МАКС 2013: «Мелкокалиберные» самолеты и конструкторские решения

Проходя вдоль аллеи летательных аппаратов малой авиации на ависалоне в Жуковском, мы случайно застали одного нашего знакомого в под крылом самолета. Удивление и радость от встречи сменились разговором об авиации для народа…

Первый из двух вопросов касался мнения об авиапроме в целом, о представленных на этой выставке проектов модернизации старых самолетов от «ОАК» и доводки новых.

На выставке акцент сделан на демонстрацию изделий «476» (он же Ил-76МД, с припиской «90а») и «RRJ» – SSJ-100 в различных вариациях его кабины, – рассказывал авиационный инженер-конструктор Андрей Манжелий.

Ничего особо выдающегося обсуждать не пришлось, тема беседы плавно перешла от критики освоения бюджета страны к обсуждению «мелкокалиберных» самолетов, действительно востребованных в стране (для народа).
На проходившем в Жуковском авиасалоне, среди всего прочего, были обозначены на два критерия развития авиаиндустрии в глубинке нашей страны.

a.manzheliy

Во-первых, появился устойчивый спрос на самолеты МВЛ, он стал актуален. Это подтверждается, хотя бы и показом «живых» рыночных предложений из двух модернизированных версий Ан-2, и перезапущенного в производстве DHC-6 Twin Otter, в сопровождении Bechcraft King Air и Cessna Grand Caravan.

Становится понятным, что данному рынку предстоит перерождение, потому как нынешний парк ВС исчезает по мере выработки ресурса и окончания календарного срока службы. Вертолеты не спасут положения – да, они универсальны, но изначально убыточны по своим эксплуатационным расходам. Топливо по прежнему привозное, дорогое, а о модернизации двигателей для работы на двух видах топлива (керосин плюс новое топливо – «АСКТ») не уделяется внимания, кроме зарубежных специалистов. Поэтому, чем быстрее появится на рынке отечественный самолет, который сможет перевозить не только пассажиров, но и грузы, тем прочнее будут его позиции на общем рынке, т.к. он займет эту нишу первым. Для этих целей, в нашей стране, пока, ничего особо не делается.

Вторым критерием роста местных или малых авиаперевозок, является факт демонстрации огромного количества присутствующих легкомоторных самолетов.

После внедрения системы уведомления полетов в РФ, малая авиация стала привлекать к себе внимание все большее число граждан, ранее мечтавших о полетах. Народ потянулся в авиацию: стали открываться аэроклубы с аэродромными площадками, с последующей их модернизацией под полноценные ВПП, там же возникают сервисы для обслуживания частных самолетов, расширяется инфраструктура. Первая волна предпринимателей по доставке и продаже авиационной техники давно сменилась второй – образовались предприятия по сборке ЛА из комплектов, и даже их производства в России. Например, компания «МВЕН» производит для народного хозяйства самолет «Фермер», а «Ларос» разработала и производит первый отечественный набор-самолета самостоятельной сборки, с одноименным названием.

В итоге хотелось бы все же узнать, зачем конструктора посещают МАКС?

Внимание специалистов привлекает не только готовая продукция, есть и скрытые моменты, одни из которых, интересные идеи и новые конструкторские решения.

Схема уборки шасси

Колеса на пластиковых рессорах (композитных) убираются электромотором в нишу фюзеляжа и, тем самым, не затрагивается силовой набор крыла. Компактное и заслуживающее внимания разработчиков решение, экономящее внутреннее пространство и имеющее малый вес, по сравнению со стандартными, классическими проектами.

shassi_8317

Навеска элеронов

На чистом пластиковом крыле, минимизирована щель, составляющая сопротивление воздуха. Крепящаяся на четырех болтах накладка плотно закрывает навесной узел, обеспечивая легкий доступ технического обслуживания.

eleron_8201

Входной люк

Хороший пример, каким должен быть входной люк самолета МВЛ, также был представлен на «МАКС 2013» – это все тот же Twin Otter, с двухсекционной дверью. Одна створка двери люка открывается на себя – вниз, в виде трапа, а вторая – вправо, образуя полноценный грузовой люк. Идея 1966 года актуальна и не «побита» каким-либо еще решением.

dhc-6_8102

Набор самолета

Stol – американский самолет – подкосный высокоплан, поставляющийся кит-набором. Интересен тем, что конструкторское решение позволяет осуществить сборку самолета в домашних условиях, и эксплуатацию на коротких неподготовленных площадках. В конструкции планера минимум минимума точеных и фрезерованных деталей, все основные узлы листовые, имеют простую геометрию и выполнены с минимальной трудоемкостью – качалки, узлы навески и крепления, агрегаты крыла…

stol

Подитоживая статью можно сказать так: на «МАКС 2013» приехали не зря, помимо нового головокружительного павильона «Ростехнологий», на этой выставке авиаспециалисты и просто любознательные персоны могли почерпнуть для себя, что-то ценное…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *