Вторник, 16 апреля 2024

Авиаиндустрия

Бразильские авианосцы: Настоящее

Новый бразильский авианосец, конечно, был опять не совсем новый, и бороздил моря и океаны с 1963 года. Построенный во Франции, где именовался «Фош», он был вместе со своим старшим систершипом «Клемансо», пожалуй, самым удачным легким авианосцем в мире. По размерам эти корабли похожи на тот же «Гермес»-«Вираат», но изначально делались с угловой палубой, паровыми катапультами и прочими атрибутами современного авианосца, что позволило использовать сэкономленное водоизмещение для размещения оборудования и авиагруппы.

В общей сложности на кораблях типа «Клемансо» размещалось до 40 летательных аппаратов, таких как сверхзвуковые перехватчики F-8 Crusader, истребители-бомбардировщики Super Etendard, разведчики Etendard IVP и патрульно-противолодочные Alize. Это – настоящие многоцелевые корабли, достаточно широко использовавшиеся и в «миротворческих» операциях.

Французы списали корабли типа «Клемансо» как по возрасту, так и из-за необходимости их достаточно масштабной модернизации для нормальной работы с новейшими истребителями-бомбардировщиками Rafale M. Увы, на замену удалось построить только один «Шарль де Голль», на второй атомный корабль не хватило денег.

Бразильцы тоже деньгами не разбрасывались, но приобрести такой корабль, да не десятилетие ржавеющий у стенки, а в боеспособном состоянии, да всего за 12 миллионов долларов… Да кто же откажется!

Так бразильский флот получил авианосец, и получил практически мгновенно: сделку анонсировали 30 июля 2000 года, оформили 26 сентября, 15 ноября того же года корабль был передан в собственность Бразилии под именем Sao Paulo, 25 января 2001 года после ремонта вышел на ходовые испытания, в 1 февраля того же года пошел к месту службы. Того полгода. Не «Викрамадитья», однако…

Sao Paulo

То, что «Сан Пауло» по боевым возможностям однозначно превосходит «Вираат» – факт. Если сравнивать старичка с «новым» «Викрамадитьей», он все равно будет выглядеть вполне достойно, благодаря гибкости формирования авиакрыла. Катапульты на нем не самые мощные, но это все же катапульты, а не трамплин!

В наследство от «Минаса» новому бразильскому авианосцу достались «Фальконы»-«Скайхоки» (*AF-1 Falcao, они же A-4KU) – довольно неплохие истребители-бомбардировщики. В 2009 году началась программа их модернизации – «Эмбраер» делает им капремонт, замену кислородной системы, электрооборудования, ставит новую авионику и радар. Под программу попали 13 машин, первая из них вышла на испытания 17 июня этого года. Точные характеристики «Фальконов» после модернизации неизвестны, но они однозначно сохранили возможность использования ракет «воздух-воздух» ближней дальности и управляемых и обычных бомб, вероятно, к этому добавилось и еще кое-что. «Скайхок» вполне способен тащить до 4.5 тонн вооружения – проверено во Вьетнаме – и после установки новой начинки достаточно успешно закрывает нишу палубного штурмовика. Годится он и в качестве легкого истребителя: в 1960-е А-4 использовались на ряде американских авианосцев именно как истребители, а до самого конца 20 века участвовали в обучении летчиков морской авиации США, изображая истребители противника – и не всегда проигрывая «Томкетам» и «Хорнетам».

AF1-M

Обучение палубных бразильских летчиков производится в США (и этого не стоит стыдиться – гордые французы, например, поступают так же), а для «освежения навыков» используются двухместные «Фальконы». Опять же, неплохой выбор – на похожих «Скайхоках» несколько десятилетий тренировались летчики морской авиации США.

Само собой, на авианосце имеется солидная подборка вертолетов – как спасательных, так и противолодочных. Но в мыслях бразильцев разнообразить и самолетную составляющую.

Ещё об авианосцах в АВИАГЛОБУС >>


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.