Вода для авиапассажиров

Пассажирские самолеты заправляют не только горюче-смазочными материалами, но и водой, используемой во время полета как для гигиенических целей в туалетах, так и для пищевых на кухне. Учитывая последнее, к качеству воды предъявляются не менее, а то и более высокие требования.

[divider][space height=”20″]

 

[dropcap color=”#555555″]Р[/dropcap]азным самолетам требуется разное количество питьевой воды на борту. На Boeing 737 разных модификаций объем баков составляет 114-150 литров, а берется на борт и того меньше; у сходного по размерам А320 емкость водяного бака составляет уже 200 литров и у более крупных машин растет вплоть до 1700 литров на A380. Такому гиганту требуется соответствующий заправщик, а типов их выпускается немало, как на шасси грузовиков, так и в виде отдельных прицепов. Обычно в крупных аэропортах используются крупные машины с объемом баков 2000 и даже 3500 литров, заправляющие от одной заправки десятки ближнемагистральных самолетов, но готовых за один раз залить и утробу того же А380 или В747, но в небольших аэропортах разумно использовать более скромную технику вплоть до 1000 литров. И не только из-за того, что меньше потребность в заправке, а и потому, что больше суток воду в заправщике хранить из гигиенических соображений все равно нельзя.

Кроме бака для заправки, на машине нередко имеется и меньшего размера (1000 литров и менее) бак для слитой с самолета воды. Обычно в самолет стараются залить ровно столько воды, сколько ее потребуется на рейс – никому не хочется тратить топливо на перевозку лишней жидкости, и сливать в итоге почти ничего не нужно. Но в случае вывода самолета из эксплуатации на срок более трех суток воду требуется полностью слить и провести новую заправку – в противном случае придется проводить капитальную чистку и дезинфекцию всей бортовой водяной системы. Считается, что за трое суток даже в хлорированной воде может завестись всякая гадость, и такая вода уже непригодна для использования.

Баки аэродромных водозаправщиков обязательно изготовлены из нержавеющей стали, наилучшими с гигиенической и прочностной точек зрения, а вся проводка водяной системы выполнена из латунных или стальных (нержавейка) деталей. Гибкие шланги в обязательном порядке сертифицированы для использования с пищевыми продуктами. Заправка производится под давлением 25-50 psi, для чего на машине имеется и насос соответствующей мощности. Как опция, на машинах, действующих в суровом климате зимой, ставятся устройства подогрева воды. На некоторых моделях заправщиков имеются подъемные платформы для оператора заправки, но в большинстве случаев пункты заправки водой на самолетах находятся на небольшой высоте и обслуживаются с земли или с небольшой стремянки.

[divider][space height=”20″]

water

[dropcap color=”#555555″]В[/dropcap]се водозаправщики оборудованы системой перемешивания воды в баках, использующейся как для «доводки» воды после хлорирования, так и (вместе с подогревом) для исключения замерзания воды в зимнее время.

Главное в заправке водой – соблюдение гигиенических норм. Вода для заправки самолетов берется обычная водопроводная, которой в аэропорту заведует служба тепло и сантитарно-технического обеспечения (ТиСТО). У нее имеется отдельный гидрант для заправки «водолеев», используемый только для забора питьевой воды и сертифицированный как по отечественным санитарным нормам, так и по нормам авиакомпаний, которые, особенно иностранные, гораздо жестче.

Вода на ТиСТО раз в месяц проходит анализ на соответствие требованиям Международной Организации Здравоохранения и отечественным санитарным нормам, подобные же проверки проходят и машины для доставки воды к самолетам, и водная система самих самолетов. Но какая бы вода ни была в водопроводе, перед заправкой в спецавтомобиль она проходит обязательное хлорирование, причем от внесения реагента до заправки воздушного судна должно пройти не менее получаса. Срок этот нужен для того, чтобы дезинфицирующий состав полностью прореагировал со всем объемом воды, и для облегчения этого процесса вода в емкости предварительной подготовки находится в постоянной циркуляции. Тип хлорирующего раствора подбирается исходя из местных требований (в России это гипохлорид кальция или натрия), а доза – из расчета итоговой концентрации 0.3-0.5 г/литр.

Естественно, что чистую воду нельзя заливать в грязный заправщик. В советское время очистка и дезинфекция заправщиков путем прокачки через них (включая заправочные шланги) «крепких» дезинфицирующих растворов проводилась раз в месяц, сейчас же эта операция, как и за рубежом, проводится еженедельно, раз в месяц баки очищают от накапливающегося в них механического осадка. В ходе эксплуатации необходимо избегать какого-либо загрязнения заправочных и сливных насадок, до и после использования протирая наконечники влажными салфетками, надевая на них специальные заглушки (или опуская их в дезинфекционный раствор) и правильно размещая шланги в «походном» положении. До и после заправки тщательно протираются также и заправочные панели на самолете.

Также до и после заправки производится слив из заправочного шланга небольшого количества воды (1-2 литра). Это нужно как для того, чтобы лишний раз промыть шланг, так и для удаления из него пузырей воздуха. Воду не сливают прямо на перрон, а используют специальные емкости для предотвращения загрязнений и возникновения зимой наледи.

Для устранения переноса загрязнений с других машин, водозаправщикам запрещено стоять на одной стоянке с туалетными машинами, а их персонал не имеет права в ту же смену заниматься «грязной работой», например, обслуживать туалетную машину (хотя техника в целом очень похожая).

Инструкция по заправке водой конкретного типа воздушного судна занимает несколько страниц, там же описывается и процедура слива. Тут требуется аккуратное и скрупулезное выполнение всех операций (в том числе и в части правильной установки всех переключателей внутри самолета), в противном случае дело может закончиться даже повреждением бортового оборудования самолета.

Сама заправка длится очень недолго – для Boeing 737 всего около минуты, это ведь не заправка топливом! После заправки обязательно следует осуществить слив оставшейся в шланге воды и дождаться слива воды, остающейся в заправочной магистрали, что особенно важно в зимнее время.

Иностранные авиакомпании особенно жестко следят за тем, как проводится обслуживание их самолетов, и получить от них допуск к заправке самолетов водой, даже имея, казалось бы, все необходимое оборудование, не так-то легко. Но уж когда удалось, наконец, удовлетворить все требования скажем, Lufthansa, то этим можно и должно гордиться. Например, как это делает Swissport Russia (ЗАО «Сервис-ВС»).

Редакция благодарит Владислава Федорова, главного технолога Swissport Russia, ЗАО «Сервис-ВС», за предоставленные материалы для подготовки статьи.

4 комментарий для “Вода для авиапассажиров”
  1. Добрый день, есть ли ограничения по нахождению воды в водозаправщиках по сроку? Через какое время необходимо производить перезаправку водой водозаправщик. Прошу указать нормативный документ, где это содержится.

  2. Прошу сообщить номера нормативных документов на основании которых предъявляются требования к процедуре заправки ВС питьевой водой.
    Связано с тем, что в некоторых аэропортах (Хабаровск) применяться процедура когда вместо “паспорта на питьевую воду”, предоставляется Сертификат на заправочное средство (на бочку). Срок действия данного Сертификата 1 год.
    Попытки сослаться на п.5.2.2. НТЭРАТ ГА-93 действия не имеют. У ССТ свои нормативные документы.
    Для инспекции это очень сложный вопрос.

    1. ГОСТ 2874-82 “Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством”; ГОСТ 1863-79 “Методы санитарно-бактериологического анализа”; “Руководство по гигиене и санитарии в авиации”, 3-е изд. ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); Инструкция по дезинфекции и очистке централизованных систем водоснабжения самолетов и средств их заправки (распространяется на самолеты Ил-86), утв. Министерством ГА 24.06.1982 г. // Swissport Russia, ЗАО “Сервис-ВС”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *