Происшествия с литий-ионными батареями на борту «Дримлайнеров» уже начали оказывать свое влияние на программу А350, хотя расследование еще не закончено.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]A[/dropcap]irbus официально объявил о начале реализации «Плана Б», заключающегося в установке на самолет обычных никель-кадмиевых батарей вместо литий-ионных. Согласно плану, серийные А350 к моменту начала эксплуатации будут оснащены новыми старыми батареями, и, следовательно, будущим покупателям этих машин опасаться нечего. Даже сдвига сроков передачи им самолетов.
Замена батареи на А350 – дело гораздо более легкое, чем на уже эксплуатирующемся и давно прошедшем сертификацию «Дримлайнере», поскольку и время есть, и емкость аккумулятора на «менее электрическом» европейском самолете меньше, и меньше разница в габаритах и массе между планировавшимся к установке литий-ионным и эквивалентным ему никель-кадмиевым аккумуляторами. Тем не менее придется инвестировать заметные дополнительные средства в доработку самолета и потратить на это время. Но, чтобы не допускать задержек с летными испытаниями, на опытных машинах будут ставиться уже сертифицированные для А350 литий-ионные батареи производства Saft.
Претензий к ним нет никаких, они прошли все испытания в ходе сертификации, но ведь и японские аккумуляторы, стоящие на В787, тоже прошли сертификацию! «Эрбас» намерен очень внимательно изучить результаты расследований происшествий с «Дримлайнерами» и параллельно начать собственную дополнительную программу изучения поведения литий-ионных батарей в условиях полета. Все это, несомненно, окажется полезным при разработке новых сертификационных правил к авиационным литий-ионным батареям, и даже, при благоприятных результатах, снова открыть для европейских батарей, заметно отличающихся по конструкции от японских, дорогу на борт А350. Возможно также, что в случае благополучного исхода «литий-ионного расследования» и вынесения вердикта об абсолютной безопасности батарей Saft, в будущем для А350 будут предлагаться два типа батарей на выбор.
А пока, спустя полтора месяца после первого возгорания батареи, специалисты не могут определить причину происшествия, и уже почти месяц все «Дримлайнеры» прикованы к земле. «Боинг» собирается провести исследовательские полеты на одном из своих 787 для проведения экспериментов, но когда снова будут разрешены коммерческие полеты лайнеров этого типа, никто не может сказать даже приблизительно, как и то, что надо сделать для устранения проблемы как на уже построенных, так и на находящихся на сборочной линии самолетах.
Тут хочешь – не хочешь, а надо подстраховываться – дешевле обойдется, а полученные в результате эрбасовской исследовательской программы данные, возможно, позволят окончательно решить, совместимы ли авиалайнеры и литий-ионные батареи.