На двух изображениях самолетов, и найти отличия между их окраской несложно: у одного мотогондолы белые, у другого – синие. Но ответ, почему это так, не настолько прост…
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]С[/dropcap]амолеты British Airways в соответствии с текущим фирменным вариантом окраски должны иметь мотогондолы, окрашенные в синий цвет – в тон низу фюзеляжа. Остальные поверхности фюзеляжа красятся в жемчужно-белый, в маркировке также используется красный, причем синий и красный соответствуют оттенкам британского флага. Таковы все «Эйрбасы» и «Боинги» авиакомпании, но на самолетах с высокорасположенным крылом, на которых и двигатели подняты высоко (например, BAE Avro 146 и турбовинтовые DHC-8) мотогондолы обычно красят в белый, как и фюзеляж. Но даже и тут бывают исключения – Fairchild Dornier 328, как турбовинтовые, так и реактивные, имеют синие мотогондолы. Согласно всем изображениям 787-го в окраске BA, этот тип также должен был стать исключением, и мотогондолы должны были быть белыми, как и фюзеляж. Но в данном случае, как ни странно, это объяснялось не эстетическими соображениями, а… аэродинамикой.
Мотогондолы на «Дримлайнере» спроектированы с такой точностью, что недопустимы даже малейшие неровности и искажение формы их поверхности. В противном случае нарушается ламинарность обтекания, возникают воздушные вихри, увеличивающие сопротивление, и, как следствие, вызывающие повышенный расход топлива. Даже небольшая ступенька между обечайкой воздухозаборника и корпусом мотогондолы, возникающая при нанесении на последнюю толстого слоя краски, способна пустить насмарку все ухищрения аэродинамиков, поэтому «Боинг» определил допуски по толщине дополнительного красочного слоя на мотогондолах.
Более того, перед его нанесением специалисты фирмы должны проверить, обеспечивает ли красочное покрытие, выполненное материалом заказчика в пределах этих допусков, должный эстетический эффект. Не секрет, что некоторые краски имеют недостаточную укрывистость, и для того, чтобы получить заявленный цвет, их приходится наносить достаточно толстым слоем. Но если слой слишком толст – прощай экономия топлива! Не вся, но все равно жалко, поэтому практически все заказчики 787-го до BA предпочитали оставить мотогондолы своих «Дримлайнеров» в базовом белом колере. Единственным исключением была Qatar Airways, мотогондолы «Дримлайнеров» которой красились в светло-серый цвет. Но тут все понятно: серый, каким слоем его поверх белого ни наноси, все равно серый, и оттенка не меняет. Но все остальное…
Первые фотографии «Дримлайнера», предназначенного для British Airways, показали самолет с «Юнион Джеком» на хвосте, но с чисто белым фюзеляжем, что вызвало толки о том, что машина будет окрашена по какой-то специальной схеме. На деле же все оказалось совсем наоборот: на публике первый британский 787-й появится не просто в обычной ливрее British Airways, а даже с синими мотогондолами, как и все остальные самолеты компании. Самолет, передача которого намечена на 26 июня, уже покрашен, так что синие мотогондолы – дело решенное. Но почему их все же покрасили?
Ни производитель самолета, ни авиакомпания не отвечают на этот вопрос. «Боинг» заявил, что вопрос окраски является конфиденциальным, авиакомпания молчит. Специалисты в целом сходятся на мысли, что авиакомпания, в угоду унифицированной окраске и общей эстетике решила все-таки пожертвовать топливной экономией, и толщина лакокрасочного слоя на мотогондолах выходит за рамки спецификации «Боинга». Но, может быть, все же удалось добиться нужного оттенка при тонком красочном слое или влияние толщины слоя краски на мотогондоле настолько минимально, что им можно пренебречь? Остается посмотреть, последует ли кто-нибудь британскому примеру.