Пятница, 19 августа 2022

Тенденции

Сербская «Утва» смотрит в Россию

Единственный производитель самолетов в Сербии, завод «Утва», с огромной надеждой следит за начавшимся оживлением сотрудничества между министерствами обороны Сербии и Российской Федерации. На славной некогда югославской фирме «Утва» сегодня занято всего 266 специалистов, половина из которых отправлена в принудительные отпуска. Из-за наличия долгов по зарплате 300 бывших работников завода находятся на грани банкротства. В сложившейся ситуации получение нового заказа на самолеты «Ласта-95» является для завода вопросом жизни и смерти. Традиционно, в подобных обстоятельствах в Сербии вспоминают сначала о Боге, а потом – о матушке России.

В прошлом году мы опубликовали любопытную историю («Ласточка» по прозвищу «Феникс») о создании «Кобац» – самолета для ВВС Сербии, разработанного на базе возрожденного в производстве УТС «Ласта 95». Сейчас предлагаем ознакомиться с не менее познавательным эксклюзивным материалом, предоставленным сербским военным обозревателем Светозаром Йокановичем, об уникальном историческом пути завода производителя данного самолета и перспективах сотрудничества с Россией.


Авиационный завод «Утва» основан 5 июня 1937 г. как «Једриличарско друштво Утва-Земун». Через два года название изменили на «Фабрика авиона УТВА-Београд», а в 1940 г. завод переехал в Панчево, недалеко от Белграда, где находится и в настоящее время. До 1941 г. завод построил 39 планеров и собрал для ВВС Королевства Югославии 148 самолетов немецкого производства Bucker Jungmann. С 1944 года, после восстановления, и до настоящего времени завод «Утва» изготовил более 700 самолетов 27 модификаций (или 32% всех самолетов, изготовленных в социалистической Югославии). Накануне распада СФРЮ завод строил для вооруженных сил поршневые учебные самолеты Утва-75, половину комплектующих для реактивных УТС Соко Г-4 «Супергалеб» и четверть комплектующих для истребителей-бомбардировщиков Соко J-22 «Орао». Завод спроектиорвали для 1300 работников.

После эвакуации завода «Соко» из Мостара из охваченной войной Боснии и Герцеговины, «Утва» остался единственным производителем самолетов на всем пространстве бывшей Югославии. В условиях войны и международной изоляции завод временно занимался ремонтом «Супергалебов» и завершением постройки самолетов из задела, наблюдалась тенденция переориентации предприятия на выпуск гражданской продукции. Во второй половине 90-х годов начался постепенный подъем и выход на международный рынок.

Перед началом войны с НАТО завод не был эвакуирован. Власти считали, что бомбардировки пощадят предприятие, так как «Утва» выпускала комплектующие для гражданских самолетов нескольких израильских и американских фирм (Boeing, IAI Bedek). Расплата за ошибочную оценку наступила в ночь с 23 на 24 марта 1999 года, когда крылатыми ракетами были уничтожены производственные цеха, значительная часть станочного парка и инструмента, а также десяток самолетов.

Начало разработки поршневого учебного самолета «Ласта», единственного выпускаемого ныне «Утва», восходит к далекому 1982 году. Первый прототип «Ласта-1» выполнил первый полет 2 сентября 1985 г., второй прототип поднялся в небо 26 августа следующего года. В 1989 г. военные изменили ТТЗ, после чего начались НИОКР по самолету «Ласта-2». Начавшаяся гражданская война привела к отказу от работ по этой программе в момент, когда завод собрал шесть предсерийных машин «Ласта-1» и ожидал заказа на изготовление партии из 48 серийных самолетов «Ласта-2».

Военно-технический институт в 1995 г. подготовил проект нового, значительно измененного, самолета «Ласта-95». Интерес к «Ласта-95», как потенциальный заказчик, проявили и ВВС Болгарии. Катастрофа одного из ранее построенных самолетов «Ласта-1» в марте 1997 г. не стала единственным несчастьем данной программы: в первый день войны с НАТО на территории завода были уничтожены все остальные самолеты данного типа.

В 2003 г. завод оказался на грани закрытия из-за интенсивного лоббирования закупки чешских самолетов Zlin 242L, хотя он являлся самолетом другого, более низкого, чем «Ласта» класса. В те годы завод «Утва» оценивался всего в десяток миллионов долларов (в 1987 г. завод оценивался в 360 миллионов долларов).

Изменения в руководстве министерства обороны Сербии, произошедшие в 2004 г., привели к возрождению программы «Ласта-95». ВВС Ирака в декабре 2007 г. заказали 20 самолетов «Ласта-95Н» (вооруженный вариант с мотором AVCO Lycoming 580B1А). К Ираку присоединились и ВВС Сербии, которые помимо постройки двух прототипов заказали и 15 серийных самолетов со старыми моторами AEIO 540L1B5D, но со «стеклянной» кабиной вместо классического приборного оборудования. С падением режима Муамара Каддафи остались нереализованными планы на поставку самолетов традиционному заказчику югославских самолетов – Ливии. В 2010 г. Сербия поставила Судану шесть самолетов Утва-75 и продала документацию на производство фирме «SAFAT» (модернизированный вариант SAFAT-03).

cockpit_kobac

Контракт с Ираком предусматривает опцион на поставку 15 дополнительных самолетов. Переговоры о закупке «Ласты» ведутся также с Алжиром. С осени прошлого года новый импульс получило сербско-российские отношения, благодаря чему есть основания ожидать включения завода «Утва» в программу военно-технического сотрудничества двух стран. В составе возглавляемой Дмитрием Рогозиным российской делегации, которая в ноябре 2012 г. посетила Сербию, находился и глава ОАК Михаил Погосян. Его лестные отзывы о самолете «Ласта» и высказывание, что «этот самолет могла бы купить и Россия для обучения иностранных летчиков» пробудили надежду на привлечение российских фирм к процессу модернизации «Ласты» и совместному маркетингу самолета на мировом рынке.

Lasta-95

«Ласта-95» – многообещающий самолет, поле совершенствования которого оставляет много места для работы российских фирм. Одной из первых доработок могла бы стать установка легких катапультных кресел фирмы «Звезда». Сербия близка к подписанию контракта о закупке многоцелевых истребителей МиГ-29М/М2 , РЛС и ракетных систем; применительно к этому контракту «Ласта» могла бы стать предметом «оффсет – договора». В мае 2013 г. группа российских специалистов посетила аэродром Батайница, где детально ознакомилась с конструкцией и летными данными самолета «Ласта-95».

«Југомпорт СДПР», сербская фирма, отвечающая за маркетинг и экспорт вооружения, в последнее время ищет партнера для финансирования улучшенной модификации «Кобац». «Кобац», предназначенный для повышенной подготовки летчиков и борьбы с партизанами, ведет свою историю от программы самолета «Партизан» – вооруженного варианта «Ласта». Новая модель значительно отличается от своего предшественника конца 80-х годов. «Кобац» будет иметь турбовинтовой двигатель, современное БРЭО и вооружение. Интерес к самолету «Кобац» проявляют ОАЭ, которые в данное время и финансируют разработку.

В перспективе планируется начать серийный выпуск БЛА «Пегас» и возобновить выпуск самолета «Супергалеб» (модернизированного Г-4МД), но для этого заводу «Утва» сначала надо выжить!

Редакция Aviaglobus выражает благодарность Светозару Йокановичу за любезно предоставленные материалы для статьи!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.