Четверг, 28 марта 2024

Авиаиндустрия

Австрийский конь на смену российской лошадке? DA?

Сколько попыток делалось заменить Ан-2, но доселе не удалась ни одна. Из сравнительно недавнего вспоминаются «Рысачок» и Evector EV-55 Outback, в какой-то мере сюда же можно отнести и проект регионального самолета ЦАГИ. И вот новый претендент – австрийский.

Проект самолета «Рысачок» довели до постройки опытных образцов, после чего выяснилось, что «такой самолет нам не нужен». Почему это не выяснилось на этапе эскизного проектирования – никто внятно ответить не может. Тем не менее по самолету продолжаются работы, как будто начата сертификация.

Чем не подходит нам Evector, который уже существует в одном летном экземпляре – тоже конкретно никто не сказал. Может, маловат? А ведь еще недавно были планы по развертыванию серийного производства машины в России…

Проект ЦАГИ – это, кажется, вообще была попытка продавить под видом разработки новой машины целую кучу исследовательских проектов, под которые, если не предусмотрено их немедленное внедрение в производство, просто не дают денег. Всерьез этот проект как реальный региональный самолет не воспринял, кажется, никто.

И вот Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и Diamond Aircraft Industries (DAI) подписывают соглашение о совместной разработке и производстве в России семейства легких многоцелевых самолетов. И не таких уж легких – 19-местных! Ну все, к 2016 году вопрос с заменой и Ан-2, и L-410 будет, наконец-то решен…

Для начала, что есть Уральский завод гражданской авиации? Это предприятие, занимающееся ремонтом ГТД для вертолетов и к самолетостроению как таковому отношение имеет слабое. Как и ЦСКБ-Прогресс, занимающееся «Рысачком».

Ну а теперь по проекту… То есть проекта пока вообще нет, но из того, что заявил управляющий директор по авиационным проектам «Ростеха» Алексей Федоров, вырисовывается двухмоторный 19-местный самолет для местных воздушных линий (400-1000 км). Планер будет изготовлен из композитов, а двигатели – дизельные.

Композитным планером нынче никого не удивишь, но вот дизелями… Одно дело авиадизели легкого класса, где они конкурируют с поршневыми моторами, работающими на бензине. Хотя последние и дешевле, но бензина у нас нет – только керосин, и предпочтение можно отдать дизелю. Но когда речь идет о солидном 19-местном самолете, двигатели ему требуются, при всей «легкокомпозитности», довольно мощные. Насколько – сложно сказать, но у аналогов по пассажировместимости (не композитных) мощность двигателей колеблется от 750 до 1200 лошадиных сил.
В то же время современные авиадизели имеют мощность до 250-300 л.с., и даже самый мощный, RED A03/V12 дотягивает только до 500 л.с. Но и он пока и несерийный, и несертифицированный (хотя и находится на стадии летных испытаний на Як-52), а под новый тяжелый самолет надо будет по любому разрабатывать новый двигатель. Конечно, история знает авиадизели и в 800 л.с, другое дело, выдержит ли дизель такой мощности (и соответствующей массы) сравнение с турбовинтовым двигателем?

Хотя ни самолета, ни двигателя под него нет еще и в проекте, а уж планов громадье. Сначала и то, и другое будет, как говорят, производиться в Австрии (RED – фирма немецкая, следовательно, двигатель будет не их, а Austro AG? Но у них и 500-сильного пока нет…), потом постепенно производство будет мигрировать в Россию и закончится полнейшей локализацией на Уральском заводе. Первый самолет ждут уже к 2016 году.

Конечно, превращение четырехместного DA42 в семиместный DA52 заняло у «Даймонда» всего 6 месяцев, но превратить его в 19-местный так легко не получится. Более крупных самолетов компания не разрабатывала никогда, ее российские партнеры – тоже. Не получится ли второй «Рысачок»?

DA52

А вообще, есть подозрение, что этот региональный самолет – всего лишь сладкий сироп к той горькой пилюле, что Россия не просто не в состоянии делать легкие учебные самолеты, но и отказывается заниматься этим впредь. Училища гражданской авиации постепенно переходят на иностранные машины, в первую очередь как раз «Даймонды», и ожидаются новые заказы (общий их объем оценивается в 135 штук только одномоторных DA40).

Производство DA40 может быть организовано в России, что вполне впишется в практику «Даймонда» переносить производство легких самолетов за рубеж, в частности, в Китай. Но после организации производства у нас эти машины пойдут и в военные училища – и об этом военные уже заявили во всеуслышание. То же касается и DA42. При таких перспективах сотрудничества с Россией австрияки готовы на многое – и вложить сотни миллионов долларов в организацию здесь производства их самолетов и двигателей, и начать разработку новых.

Чем уж эта разработка закончится, и начнется ли всерьез – не так важно, поскольку от закупки и DA40 и DA42 Россия уже не отвертится. Потом еще лицензионное производство, тоже небезвыгодное для австрийской компании, а 19-местник – дело десятое. Если выгорит (разработка-то будет идти во многом на российские денежки) – то будет дополнительная прибыль, нет – то и убытки относительно невелики…

Один комментарий на “Австрийский конь на смену российской лошадке? DA?

  1. Нет у них дизельного двигателя для 19 местного. На сайте производителя двигателй ничего нет.
    Элементарно хотят обойти пошлины. Хочется ошибаться но, кажется, других целей здесь нет.
    Т. е. за госсчёт, при минимуме суеты получить максимальную прибыль. Где-то в «инете» была цена 23 млн. за 4-ч местную версию. Как обычно бывает, будет дороже. Золотой самолёт, однако.

Добавить комментарий для Скептик Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.