, напирают на его миролюбивый характер и приспособленность для доставки снабжения пострадавшим в различных стихийных бедствиях – ну да и у нашего МЧС «Илы» есть для тех же целей. А рекламу военно-транспортных самолетов и вертолетов как спасателей первыми начали американцы, согласно которым «Чинуки» и «Глоубмастеры» ничего, кроме гуманитарной помощи, будто и не перевозят.

Экипаж Y-20 состоит из трех человек: двух пилотов и оператора грузового отсека, что контрастирует с пятичленным экипажем нашего «Ила». Будет ли стоять на Y-20 автоматизированная система погрузки на американский манер – неизвестно.

Как пойдет программа Y-20 не знают, пожалуй, и его разработчики, но факт, что его появление как серийной машины (а это может случиться в ближайшие лет пять) заметно сузит перспективный рынок для новых Ил-76. Он и без того уже ужался – в начале января было окончательно объявлено о выигрыше в конкурсе на заправщик европейского А330. «Эрбас», как ожидается, подпишет в этом году с индийцами контракт на шесть машин, а рынок индийских «тяжелых грузовиков» Россия уже сдала США с их С-17…

Ну и в том, что касается российского «внутреннего рынка», может оказаться, что к 2020 году Y-20 будет гораздо современнее, чем даже запускаемые сейчас в серию обновленные «Илы» (читайте Aviaglobus), а разработка нового самолета им на замену окажется невозможной. Уже озвучено – пока в шутку – предложение в будущем покупать Y-20 и ставить на него ПС-90 или (если он будет) ПД-14. Невеселая перспектива…


2 комментарий для “Китайский транспортник Y-20 встал на крыло”
  1. “Ил-76 создавался в первую очередь для доставки тяжелой бронированной техники”.
    При максимальной ширине 3.5 м. грузовой кабины Ил-76 это невозможно. Даже БМД4 запихнуть сложно, а танк подавно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *