Есть положительные примеры русско-индийского военного сотрудничества в области авиации, помимо лицензионной сборки отечественных самолетов – например, ракета BrahMos. Это, конечно, не самолет, но зато она есть!
Если рассматривать программу «БраМос» с разных сторн, то видны сплошные плюсы. Ракеты морского и сухопутного базирования разработаны, испытания успешно пройдены, серийное производство идет, боевые стрельбы выполняются на «отлично». И индийцы, и русские довольны и называют «БраМос» успешным примером как технологического, так и политического сотрудничества. Но…
[toggle_box]
[toggle_item title=”Предисловие”]Индия – родина крылатых слонов
В настоящее время многие так называемые «развивающиеся» страны весьма бурными темпами развивают свою авиационную промышленность, и результаты впечатляют. Но не всех – например, Индии особо гордиться пока нечем… >>[/toggle_item]
[/toggle_box]
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]И[/dropcap]ндийцы с недавних пор начали задаваться вопросом: почему русские как-то не горят желанием принимать на вооружение плоды «БраМос сотрудничества». И, пораскинув мозгами, высказали несколько предположений по этому поводу, которые заставляют посмотреть на проект с несколько иного ракурса.
Проще всего считать, что Россия пока не строит достаточно больших кораблей, на которые можно было бы ставить «БраМос». Значит, надо подождать ввода в строй фрегатов проекта 22350, на которых как раз есть место для противокорабельных ракет (ПКР). Ждать недолго: уже заложены три корабля, а головной – «Адмирал Горшков» – должен выйти на испытания в этом году. Да вот только ясности с тем, что за ракеты будут стоять на том же «Горшкове», нет, и тому есть причина.
Она состоит в том, что «БраМос» – отнюдь не оригинальная разработка BrahMos Aerospace, а вариант российской ракеты «Яхонт», отличающийся индийскими системами наведения. «Яхонт» же – это экспортный вариант ракеты «Оникс», состоящей с 2002 года на вооружении в России. Конечно, в ходе разработки системы наведения «БраМоса» индийцы получили от россиян некоторые технологии и даже усовершенствовали ее по сравнению с «Яхонтом», но кто сказал, что по своему совершенству индийская система превосходит «полноценный» «Оникс»? А если система наведения «Оникса» круче, чем у «БраМоса», то зачем последний России?
Исходя из этого, выходит, что никакой совместной разработки и не было! В СССР был разработан «Оникс», который без системы наведения, являющейся по понятным причинам совершенно секретной, был предложен в качестве российского вклада в СП (совместное предприятие). Более того, именно Россия производит значительную часть «железа» «БраМоса», за исключением электроники системы наведения. В итоге можно считать, что «БраМос» – это практически все та же лицензионная сборка изделия советских времен, «подслащенная» наличием некоторых систем индийского производства, и никаким «прорывом» разработка (можно это слово поставить в кавычки) этой ракеты не является – несмотря на ее великолепные боевые качества.
Хотя «БраМос» (в его сухопутной и корабельной ипостаси) ни в коем разе не является «белым слоном», у его авиационной версии есть шанс и побелеть, и отрастить уши, бивни и хобот. Ведь сухопутная, морская и даже подлодочная версии «Оникса» были разработаны и испытаны еще до организации СП с Индией. Но теперь, когда BrahMos Aerospace работает над авиационной «БраМос-А», которой не было вживе и в России, начинаются трудности.
Модель этого чуда , которую можно было неоднократно наблюдать на различных авиасалонах под макетом Су-30МКИ, вызывает сильные ассоциации с непременным атрибутом культа Шивы. Кроме этого немногое связывает ракету с Индией: на авиационном «БраМосе» уже и система наведения (возможно, урезанная) от российской ракеты X-101, и интеграцией 2.5-тонной «Шивалинги» с Су-30МКИ тоже занимаются в России. Дело идет не без скрипа: российские аналоги «БраМоса-А» предназначены для оснащения дальних тяжелых бомбардировщиков, а тут надо все поместить на истребитель-бомбардировщик, для чего и ракету, и носитель надо дорабатывать. В программе «БраМос-А» уже имеют место задержки: еще в середине 2012 года утверждалось, что летные испытания начнутся в конце 2012 года, пуски – в начале 2013 года. А на деле летные испытания не начаты до сих пор, пуски уже переползли на 2014 год. Типичная история…
Не менее типично и то, что хотя заказана переделка под носители «БраМос-А» сорока Су-30МКИ, начата разработка новой авиационной версии – «БраМос-М». Она потянет всего на полторы тонны, и ее можно будет подвешивать и под МиГ-29, и под «Рафаль». Пуски новой ракеты оптимисты ожидают в 2015-2016 годах, а там уже и гиперзвуковая «БраМос-2» подтянется. Но вот как дело пойдет в действительности, учитывая что это действительно новые, полноценно авиационные ракеты, сказать сложно, и вероятно, все затянется на долгие годы.
То есть «БраМос», дойдя до этапа серьезной разработки, рискует разделить судьбу прочих индийских авиационных суперпроектов и сейчас никоим образом не является гарантией успешности российско-индийских авиационных проектов – тех же MTA и FGFA. А тем временем в Индии начинают исследования по все новым и новым самолетам. Уже заявлен индийский «стелс» Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) с первым полетом в 2020 году и поступлением на вооружение в 2022-м, «висит» проект 70-местного Regional Transport Aircraft (RTA), периодически всплывают планы по самолету ДРЛО. Есть у HAL мысли и по совершенно новым вертолетам в дополнение к вариантам Dhuriv. Не слишком ли большие амбиции при столь небольших ранее достигнутых практических результатах?
Но индийцам в любом случае надо демонстрировать ИБД в области авиации, дабы не выглядеть отстающими по сравнению со своим северо-восточным соседом. Там дела идут как будто получше – но ведь и секретность выше, и расходы. Но, повторимся, деньги – это только часть вопроса, вторая и наиболее важная – наличие людей, способных проектировать и строить летающие машины. С этим и в России не все в порядке, чего, кажется, не вполне понимает руководство, считающие, что все могут решить денежные вливания. Может быть, стоит сначала научиться определять приоритеты и достижимость целей? А то на пару с индийцами наплодим на народные деньги таких слонов…
[divider][space height=”20″]
[toggle_box]
[toggle_item title=”1. Слон сверхзвуковой – Tejas”]
Туземных боевых самолетов индийской же конструкции в боевых частях нет до сих пор. Был истребитель-бомбардировщик HF-24 Marut, но его спроектировал в основном небезызвестный немец Курт Танк, отметившийся в истории разнообразными «Фокке-Вульфами». Теперь «почти есть» Tejas – но именно что «почти». >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”2. Слон учебно-тренировочный – Sitara”]
Если «Теджас» спустя четверть века все же добрался до грани массового серийного производства, то у HJT-36 Sitara все еще впереди. По сложности этот учебно-тренировочный самолет сильно уступает «Теджасу», но и работы по нему ведутся всего-навсего 15 лет. По планам, «Ситара» должна была поступить на вооружение летом прошлого года, а на самом деле на сегодня имеется единственный прототип и три предсерийных самолета. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”3. Слон пассажирский – Saras”]Пассажирских самолетов, да и транспортных тоже, Индия доселе не создавала. Шанс есть – есть Saras. Но много ли у «Сараса» шансов? >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”4. Слон военно-транспортный (MTA)”]Взирая на проблемы, с которыми сталкивается разработка туземной авиатехники (с вертолетами в Индии тоже далеко не все замечательно), индийцы вынуждены в деле оснащения своих ВВС (о гражданской авиации говорить и не приходится – там практически все импортное) полагаться на «иностранную помощь». Но, поскольку очень хочется научиться делать все самим, а Европа и Америка вовсе не жаждут делиться технологиями, приходится кооперироваться с Россией. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”5. Слон пятого поколения (FGFA)”]«Технологическая морковка» и традиционно более низкие цены на российские самолеты подвигли Индию на участие в другом совместном проекте – FGFA, он же PMF, он же, по сути, ПАК-ФА и Т-50. Контракт по этому проекту был подписан в конце 2010 года, и отчасти поэтому Индия отказалась от предлагаемого США участия в программе F-35. Причинами отказа от «Лайтнинга» прямо были названы цена и недостаточный объем передаваемых индийской стороне технологий.[/toggle_item]
[toggle_item title=”6. Индийский и русский слоны – братья навек (BrahMos)” active=”true”]Есть положительные примеры русско-индийского военного сотрудничества в области авиации, помимо лицензионной сборки отечественных самолетов – например, ракета BrahMos. Это, конечно, не самолет, но зато она есть!
Если рассматривать программу «БраМос» с разных сторн, то видны сплошные плюсы. Ракеты морского и сухопутного базирования разработаны, испытания успешно пройдены, серийное производство идет, боевые стрельбы выполняются на «отлично». И индийцы, и русские довольны и называют «БраМос» успешным примером как технологического, так и политического сотрудничества. Но…[/toggle_item]
[/toggle_box]