Сага о постройке авианосца

Занимая ключевую позицию в Индийском океане и имея «под боком» такого «доброго» соседа как Пакистан, Индия просто обязана была создавать мощный военно-морской флот. Строить этот флот предполагалось по образцу бывшей метрополии, и не последнюю роль в нем должны были занимать авианосцы.

На одном из экспертных сайтов недавно была опубликована статья об истории и современости авианосного флота Индии. Но, как видится нам, все было немного не так…

Первый авианосец – «Викрант» – Индия купила в Великобритании в 1957 году. Это был небольшой корабль, заложенный еще в 1943 году. и перед включением в состав индийского флота прошедший масштабную модернизацию с установкой угловой палубы и паровой катапульты.
Выбор именно такого авианосца был обусловлен в первую очередь его доступностью: в Британии оставалось много кораблей, начатых постройкой в годы войны, но так и не законченных по экономическим причинам, и потому предлагавшихся по сходной цене.

С американцами, у которых также можно было разжиться б/у авианосцем, флагману Движения Неприсоединения связываться было как-то не с руки, а заказывать новый, например, французам, было очень уж дорого. Индия в интересе к легким авианосцам была не одинока: похожие корабли получали от англичан голландцы, австралийцы и бразильцы, американский аналог эксплуатировали аргентинцы. Советские же моряки даже о таких кораблях и думать не могли: по политическим причинам авианосец как класс в отечественном ВМФ считался non grata.

Как это обычно бывает, в комплекте с английским авианосцем шли английские же самолеты, это были реактивные истребители-бомбардировщики Hawker Sea Hawk – не последнее слово в авиации, но еще вполне пригодные для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям. Второй задачей авиагруппы была борьба с подводными лодками и патрулирование акватории, и для этой цели были закуплены французские самолеты Breguet Alize и позже вертолеты Sea King английской постройки.

Естественно, столь мощный по региональным меркам корабль сразу стал бельмом на глазу пакистанского флота, и он даже отрапортовал в 1965 году об уничтожении «Викранта».

На самом деле авианосец «не вовремя» встал в плановый ремонт и во время той войны в море не выходил. Зато в декабре 1971 года называемый ныне кое-кем «обузой флота» корабль показал себя с самой лучшей стороны: его старенькие «Си Хоки» превратили в кладбище кораблей крупнейший пакистанский (тогда) порт Читтагонг. Пакистанцы замыслили «страшную месть» и послали на охоту за «Викрантом» подводную лодку. К несчастью для мусульман, лодка нашла не авианосец, а свою гибель под глубинными бомбами эсминца «Раджпут»…

В дальнейшем служба «Викранта» протекала достаточно мирно, но корабль старел, ремонт обходился все дороже. Что еще хуже, старели и его самолеты, а новых взять было негде. Подходящие для легких авианосцев самолеты выпускались только в США, чем воспользовались аргентинцы и австралийцы, закупившие там истребители-бомбардировщики A-4 Skyhawk и противолодочные самолеты S-2 Tracker. Для Индии такой шаг был неприемлем по политическим причинам, а «легальные» поставщики авиатехники, Англия и Франция, могли предложить немногое. Во Франции подходящих самолетов просто не было, в Британии же имелся только вполне современный «Харриер», способный без труда базироваться на небольшом индийском корабле.

vikrant

В конце-концов на смену «Си Хокам» в 1983 году были получены Sea Harrier FRS.51. Эти самолеты ни в коем случае не были «ущербными», и были практически идентичны состоявшим на вооружении английского флота Sea Harrier FRS.1, которые так хорошо проявили себя на Фолклендах. Появление «Си Харриеров» позволило усилить не только ударную мощь авианосца (кроме бомб, самолеты могли нести противокорабельные ракеты), но и наконец создать противовоздушную оборону соединения. О таком самолете, как «Си Харриер», советские моряки с «Киева» и «Минска» могли только мечтать – их Як-38 по своим боевым возможностям уступали даже «Си Хокам»!

Естественно, были недостатки и у «Си Харриера», и индийские моряки до последнего держали на корабле патрульные «Ализе», и только когда последние совсем пришли в негодность, сняли с «Викранта» катапульту и поставили вместо нее трамплин по английскому образцу.


Поскольку «Викрант» находился в весьма прискорбном техническом состоянии, Индия решила приобрести еще один авианосец. И снова та же проблема: брать его по сути было негде, и единственным кандидатом стал списываемый в Англии авианосец «Гермес».

Судьба этого корабля наглядно отражает деградацию британской авианосной мощи. Корабль был заложен в 1944 году, после войны не достроен, но после Корейской войны работы на нем возобновились. Доктрина «К востоку от Суэца» дала дополнительный толчок работам, и в 1959 году «Гермес» вступил в строй.

На тот момент это был небольшой, но вполне современный корабль, обеспечивающий базирование вполне современных самолетов. К 1970 году на «Гермесе» размещалась достаточно представительная авиагруппа из 12 реактивных истребителей Sea Vixen, 7 бомбардировщиков Buccaneer, четырех турбовинтовых самолетов ДРЛО Gannet AEW.2, одного транспортного Gannet COD.4, и еще находилось место для 6 вертолетов Westland Wessex. Увы, потом последовало политическое решение об отказе от «нормальных» авианосцев, и «Гермес» переоборудовали в десантный корабль, сняв катапульты и аэрофинишеры. В 1982 году об этом пришлось сильно cожалеть: нормальный авианосец на Фолклендах был бы ценнее, чем пара авианесущих крейсеров типа Invincible…

Единственное, что успели сделать до Фолклендской войны – это поставить трамплин, но и этого оказалось достаточно для того, чтобы с корабля нормально действовали 26 «Харриеров» и десять вертолетов. Повторимся: в российском флоте до сих пор нет аналогов «Гермеса» образца 1970 года, а корабль образца 1982 года наголову превосходил возможности любого советского авианесущего крейсера.

И вот в 1989 году корабль вступил в строй индийского флота под именем «Вираат». Особых лавров он не стяжал, но роль флагмана флота выполнял вполне достойно.А вот с самолетами снова стали намечаться трудности.

В Великобритании в 1988 году начались испытания новой модификации «Си Харриера» – FA.2, одним из ключевых отличий которой была установка современнейшего радара Blue Vixen. Индийцы, естественно, заинтересовались новинкой, тем более что можно было не покупать новые самолеты, а модернизировать имеющиеся. Увы, ничего не вышло: Blue Vixen был запрещен к экспорту, кроме того, под запрет попал и интерфейс совместимости с ракетами средней дальности (до этого на «Си Харриерах» были только «Сайдвиндеры»). Без этого смысла ни модернизировать свои самолеты, ни покупать британские после их списания в 2006 году не было.

Пришлось ограничиться модернизацией имеющихся самолетов с помощью Израиля. Теоретически новый радар позволяет даже использовать ракеты средней дальности Rafael Derby (аналога американской AIM-120), но закупать их Индия не стала, не рассчитывая на особо длительную эксплуатацию самолетов. А тем временем был, «после долгой и продолжительной болезни», списан «Викрант», да и «Вираат» вовсю демонстрировал признаки дряхлости. Надо было опять искать новый авианосец…


В Британии ничего хорошего на продажу не было, а предлагавшийся авианесущий крейсер заметно уступал по характеристикам тому же «Вираату». Можно было заказать корабль испанцам, но получился бы очередной «харриероносец», самолеты для которого пришлось бы покупать в США. Французский «Фош» имел тот же возраст, что и «Вираат», и его оперативно за копейки купили бразильцы. Недостроенный украинский «Варяг» тоже незадорого купили китайцы. Так что за очередным авианосцем Индия вышла на рынок как раз к шапочному разбору, и кроме авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», совершенно ненужного России, ничего там не осталось.

Авианесущий крейсер «Баку» вступил в строй в 1987 году, но служба его была недолгой: развал Союза, списание Як-38 и прекращение программы Як-41 поставили под сомнение его полезность флоту. Под новым именем «Адмирал Горшков» преимущественно стоял у пирса, и не всегда мирно: «2 февраля 1994 года корабль пострадал от пожара, а 7 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек». Несчастливый корабль…

Правда, и Индии «Грошков» был не нужен, поскольку для него не было самолетов, и даже для «Харриеров» он не вполне подходил, при отсутствии-то трамплина. Но русские товарищи сумели убедить индийцев в том, что «Горшкова» можно превратить в авианосец, причем за небольшие деньги. И уроженцы Бхаратьи на эту приманку клюнули.

Еще до закладки «Баку» даже в СССР понимали, что нормальный авианосец может быть только с катапультами и аэрофинишерами, позволяющими эффективно эксплуатировать самолеты различного назначения. Однако долгие годы о таких кораблях руководство и слышать не хотело, а когда, наконец, сменило гнев на милость, на разработку специфических авианосных устройств потребовалось время, на адаптацию имеющихся типов самолетов к пользованию ими – тоже. В результате к авианосцу решили двигаться постепенно: «Баку» строить как авианесущий крейсер с только угловой палубой, «Тбилиси» и «Рига» получали трамплин и аэрофинишер, а последующие корабли типа «Ульяновск» – атомную СУ и дополнительные катапульты. Следующим шагом, вероятно в рамках того же «Ульяновска», был бы отказ от трамплина и переход к нормальному авианосцу – но не сложилось. Однако «Тбилиси» успели достроить. и он под именем «Адмирал Кузнецов» стал первым кораблем STOBAR (Short takeoff but arrested recovery) – с аэрофинишером и трамплином, предназначенным для самолетов обычного, не вертикального, взлета и посадки.

Основным преимуществом концепции можно назвать простоту и дешевизну. Экономия идет на катапультах, на месте для их размещения и размещения обслуживающего персонала, на энергетических затратах на функционирование катапульт, выливающиеся в меньшую потребную мощность, размеры и массу силовой установки корабля. Недостатки – очень жесткие требования к самолетам. Так, на кораблях STOBAR невозможно базирование самолетов ДРЛО и РЭБ, играющих ключевую роль в обеспечении эффективности действий авиации. Даже истребители имеют серьезные ограничения взлетной массы при старте с трамплина, что, естественно, еще более снижает эффективность их использования. Ну а если вспомнить, что Индия – страна тропическая, а высокие температуры воздуха снижают тягу авиационных двигателей, реальная боевая нагрузка МиГа становится еще меньше…

Индийцев, конечно же, устроило бы нечто вроде французского «Шарля де Голля», но на нефти. Однако стоимость французского авианосца была весьма высокой, строился он очень долго, под «экспортный вариант» корабль пришлось бы проектировать по сути заново. Но индийцы и от россиян поначалу захотели аналог «де Голля» хотя бы с одной катапультой, чтобы можно было эксплуатировать американский самолет ДРЛО E-2C Hawkeye (как раз к этому времени Индия стала потихоньку покупать и американское вооружение). Но, поскольку катапульт в СССР так и не сделали, а в России сделать не могли, то индийцев уболтали на STOBAR, заявив, что перестройка обойдется меньше чем в миллиард долларов и займет 4 года. Параллельно, и на индийские же деньги, должна была вестись разработка обновленного палубного истребителя МиГ-29К.

mig-29k

Решение о превращении «Адмирала Горшкова» в «Викрамадитью» было принято в 2004 году, работы начались в 2005, срок выполнения был 2008 год. Сейчас на календаре 2013 год, и корабль до сих пор не принят в состав индийского флота. Конечно это не рекорд – французы строили «де Голля» 12 лет. Но они его строили с нуля, и по своему оснащению он куда сложнее «Викрамадитьи», которого в Индии ждут уже 8 лет. Для сравнения, «Викранта» они ждали четыре года, «Вираат» – всего год. Оперативно, да… Особенно если сравнить с американским размахом – за океаном строят атомных гигантов на 100000 тонн за 5-6 лет. С пустого места.

vikramaditya

Вспомним также, что «Викрамадитья» обошелся Индии в 2.3–2.35 млрд. долл. Много это или мало? Французы сделали с нуля корабль сходных размеров за 2.7 миллиарда. В США в 2.5 раза больший по водоизмещению и рассчитанный на втрое большее количество летательных аппаратов CVN-77 George W.Bush потянул на 6.2 миллиарда. При этом эти два корабля строились с нуля, на них установлены атомные реакторы и катапульты, которых нет на российском.

Особенно пикантно, что цена российского корабля росла постепенно, в процессе работ, и это, вместе с затягиванием сроков, индийцам очень не нравилось. Любопытно, что в 2008 году был пущен слух, что США готовы подарить Индии авианосец CV-63 Kitty Hawk с условием приобретения крупной партии истребителей «Супер Хорнет» для него. И индийские, и американские официальные лица отрицали наличие каких-либо предложений и переговоров, поэтому считается, что слух был пущен индийской стороной, чтобы заставить россиян поторопиться с работами над «Викрамадитьей», который как раз в 2008 году, согласно первоначальным планам, должен был быть сдан индийскому флоту, и прекратить вздувать цену.

Целей своих уловка, как видим, не достигла – а авианосец не достиг Индии. Ну а делать на основании этого далеко идущие выводы о «только одном надежном партнере» – это все равно, что сказать, что «Россия имеет только одного надежного партнера по линии военно-технического сотрудничества, способного оказать действенную помощь в строительстве современного океанского флота – Францию». Не верите – вспомните «Мистраль».

Но как бы то ни было, сага о постройке «Викрамадитьи» движется к концу, счастливому, надо думать. Если опять котлы не полетят или еще чего. А пока у индийского флота нет ни одного авианосца – «Вираат» опять в доках на очередном ремонте…

Одновременно потихоньку идет постройка и туземного индийского авианосца – нового «Викранта». Он был заложен в 2009 году, но, поскольку Индия никогда не строила таких больших и сложных боевых кораблей, работы идут с большой задержкой. Корабль должен стать аналогом «Викрамадитьи» со сходными измерениями и характеристиками, ввод его в строй состоится где-то после 2018 года. Ну а в этом году, на 12 августа намечен спуск на воду, первый выход в море – где-то через год.

Возможно, в плане длительности рекорд «Викрамадитьи» и не будет побит («Викрант» все же строится с нуля), но вот в плане стоимости – наверняка. Сообщается, что авианосец обойдется индийской казне где-то в 5 миллиардов долларов! Но опять же, надо сделать скидку на то, что многие технологии, примененные на корабле, для индийской промышленности совершенно новые, и деньги пошли в том числе на их освоение.

И вдобавок индийцы рассчитывают, что эти расходы позволят экономить потом, на строительстве других кораблей. В их планах – еще один авианосец, который должен получить имя «Вишал». Вот с ним, наконец, должна осуществиться мечта индийского флота о нормальном авианосце – корабль рассчитывают на установку катапульт. Но это в достаточно далеком будущем: «Вишал» даже еще не начат постройкой, а закончен может быть только во второй половине 2020-х годов…

Давайте, подытожим

  • Во-первых, ВМС Индии получают более-менее современный корабль с неплохими истребителями. На лучшее все равно рассчитывать было нельзя, и самостоятельно построить – тоже, а хуже «Вираата» мог быть только «Инвинсибл». Еще Индия получила опыт общения с отечественными кораблестроителями – и не только положительный.
  • Во-вторых, «российская судостроительная промышленность получила бесценный опыт переделки крейсера в авианосец, и проведения испытаний последнего «по полной программе». Интересно, исходя из этого опыта, во сколько обойдется и сколько продлится планируемая модернизация «Адмирала Кузнецова»? Учитывая то, что на этот раз придется платить из собственного кармана?
  • В третьих, и это действительно удача – за чужой счет удалось довести МиГ-29К и запустить его в серийное производство. Более того – даже заказать его для отечественного ВМФ на замену Су-33. Остается только попытаться удержать цену самолетов в контрактных рамках и скрестить пальцы на удачу по поводу предстоящего ремонта «Кузнецова».

Ещё об авианосцах в АВИАГЛОБУС >>

3 комментарий для “Сага о постройке авианосца”
  1. В начале статьи было верно замечено, что отсутствие катапульт кардинально сказывается на боевых возможностях авианосца. Поэтому и китайский “Варяг” и индийский “Горшков” это не настоящие боевые корабли, а, скорее, понты (без этого в Азии не обойтись) и учебные парты …

  2. Очень интересная статья, только не сказано о штрафных санкциях индийской стороны за срыв сроков поставок.

    1. Не могло быть никаких штрафов, когда одна сторона (Россия) диктует все условия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *