Кладоискательство занятие древнее и даже в наше время весьма распространенное. До сих пор продолжаются поиски Эльдорадо, золота затонувших кораблей, сокровищ тамплиеров и прочего. У нас тоже находятся желающие поискать «поклажи» Кудеяра, Стеньки Разина, Пугачева, Наполеона, Колчака. Ищут библиотеку Ивана Грозного. Но вот авиационные клады – это нетипично, но, кажется, не менее захватывающе.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]Р[/dropcap]азумеется, есть понятие «авиационная археология», но представители этого течения обыкновенно ищут машины, потерпевшие по тем или иным причинам аварии или катастрофы в труднодоступных местах, да там и оставшиеся. Поиски спрятанных самолетов – это немного другое.
Нельзя сказать, чтобы авиационные клады никогда доселе не находили. Был случай, кажется в 1980-е, когда в Германии на чердаке дома нашли вполне целый планер времен Третьего Рейха, или уже в 1990-е англичанин, купив сарай, обнаружил в нем новенький, в масле, турбовинтовой двигатель от противолодочного самолета Gannet выпуска 1970-х. Однако целенаправленный поиск авиакладов – удел немногих.
Одна группа таких энтузиастов уже 13 лет ищет в Австралии «Спитфайры» времен войны. Местная легенда (а какой клад без легенды!) говорит, что после войны на аэродроме Окли в Квинсленде было собрано около полутысячи самых разных самолетов, в том числе и «Спитфайров», которые должны были быть утилизированы. По документам так и было, но по легенде некоторое количество самолетов тогда было спрятано энтузиастами – не то в шахтах, не то просто зарыто в землю. Дальше все как в классической кладоискательской истории – кто-то что-то слышал, может, и «карту капитана Флинта» кто-то кому-то показывал или на смертном одре наследникам поведал.
Короче, легенда живет, самолеты в иссушенной австралийской почве сохраняются хорошо, да и денег стоят солидных. Правда, чтобы начать полномасштабные поиски, как водится, также нужны немалые деньги. Разумеется, у кладоискателей таких денег нет, и они пытаются выцыганить их у общественности, уверяя, что все, что найдется, тут же будет передано в музей.
Денежки раздобыть будет нелегко, и не только потому, что «пайщики» не получат ничего (в классическом кладоискательстве партнерам предлагается доля с находок). В начале этого года ничем закончилась другая попытка нарыть «Спитфайров» – но в Бирме.
Тогда объявился «знатец» из Британии, который утверждал, что после окончания войны на авиабазе Мингаладон находилось 120 «Спитфайров», и они там так и остались. Бирма – не Австралия, самолеты там гниют моментально, но по легенде. «Спитфайры» стояли там не просто так, а в ящиках, непромокаемой упаковке и масле, и прямо так ушли в грязь. В настоящее время, как утверждал «знатец», эти ящики находятся где-то рядом, а то и прямо под ВПП международного аэропорта Рангуна.
«Знатец» сумел раздобыть спонсора – компанию Wargaming.net, разработчика известных компьютерных игр World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships. Шесть недель кладоискатели пытались что-то найти, даже обнаружили некие металлические объекты под ВПП. Разумеется, утверждается, что это и есть те самые подземные самолеты, но там, где копать удалось, ничего, кроме частей металлического покрытия ВПП времен Второй Мировой, не отыскалось. Но, поскольку раскапывать «бетонку» кладоискателям не дали и запретили зарываться глубже полутора метров (из опасения, что экскаватор может повредить лежащие глубже труби и кабели), «знатец», в полном согласии с кладоискательскими легендами, утверждал, что копать надо глубже – футов на двадцать.
История о том, что контейнер с самолетом мог на ровном месте уйти под землю более чем на 6 метров не менее вероятна той, в которой рассказывается про котел с золотом, до которого уже почти докопались, «но тут раздался сатанинский хохот и котел провалился еще глубже под землю». А может, то не котел был, а фонарь «Спитфайра»?
Но главное причиной прекращения поисков в Мингаладоне стали деньги. Ребята из Wargaming.net провели собственное расследование, и выяснили, что, согласно английским документам, «Спитфайры» в контейнерах действительно стояли в Мингаладоне, но после окончания войны были вывезены на историческую родину и под ВПП аэропорта находиться никак не могут. Тут же финансирование экспедиции было прекращено, хотя «знатец» и заявлял, что поклажа со «Спитфайрами» в Бирме не одна, и в Миткине даже как будто удалось выкопать контейнер (он же котел), в котором, правда, оказалась только вода (в котле, в таком случае обычно обнаруживаются черепки). Лишившись финансирования, «знатец», в соответствии с сзаконами жанра, грозился откопать все «Спитфайры» сам хоть даже голыми руками – но доселе ни одного не выкопал.
Вопрос: кто на таком фоне даст денег на новую экспедицию за кладом? Конечно, может найтись некоторое количество таких же одержимых, которые скинутся по десять-двадцать долларов каждый. Поиск таковых ведется на на сайте, и кроудфандинг некоторые средства даст… А остальное?
Тут австралийцы решили идти проторенным путем: добыть финансирование под съемки фильма об экспедиции. На Оскара, который в свое время получила «Экспедиция на Кон-Тики» Тура Хейердала, они, конечно не рассчитывают, но киношники под фильм Broken Wings деньжат подкинут. Ну а экспедиция на чужие деньги – это совсем не плохое времяпрепровождение, и найдется клад или нет, уже и не так важно…