Ил-76: цена серии

Опытный Ил-76МД-90А закончил испытания в ЛИИ и передан для дальнейших испытаний военным. На ульяновском «Авиастаре» идет сборка серийных самолетов этого типа. Там же, в Ульяновске, состоялась первая всероссийская конференция поставщиков комплектующих изделий «Ил-76: вчера, сегодня, завтра». И… Вначале давайте строить, посчитаем потом. разу вопрос по тексту официального пресс-релиза ООО «Ульяновский авиационный кластер» – «Выстраивание эффективной кооперации – одна из первоочередных задач в рамках производственной программы Ил-76МД-90А и огромных шагом к этому стало проведение первой конференции поставщиков воздушного судна (*комплектующих изделий), в работе которой приняли участие порядка сотни предприятий машиностроительной отрасли. Основная цель мероприятия – выработка единых подходов к поставщикам, направленных на повышение эффективности их деятельности и снижение себестоимости финальной продукции – самолетов на базе Ил-76МД-90А». Но не кажется ли странным, что конференция поставщиков проходит уже тогда, когда летает опытный образец и строятся серийные? Когда уже есть контракт с озвученной стоимостью 140 млрд. рублей на производство аж 39 самолетов? (*серийные – так информировал в марте нашу Редакцию сам «Ульяновск») По идее поставщиков выбирают еще на этапе проектирования, тогда же выстраиваются производственные связи, которым к моменту начала серийного производства надлежит работать как часы. Да, это идеал, и сбои бывают и у Airbus, и у Boeing – но если заниматься этим в последний момент, сбоев будет гораздо больше. А у нас даже список поставщиков до сих пор не определен, и это в программе, где риски минимальны и заказ был гарантирован еще до ее начала. «Генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев отметил, что самое сложное в настоящее время – введение модернизированного Ил-76 в серийное производство и снижение его себестоимости». Сразу возникает вопрос: а что же это такое неспешно собирают сейчас в цехах «Аэростара» под названием «серийных самолетов», если ввод Ил-76 в серийное производство является «сложной» задачей? «А это машины установочной партии, и насколько они соответствуют будущей по-настоящему серийной машине, неясно, но «снижение себестоимости» уже встает во весь рост», – таков получен ответ. За два года стоимость «Ила» выросла вдвое? з открытых источников – стоимость предыдущей модификации самолета – Ил-76ТД-90ВД, поставленных ташкентским заводом в авиакомпанию «Волга-Днепр», указывалась в пределах 50-55 млн. долл., в документах ОАК за 2011 год фигурирует цена 1111 млн. рублей – это вообще 36,5 миллионов долларов. Пусть будет 55 миллионов долларов. Стоимость работ по изготовлению «Авиастаром» для ОАО «ОАК-ТС» самолета Ил-76МД-90А в 2011 году составляла (на бумаге) – 1601 млн. рублей – они же менее 54 миллиона долларов. При этом подразумевался самолет «с установленными на нем двигателями, агрегатами и покупными комплектующими изделиями, а также относящимися к самолету наземным оборудованием, авиационно-техническим имуществом, технической документацией, с характеристиками, техническими ресурсами и комплектации в соответствии с Техническими условиями на контроль, приемку и поставку самолета Ил-76МД-90А». Это при «серии» в три самолета. А контракт конца 2012 года на куда более солидную партию для родного Министерства обороны потянул уже на 139,42 миллиардов рублей, что дает 3.57 млрд. рублей или 119 млн. долл. за штуку. В ответ на рост стоимости была созвана конференция. сероссийская, и, что характерно, «первая» – следовательно, будут и другие. Но по результатам этой, несмотря на увещевания Генерального Директора – Генерального конструктора ОАО «Ил» Виктора Ливанова («В программе создания самолета Ил-76МД-90А самое главное не схватить прибыль и отойти в сторону, а расчет на наше долгосрочное сотрудничество»), что-то пока ничего не слышно о том, что «цена нового Ил-76 будет снижена на Х-процентов». Ведь даже «схватить прибыль» на этом деле надо еще постараться… Зато сообщается, что «цена продажи самолетов на 18 процентов ниже их себестоимости. Прямой убыток ОАК от продажи, по прикидкам, составит 600 миллионов рублей на одно воздушное судно. Вдобавок ко всему, оплата военным ведомством пойдет спустя три года после поставок самолетов – то есть, в 2017 году». Что из этого следует? Реальная цена одного самолета (еще раз заметим, что при производстве крупной серией!) – порядка 140 миллионов долларов, с поставкой на внешний рынок и того больше. Но это на сегодня, а завтра и в 2016 году он будет еще дороже. Тут не поможет никакой бренд Ил-76, которым так гордится «Ильюшин»: одной из главных составляющих этого бренда является слово «дешево». Но дешево – это старые ташкентские Ил-76 с Д-30, которые летают «во всяких африках» и собственно создали этот самый бренд. На Ил-76 с ПС-90, которые выпускались там же за 50 миллионов долларов, очереди особой не стояло, несмотря на все достоинства этих самолетов. Кстати, о самолетах Ил-76 с двигателями ПС-90. ирма «Ильюшин» в своих нынешних пресс-материалах и презентациях упорно сравнивает Ил-76МД-90А с обычным Ил-76МД, и, конечно же, выходит впечатляюще! Так и кажется, что при создании новой модификации проведена грандиозная конструкторская работа, невиданная в современной России, и принесшая свои очень заметные плоды. Однако сравнивать надо не с Ил-76МД, а с Ил-76МФ, совершившим первый полет еще в 1995 году, но тут, увы, и сравнивать нечего – все основные летно-технические характеристики идентичны. А вот что другое – так это тот любопытный факт, что, имея с Ил-76МД-90А одинаковый максимальный взлетный вес и максимальную грузоподъемность, «старый» Ил-76МФ имеет на четверть больший объем грузовой кабины за счет удлиненного фюзеляжа. Для перевозки грузов на паллетах, что считается в развитых странах (в том числе участвующих в военных операциях) основным способом транспортировки грузов для нужд вооруженных сил, это очень важно, поскольку позволяет полнее использовать грузоподъемность самолета и ускоряет погрузочно-разгрузочные операции. Можно сказать, что Ил-76МД-90А – это шаг вперед в локализации производства, но и топтание на месте в техническом плане (см. ниже таблицу сравнительных характеристик всех «Илов»). Есть вопросы по поводу перевозимой техники.  то время как самолет остается прежний, техника, которую он должен возить, меняется. Что загрузка, что выгрузка более-менее современного танка из Ил-76, все равно, старый это самолет или новый – это трехчасовой танец с лебедкой и бубном, причем некоторые танки надо частично разукомплектовывать, некоторые просто в «Ил» не помещаются, а при погрузке тех, что помещаются, самолеты нередко получают повреждения. Для сравнения: те же операции на С-17 с его широким фюзеляжем занимают считанные минуты и проходят без проблем. Танки будущего в Ил-76 также могут не влезть, несмотря на запас самолета по грузоподъемности. В России, конечно, танки возят в основном поездом, при большой необходимости – «Русланом», а вот индийцам пришлось в свое время с танками изрядно полетать – и это одна из причин выбора американского грузовика С-17. Еще … Читать далее Ил-76: цена серии