Проходя вдоль аллеи летательных аппаратов малой авиации на ависалоне в Жуковском, мы случайно застали одного нашего знакомого в под крылом самолета. Удивление и радость от встречи сменились разговором об авиации для народа…
Первый из двух вопросов касался мнения об авиапроме в целом, о представленных на этой выставке проектов модернизации старых самолетов от «ОАК» и доводки новых.
На выставке акцент сделан на демонстрацию изделий «476» (он же Ил-76МД, с припиской «90а») и «RRJ» – SSJ-100 в различных вариациях его кабины, – рассказывал авиационный инженер-конструктор Андрей Манжелий.
Ничего особо выдающегося обсуждать не пришлось, тема беседы плавно перешла от критики освоения бюджета страны к обсуждению «мелкокалиберных» самолетов, действительно востребованных в стране (для народа).
На проходившем в Жуковском авиасалоне, среди всего прочего, были обозначены на два критерия развития авиаиндустрии в глубинке нашей страны.
Во-первых, появился устойчивый спрос на самолеты МВЛ, он стал актуален. Это подтверждается, хотя бы и показом «живых» рыночных предложений из двух модернизированных версий Ан-2, и перезапущенного в производстве DHC-6 Twin Otter, в сопровождении Bechcraft King Air и Cessna Grand Caravan.
Становится понятным, что данному рынку предстоит перерождение, потому как нынешний парк ВС исчезает по мере выработки ресурса и окончания календарного срока службы. Вертолеты не спасут положения – да, они универсальны, но изначально убыточны по своим эксплуатационным расходам. Топливо по прежнему привозное, дорогое, а о модернизации двигателей для работы на двух видах топлива (керосин плюс новое топливо – «АСКТ») не уделяется внимания, кроме зарубежных специалистов. Поэтому, чем быстрее появится на рынке отечественный самолет, который сможет перевозить не только пассажиров, но и грузы, тем прочнее будут его позиции на общем рынке, т.к. он займет эту нишу первым. Для этих целей, в нашей стране, пока, ничего особо не делается.
Вторым критерием роста местных или малых авиаперевозок, является факт демонстрации огромного количества присутствующих легкомоторных самолетов.
После внедрения системы уведомления полетов в РФ, малая авиация стала привлекать к себе внимание все большее число граждан, ранее мечтавших о полетах. Народ потянулся в авиацию: стали открываться аэроклубы с аэродромными площадками, с последующей их модернизацией под полноценные ВПП, там же возникают сервисы для обслуживания частных самолетов, расширяется инфраструктура. Первая волна предпринимателей по доставке и продаже авиационной техники давно сменилась второй – образовались предприятия по сборке ЛА из комплектов, и даже их производства в России. Например, компания «МВЕН» производит для народного хозяйства самолет «Фермер», а «Ларос» разработала и производит первый отечественный набор-самолета самостоятельной сборки, с одноименным названием.
В итоге хотелось бы все же узнать, зачем конструктора посещают МАКС?
Внимание специалистов привлекает не только готовая продукция, есть и скрытые моменты, одни из которых, интересные идеи и новые конструкторские решения.
Схема уборки шасси
Колеса на пластиковых рессорах (композитных) убираются электромотором в нишу фюзеляжа и, тем самым, не затрагивается силовой набор крыла. Компактное и заслуживающее внимания разработчиков решение, экономящее внутреннее пространство и имеющее малый вес, по сравнению со стандартными, классическими проектами.
Навеска элеронов
На чистом пластиковом крыле, минимизирована щель, составляющая сопротивление воздуха. Крепящаяся на четырех болтах накладка плотно закрывает навесной узел, обеспечивая легкий доступ технического обслуживания.
Входной люк
Хороший пример, каким должен быть входной люк самолета МВЛ, также был представлен на «МАКС 2013» – это все тот же Twin Otter, с двухсекционной дверью. Одна створка двери люка открывается на себя – вниз, в виде трапа, а вторая – вправо, образуя полноценный грузовой люк. Идея 1966 года актуальна и не «побита» каким-либо еще решением.
Набор самолета
Stol – американский самолет – подкосный высокоплан, поставляющийся кит-набором. Интересен тем, что конструкторское решение позволяет осуществить сборку самолета в домашних условиях, и эксплуатацию на коротких неподготовленных площадках. В конструкции планера минимум минимума точеных и фрезерованных деталей, все основные узлы листовые, имеют простую геометрию и выполнены с минимальной трудоемкостью – качалки, узлы навески и крепления, агрегаты крыла…
Подитоживая статью можно сказать так: на «МАКС 2013» приехали не зря, помимо нового головокружительного павильона «Ростехнологий», на этой выставке авиаспециалисты и просто любознательные персоны могли почерпнуть для себя, что-то ценное…