Тенденции

«Высоко сижу, далеко гляжу». Битва гигантов ч.2

…Продолжение. Начало <<

[divider][space height=»20″]

 

E-10 MC2A

[dropcap color=»#555555″]А[/dropcap] уже в наши дни не повезло и новому американскому самолету. Попытка создать новый самолет управления, который должен был выполнять как функции ДРЛО, так и воздушного командного поста управления сухопутными силами и электронного разведчика (сейчас американских ВВС эти задачи выполняют созданные на базе все того же 707-го Northrop-Grumman E-8 Joint STARS и Boeing RC-135 Rivet Joint) была предпринята сравнительно недавно, в 2003 году. Программа получила название MC2A – Multi-Sensor Command and Control Aircraft (многосенсорный самолет контроля и управления), а сам самолет – индекс Е-10, но разработка, да еще в условиях ухудшающегося экономического климата, оказалось американскому ВПК не по зубам. Сначала пришлось отказаться от размещения всех сенсоров на самолете – часть их функций должна была выполнять спутниковая группировка, оснащенная обзорными радарами и фотоаппаратами, и специализированные самолеты. Причиной были названы трудности с интеграцией двух мощных радарных систем (обзорный радар и радар бокового обзора) в одном самолете и трудности с обеспечением их электропитанием достаточной мощности.

E-10_MC2A

Таким образом, из трех этапов программы остался один: создание самолета на замену E-8, который, кроме наблюдения за землей, должен был еще и обнаруживать низколетящие крылатые ракеты. Достигнуть этого планировалось за счет модульного радара с электронным сканированием, работающим как в режиме радара с синтезированной апертурой, так и как детектор движения, и разрабатываемым фирмами Northrop Grumman и Raytheon. Разработка радара, который за счет своей модульности может устанавливаться на различных носителях начиная от беспилотника Global Hawk, началась в 2000 году и продолжается до сих пор. В настоящее время опытная установка уже вовсю испытывается на одном из «Глобал Хоков», а вот программу Е-10 совсем прикрыли: решено ставить новые радары на старые E-8.

[divider][space height=»20″]

 

Ильюшин-Бериев А-100 Премьер

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap] России параллельно с модернизацией ранее выпущенных А-50 до уровня А-50У предполагается выпуск новых самолетов. Поскольку в советские времена Ил-76 и другие машины на его базе выпускались в Ташкенте, пришлось заново организовывать новое производство в Ульяновске, на ЗАО «Авиастар-СП». Там теперь выпускается Ил-76МД-90А, и именно на базе этого самолета (за неимением чего-либо более подходящего) и создается новый отечественный самолет ДРЛО.

A-100

А радар для него уже разрабатывается, но сведений по нему почти нет, хотя заявлено, что он будет обладать характеристиками, лучшими чем у А-50У. Неясно даже, будет ли это система на основе импульсно-доплеровской РЛС или РЛС с фазированной решеткой. О габаритах нового радара, точнее, его электронной начинки, косвенно говорит тот факт, что еще в 2010 году как вариант носителя для него всерьез рассматривался… Ан-124!

Испытания новой системы будут проходить на переоборудованном Ил-76 МД или А-50, поскольку все уже заказанные Ил-76МД-90А будут выполняться как транспортные.Первый полет А-100 планируется до 2017 года, а вот в войска он поступит не ранее 2020 года…

[divider][space height=»20″]

 

Lockheed C-130V Hercules

[dropcap color=»#555555″]К[/dropcap]ак известно, оружие – выгодная статья экспорта, и самолеты ДРЛО не исключение. Потенциальных заказчиков не отпугивает огромная цена напичканных электроникой самолетов – ведь известно, что такие машины резко увеличивают эффективность боевых действий авиации и их наличие имеет немалый пропагандистский эффект. И в Штатах этим давно уже пользуются, продавая на сторону не только «Хокаи» и «Сентри», но и чисто экспортные самолеты.

c-130v

У меньшего и более дешевого самолета больше и количество потенциальных покупателей. Но увы, в конце 1980-х американцы поняли, что все страны, кто мог купить для наземного использования «Хокай», уже это сделали, остальных отпугивает необходимость приобретения самолета ДРЛО на базе специфической палубной машины, летные характеристики которой из-за некоторых излишеств вроде усиленного фюзеляжа и складывающегося крыла, не слишком высокие, да и ТО сложное. Тогда предложено было поставить «хокайский» радар AN/APS-125 и сопутствующее оборудование на широко распространенный транспортник Lockheed C-130 Hercules. Это позволило бы потенциальным покупателям экономить на техобслуживании, во многом общем с их транспортными «Геркулесами», а заодно улучшить летные характеристики комплекса ДРЛО. В 1991 году был сделан самолет EC-130V, некоторое время эксплуатировавшийся в интересах Береговой Охраны, а потом низведенный на статус летающей лаборатории для испытаний нового радара AN/APS-145 для E-2С H2K. Зарубежных контрактов ни на него, ни на продвинутую версию С-130J-30 AEW&C на базе новейшей модификации «Геркулеса», пока не последовало. Да и не всем Госдепартамент разрешает купить такую технику…

[divider][space height=»20″]

 

Lockheed P-3AEW&C Dome

[dropcap color=»#555555″]Н[/dropcap]о уж кому Госдепартамент не препятствует, так Таможенной службе США. Эти, столкнувшись с наплывом кокаина через южные границы страны в 1980-е, решили, что привлекать к ловле контрабандистов на постоянной флотские P-3 Orion не слишком удобно, и переписали несколько самолетов на себя.

P-3AEW&C

Кроме слегка модифицированных патрульных машин, известных как P-3A Slick, таможенники с 1988 года получили в общей сложности восемь P-3AEW&C Dome – «Орионов» с радиолокаторами от «Хокаев». Эти машины работают в связке со «Сликами», «передавая» им обнаруженные на дальних подступах катера и самолеты наркоторговцев, с которыми потом разбираются оперативники с вертолетов «Блэк Хок». Сотрудничество дает плоды: уже за первые четыре года совместной работы «Орионы» способствовали конфискации 36 тонн кокаина и 80 тонн марихуаны. Таким образом, эти самолеты выполняют боевые перехваты пожалуй чаще, чем любые другие самолеты ДРЛО, и при этом сами машины не военные – они имеют гражданскую регистрацию.

[divider][space height=»20″]

 

Boeing E-767

[dropcap color=»#555555″]Н[/dropcap]е стали США противиться желанию Японии приобрести большие самолеты ДРЛО, и от нее поступил контракт на машины в дополнение к уже имеющимся в стране «Хокаям». В итоге японцы получили в свое распоряжение «почти E-10».

Конечно, речь не идет об электронной начинке – она у этого самолета такая же, как и на последних «Сентри», — а о базовой конструкции. E-10 должен был строиться на основе гражданского Boeing 767-400E, который и длиннее, и объемистее, чем 707, имеет более высокую скорость, высоту полета и дальность.

E-767

Японский аппарат сделан на базе Boeing 767-200ER, именуется E-767, и в некотором смысле используется как демонстрационная база перспективного американского комплекса ДРЛО. Четыре самолета несут вахту с 2000 года, вызывая некоторую зависть американских военных: в эксплуатации E-767, за счет более экономичных двигателей, обходится куда дешевле, чем их E-3, при той же боевой эффективности…

[divider][space height=»20″]

 

Boeing 737 Wedgetail, Peace Eagle

[dropcap color=»#555555″]И[/dropcap] это не единственный пример из американской жизни, когда на экспорт идет техника лучшая, чем имеющаяся в собственных ВВС. Радаром, во многом сходным с тем, что должен был устанавливаться на отмененный E-10, оснащаются экспортные самолеты ДРЛО на базе Boeing 737.

Многоцелевой радар с электронным сканированием (MESA), он же радар с активной фазированной решеткой, разработан фирмой Northrop Grumman (точнее Westinghouse, вошедшей в ее состав) для «перспективного использования». Прелесть этого радара (как и прочих такого типа) заключается в том, что антенный его комплекс, во-первых, не нужно вращать для получения кругового обзора, во-вторых, лобовая поверхность (и аэродинамическое сопротивление) антенн гораздо меньше, чем у того же «Сентри» и даже «Хокая». И при этом дальность обнаружения целей составляет порядка 400 километров, а радар может работать для отслеживания как воздушных, так и наземных целей. В третьих, система, пусть не такая мощная, как на «Сентри», может быть установлена (в том числе и по причине пониженного энергопотребления) на самолет меньшего размера – и, следовательно, более дешевый.

B-737_Wedgetail_Peace Eagle

Предложение использовать как носитель радара с фазированной решеткой пассажирский Boeing 737-700 было воспринято потенциальными заказчиками с большим энтузиазмом. Первой в очередь встала Австралия, давно мечтавшая о самолете ДРЛО, и под ее нужды в 2000 году был начат проект Wedgetail. Внешне машины отличались от пассажирских похожим на скамейку обтекателем РЛС над фюзеляжем и двумя дополнительными килями в хвосте для компенсации ухудшившейся путевой устойчивости. В надфюзеляжном пилоне смонтированы панели бокового обзора, а в горизонтальной нашлепке на нем («сиденье скамейки») – антенны переднего и заднего обзора.

Шел проект со скрипом: первые самолеты должны были быть закончены в 2006 году, но на деле они были готовы только в конце 2009-го, а в Австралию попали уже весной 2010 года. Эта задержка обошлась «Боингу» в кругленькую сумму штрафа, но общая цена контракта была тоже немаленькой – более миллиарда долларов за четыре самолета и соответствующие учебные комплексы. В конце концов с интеграцией радара и самолета справились, а австралийцы дополнительно заказали еще две машины. К концу 2011 года ВВС страны получили шесть самолетов (два было заказано дополнительно к первому контракту), ТО их осуществляют не военные, а гражданская Qantas – вот оно, преимущество гражданской «базы»! Там и сам самолет, и его CFM56-7 починят, только военная электроника на долю ВВС остается. Дешево и удобно.

Надо отметить, что на переданных австралийцам «Веджетейлах» смонтировано далеко не все штатное оборудование, так что работают они пока не в полную мощность и в основном для тренировок. Но уже начата доукомплектация самолетов для полноценного выполнения ими функций ДРЛО, она выполняется в Австралии, где конвертировали из пассажирских все, кроме первого, «Веджетейлы».

Любопытно, что электронная начинка самолета построена на принципе открытой архитектуры, что дает широчайшие возможности для интеграции в ее состав самого разнообразного оборудования и оперативной модернизации (а равно и приобретения оборудования в рассрочку). Кстати говоря, на «Веджетейлах» широко используются элементы оборудования «Сентри» и E-767AEW, и он запросто способен работать в связке или на подмене этих машин. В настоящее время на борту каждого «Веджетейла» смонтировано 8 операторских консолей, их количество планируется довести до десяти. Самолет может применяться не только для ДРЛО, но и для электронной разведки, на борту смонтирована израильская система кругового обзора для обнаружения радиоизлучения. В будущем самолеты будут оснащены еще и американской лазерной противоракетной системой.

Хотя радар с фазированной решеткой и считается экономичным по энергопотребелнию, антенна его ест такое количество энергии, что работать постоянно на полную мощность ей не разрешают. Но на «всякий случай» есть возможность временно усиливать импульсы в каком-то определенном направлении и «видеть» там дальше.

Как и новый «Хокай», австралийские самолеты оснащены системами дозаправки в воздухе, стоят они и на почти таких же турецких самолетах. Турки заказали четыре машины под названием Peace Eagle, первый полет «Мирного Орла» состоялся в 2007 году, но из-за изменений в бортовом оборудовании (как и «Веджетейл», «Пис Игл» построен на открытой архитектуре, поэтому на турецких самолетах стоит немало европейского электронного оборудования для лучшей совместимости с техникой соседей по НАТО) работы по их доводке идут до сих пор и в ВВС они поступит только в 2013 году. Кстати, второй и последующие самолеты переделываются из новопостроенных пассажирских «Боингов» уже в Турции, причем американцы доверили туркам не только сборку, но и производство значительной части комплектующих, а также передали им секретное программное обеспечение.

Купила «Пис Игл» и Южная Корея, первый самолет прибыл в страну летом 2011 года, а осенью уже вступил в строй. По традиции, три из четырех самолетов переделывались силами страны-получателя, и поступили в войска в 2012 году.

Четвертым покупателем самолета ДРЛО на базе 737-го может стать Италия, собиравшаяся купить до 14 машин, и Объединенные Арабские Эмираты,. Возможны и другие клиенты, но сначала американцам надо будет победить на конкурсе конкурентов, которые готовы предложить сходные по характеристикам системы за меньшие деньги.

[divider][space height=»20″]

 

Не для экспорта

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap]ходит ли в их число Россия? И да, и нет. Сразу скажем, что ни советские, ни российские самолеты ДРЛО на экспорт не поставлялись и не поставляются. Не помогают даже натурные демонстрации на учениях в Китае и Индии. Индусам даже на время давали возможность поэксплуатировать А-50М – и все равно они от него отказались, а про А-100 прямо сказано, что экспортная модификация не планируется.

Как же так – скажет иной информированный читатель – но ведь Индия купила целых три А-50! Да, купила, но лишь как самолет-носитель для установки на них отнюдь не российских радаров. Точно так же поступают и в других государствах, комбинируя самолеты и радары производителей из разных стран. О таких плодах глобализации – в следующей статье.

[divider][space height=»20″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.