Авиаиндустрия

Проводить ТО самому или отдать дяде?

«Хочешь сделать что-то хорошо – делай это сам». «Хочешь сэкономить – найди того, кто сделает это за тебя». Таковы главные рассуждения при решении вопроса об аутсорсинге. Линейное ТО – последнее, что авиакомпания готова отдать в чужие руки, но в ряде случаев идти на это стоит.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]Г[/dropcap]лавная экономия от аутсорсинга состоит в том, что заказчик работ оплачивает в основном именно работу, и не несет расходов на приобретение и содержание дорогостоящего оборудования и помещений. В линейном ТО стоимость оборудования сравнительно невелика, и в развитых странах основу расходов по нему составляет заработная плата работников. Таким образом разница между «своими» и «чужими» расценками минимальна.

Правда, есть еще соображения целесообразности организации собственной службы линейного ТО в случае, если в конкретном аэропорту авиакомпания выполняет небольшое количество рейсов. Если на данной базе летают менее пяти самолетов, выполняющих менее 30 полетов в сутки, расходы на организацию и содержание собственного линейного ТО составляют значительную долю от расходов на это ТО, и при передаче его на аутсорсинг появляется реальная возможность сэкономить.

vts_4556

Конечно, вообще говорить об экономии можно только тогда, когда аутсорсинг предлагается серьезной организацией по ТОиР (например, внуковской ВТС), в противном случае качество работ может оказаться невысоким, а экономия – фальшивой. Но в последнее время крупные компании мирового уровня ведут экспансию на новые рынки, организуя свои точки во все новых аэропортах, да и местные компании, «дочки» базовых авиакомпаний, начинают интересоваться расширением списка своих клиентов и предлагать свои услуги «на сторону».
Эти крупные и уважаемые игроки гарантируют высокое качество услуг и готовы выполнять любые работы как во время промежуточных посадок, так и те, что обычно делаются при ночных 6-10 часовых стоянках. То есть это не только подготовка самолета к вылету, но и ремонт некритичных с точки зрения безопасности, но важных для обслуживания пассажиров устройств в салоне. Например, если перекосило откидной столик у кресла, или само кресло не стоит ровно, или сгорела лампочка вызова стюардессы – все это можно починить за ночь, и отдав починку в чужие руки, можно здорово сэкономить – от 20 до 40 процентов. Цена отдельного такого ремонта сравнительно невелика, но за год набежит изрядная сумма.

Что касается собственно ТО самолета, то считается, что доля его аутсорсинга будет возрастать уже потому, что в ТО современных самолетов, таких как Boeing 787, вообще повышается количество работ, которые могут быть выполнены без отрыва от эксплуатации, а срок до первой серьезной формы составляет целых 12 лет. Конечно, значительную часть этого ТО авиакомпания будет выполнять на своих базах, но соблазн нанять сторонних исполнителей и сэкономить будет велик. Уже сейчас выполнение работ «на стороне» оказывается в среднем дешевле на 15 процентов.

Итак, какие преимущества имеет аутсорсинг линейного ТО?

Это его стоимость при сохранении того же качества. Экономия достигается провайдером услуг ТО за счет «эффекта масштаба». Для авиакомпании городить свою службу линейного ТО ради четырех и менее чеков в сутки накладно, сторонний провайдер ТО же, набрав несколько таких клиентов, обеспечит полную загрузку своего персонала и его работу с максимальной эффективностью. Кроме того, в этом случае сокращается обще количество персонала, в том числе и руководящего, что тоже выгодно по деньгам — ведь именно расходы на персонал (набор, обучение, обмундирование, зарплата, соцпакет, страхование) составляют 70% расходов на линейное ТО.

Кроме того, авиакомпания освобождается от расходов на приобретение необходимых для ТО оборудования и материалов, а также расходов на недвижимость (приобретение или аренду), освещение, отопление и транспорт, а сторонняя организация эти расходы будет делить на большее количество клиентов, да и сами расходы в общем будут меньше, чем в случае нескольких отдельных служб.

Накладно для авиакомпании будет содержание собственной службы линейного ТО в зарубежном аэропорту, а в точке, куда самолеты авиакомпании летают только в туристический сезон, в остальную часть года собственная служба ТО просто простаивала бы. Но даже и в родной стране аутсорсинг способен сократить расходы на 15-60% в зависимости от степени эффективности собственной службы ТО авиакомпании.

Особенно полезен аутсорсинг «начинающим» авиакомпаниям, у которых собственной службы линейного ТО никогда не было. Вдобавок к сравнительно дешевым услугам «внешний» провайдер способен стать для молодой авиакомпании консультантом, предлагающим на основе своего богатого опыта наилучшие практики организации ТО, контроля его проведения., ведения документации и подборки необходимого и достаточного количества запасных частей на складе.

Но в деле освобождения авиакомпаний от тяжелой ноши линейного ТО есть и определенные трудности.

Многие авиакомпании считают, что работы, выполненные по аутсорсингу, обязательно имеют более низкое качество исполнения, нежели сделанные своими специалистами на своей родной базе. Это не так, но, поскольку линейное ТО вещь критическая для безопасности полетов, провайдер должен нести ответственность перед заказчиком и регулярно подтверждать качество свой деятельности, а авиакомпания — иметь персонал и процедуры по проверке соответствия работы провайдера своим стандартам ТО.

В определенной степени залогом качества работ являются известность и величина фирмы-провайдера, но во многих случаях небольшие аэропорты стараются не допустить к себе «посторонних», чтобы защитить собственных поставщиков услуг ТОиР. Правда, в ряде случаев, вместо такого протекционизма, местному провайдеру может быть выгодна, наоборот, кооперация с крупной фирмой, что привлечет к ней новых клиентов.

В странах с развитым профсоюзным движением эти профсоюзы крайне неодобрительно смотрят на работающие вне их сферы деятельности компании. Вдобавок из-за отсутствия доплат и прочего, чего добились профсоюзы от местных организаций ТОиР, «чужие» выполняют ту же работу с тем же качеством, но дешевле. Те же профсоюзы препятствуют попыткам авиакомпаний реструктуризовать бизнес, избавившись от уже имеющихся базовых станций ТОиР или сократив их персонал.

Естественно, сокращения персонала и отдача работы в чужие руки не нравится и самим работникам. А если компания является национальным авиаперевозчиком, использование для обслуживания ее самолетов чужих, и тем более иностранных работников, может быть сочтено неприемлемым «по политическим причинам». Но когда политика сталкивается с экономикой, выражающейся в 25-60% сокращении расходов на линейное ТО, менеджеры авиакомпаний начинают всеми силами пробивать аутсорсинг. Удается даже уламывать профсоюзы, объясняя им, что сокращение расходов за счет аутсорсинга позволит сохранить как прибыльность авиакомпании, так и рабочие места на основной базе.

Один комментарий на “Проводить ТО самому или отдать дяде?

  1. При принятии решения о передаче линейного ТО сторонним организациям, прежде всего необходимо учитывать имеет ли организация базовые ВС.

    В последнее время свои услуги навязывают «инженерно-авиационные службы» аэропортов. Можно закупить наземное оборудование, можно отучить персонал, можно пройти процедуры сертификации и/или одобрения…, но невозможно человеку 99% времени занимающимся буксиорвками или «стоящим на рации» поддерживать навыки на должном уровне.

    Для этого необходимо иметь возможность участвовать в периодическом обслуживании, в устранении дефектов, в замене агрегатов, в работе с документацией.
    Т.е. нужно быть базовым перевозчиком!

    А ИАС Аэропортов в силу их компетенции должны выполнять только наземное обслуживание. Для этого их компетенции будет достаточно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.