Четверг, 28 марта 2024

Общество

Что мешает инновациям в авиации

Экономика России постепенно переходит на новую инновационную модель развития, принципиально отличную от существовавшей последние два десятилетия экспортно – сырьевой модели. Серьезным препятствием на этом пути стало несовершенство нормативно-правовой базы, не соответствующей масштабам задач и вызовам времени. Без соответствующей нормативной базы даже самая радикальная политика в сфере инновационной деятельности не может быть реализована.

Э.В. Попов, В.С. Савинич, Я.А. Сосунов, А.Г. Шведов
(ОАО «Туполев)

Сейчас нужны такие законы, которые, с одной стороны, обеспечивали бы благоприятные условия для адаптации науки и научно-исследовательских организаций к практике рыночных отношений. А с другой – значительно повысили бы заинтересованность предпринимателей и товаропроизводителей в развитии и внедрении наукоемких технологий. Бизнес, особенно крупный, вряд ли будет вкладывать средства в инновационную деятельность, так как нет уверенности, что они получат быстрый и высокий доход. А, в свою очередь, у научных организаций и промышленных предприятий нет достаточных средств, чтобы активно развивать наукоемкие технологии и внедрять их в реальную экономику.

Базовым законом, регулирующим отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями инновационной продукции и наукоемких технологий является федеральный закон «О науке и государственной научно-технической деятельности». Принят он был еще в 1996 году, многие его положения устарели. Существует также еще ряд законодательных актов, таких как «О статусе наукограда Российской Федерации», «Об особых экономических зонах», «О банке развития», «О Российской корпорации нанотехнологий», «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных» и другие. Приняты также важнейшие федеральные целевые программы (далее – ФЦП), характеризующие масштабы и направления прямого государственного финансирования научно-технической и технологической деятельности в отраслях экономики и научно-исследовательском секторе страны. Однако в них решаются лишь отдельные проблемы, связанные с инновационной деятельностью. Необходим закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», в котором системно решалась бы задача стимулирования инновационной деятельности на правовой основе.

Основным и общепризнанным в мире инструментом активизации научной и инновационной деятельности, развития наукоемкого бизнеса, повышения интереса к поддержке науки и инноваций со стороны частных инвесторов являются налоговые льготы и преференции. В России налоговый режим в научно- инновационной сфере начал формироваться с середины 1990-х годов и завершился в 2007 г. разработкой и принятием ряда нормативных правовых актов, направленных на снижение налогового бремени для инновационною-активных предприятий.

С 1 января 2008 г. начали действовать налоговые преференции, предусмотренные федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Наиболее важными, на наш взгляд, стали изменения правил взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, а также упрощенная система налогообложения:

Налог на добавленную стоимость. От данного налога освобождается реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Определен перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции.

Налог на прибыль. Расширяется перечень научных фондов, средства из которых, полученные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; организациям предоставляется право применять специальный коэффициент (но не выше 3) к основной норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно- технической деятельности. «Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно- технической политике», и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований.

Особо следует остановиться на федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», принятом в 2009 году. По существу, речь идет о создании в стране нового элемента инновационной инфраструктуры, которая будет действовать по примеру Силиконовой долины в США. В законе о центре «Сколково», в частности, предусматривается оказание значительных преференций и налоговых льгот физическим и юридическим лицам, занимающимся разработкой и внедрением наукоемких технологий в новом подмосковном наукограде.

В России уже создана федеральная сеть особых экономических зон (РОСОЭЗ), которая формирует условия для прихода на российский рынок высокотехнологичных компаний (ФЗ от 22.07.2005 №116 – ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»). Это масштабный федеральный проект, направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм. В настоящий момент существует пять ОЭЗ технологического типа и шесть ОЭЗ промышленного типа. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает технологические ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Таким образом, на данный момент принят целый ряд законов и постановлений правительства, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Однако практика их реализации свидетельствует о том, что они недостаточно взаимосвязаны между собой.


Зарубежный опыт организации инновационной деятельности.

Первое место по объёму НИОКР занимают США, а Россия занимает только десятое место. По оценке агентства Томсон-Ройтерс, «проблема заключается в значительном сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России после развала Советского Союза». СССР по объему внутренних расходов на НИОКР (примерно 5% ВВП) входил в число мировых лидеров. В стране была мощная система фундаментальных и прикладных исследований, включавшая более трех тысяч НИИ, где работали почти 1.5 млн. научных исследователей – примерно одна четверть всех научных работников в мире. Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в целом ряде отраслей ВПК, включая атомную и авиакосмическую промышленность, приборостроение. В США источниками финансирования НИОКР являются федеральный бюджет (35%), частные компании (60%) и университеты (5%).

К основным ведомствам, осуществляющим деятельность в сфере НИОКР, относятся министерство обороны; министерство энергетики; «НАСА»; «ННФ»; министерство транспорта; министерство сельского хозяйства; министерство торговли; министерство внутренних дел; министерство здравоохранения и социального развития (включая национальные институты здравоохранения); министерство строительства и городского развития; Администрация по делам малого бизнеса; министерство финансов и Государственный департамент США. На них приходится до 97 % средств федерального бюджета, выделяемых на НИОКР.

Приоритеты финансирования НИОКР в США, млрд. долларов.

tabl1

Сущность трансфера и последующей коммерциализации технологий заключается в доведении инновации до общественного пользования, при этом стимулируя исследовательскую активность университетов. Права на использование инновации передаются на возмездной основе, тем самым обеспечивая частичное самофинансирование научных исследований в университетах. Схема трансфера приведена на рисунке ниже.

tabl2

В начале 90-х годов в США сформирована Национальная сеть передачи технологий, состоящая из головного национального и шести региональных центров (ЦПТ), расположенных в разных частях страны. Общее руководство работой осуществляет Национальное агентство по исследованию космического пространства (NASA), призванное обеспечить повышение экономической отдачи от реализуемых широкомасштабных космических проектов. Созданная сеть имеет общефедеральное значение и оказывает необходимую помощь в передаче технологий всем другим заинтересованным ведомствам.

В настоящее время каждый американский университет и федеральный научный центр, занимающийся инновационной деятельностью, имеет в своей организационной структуре центр трансфера технологий. В центрах работают профессионалы из различных областей, позволяющих обеспечить полную цепочку перевода технологии. В соответствии с законодательством США университеты выработали нормативные документы регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения полученных доходов.

Сегодня, помимо общих законодательных актов, имеющих отношение к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, насчитывается более 20 законов и указов Президента США, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий. Так закон Бай-Доула, 1980 г. (Bayh-Dole Act of 1980; Public Law 96-517) предоставил университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. Организации, получившие финансирование за счет средств федерального бюджета, получили возможность выбора в отношении патентообладания.

Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера, 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980; Public Law 96-480) также как и закон Бай-Доула был направлен на создание благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и. государственным секторами. Этот закон предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций для коммерческих и государственных целей, поддержке трансфера технологий на национальном уровне.

Закон о трансфере федеральных технологий, 1986 г. (Federal Technology Transfer Act of 1986; Public Law 99-502) был направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР. Данный законодательный акт дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий.


Основные задачи инновационного развития авиапромышленности.

Одной из важнейших задач развития авиапромышленности, поставленных в «Программе инновационного развития ОАО «ОАК» является быстрое преодоление отставания от основных конкурентов в технологическом уровне производства, качестве и надежности авиационной техники. Предполагается, что эти задачи будут решаться за счет повышения эффективности основной деятельности Корпорации посредством масштабного внедрения новых технологий, освоения выпуска новой продукции, реализации организационно-технических решений, продвигающих технологические и продуктовые новшества на рынок для обеспечения конкурентоспособности Корпорации и повышения эффективности ее деятельности.

Как привлечь бизнес в российскую науку? Проблемы внебюджетного финансирования.

Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. По сравнению с 1990-годами, количество работников в предпринимательском секторе НИОКР России сократилась более чем на 35 процентов. В стране отсутствует спрос на инновации. В экономике России отсутствуют стимулы для перетока средств в высокотехнологичные отрасли. К сожалению, велик разрыв между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, их внедрением в прикладную сферу.

Инновационная экономика заработает только тогда, когда бизнесу станет выгодно тратить деньги на инновации. Причина низких расходов российского бизнеса на НИОКР связана не только с известными особенностями формирования рыночной экономики в России, но и в отсутствии продуманной государственной политики по поощрению расходов частного сектора на НИОКР косвенными методами – с помощью налоговых стимулов. Надо покончить с фискальной страстью «всех стричь под одну гребенку». С учетом международного опыта необходимо эффективное улучшение налогового режима. Целесообразно, например,предоставление инвестиционного налогового кредита на 5 лет в размере 100% от понесенных текущих и капитальных затрат на НИОКР. Возможно также освобождение предприятий, выполняющих НИОКР, от уплаты налогов начисляемых на фонд оплаты труда. Необходимо установление нулевых налоговых ставок для малых и средних инновационных компаний в первые годы их деятельности, а также освобождение от уплаты налога на оборудование, используемое для НИОКР.

Кроме того, надо существенно расширить спектр государственных механизмов финансовой поддержки инновационного бизнеса, в частности, предоставление кредитных гарантий венчурным компаниям, субсидирование части расходов предприятий на НИОКР, осуществление госзакупок высокотехнологичной продукции отечественных производителей, а также стимулирование ее экспорта с помощью кредитов и гарантий государства.

Необходимо создать систему государственной поддержки инноваций для непрерывного финансового сопровождения приоритетных проектов на всех стадиях их жизненного цикла, от разработки технической концепции до организации выпуска готовой продукции. Государство должно взять на себя часть нагрузки по финансированию начинающих инновационных предприятий, выделяя им стартовый капитал в виде грантов и льготных займов на осуществление первичных НИОКР по венчурным проектам.

Важно также изменить порядок учета интеллектуальной собственности, включая учет затрат на НИОКР при определении первоначальной стоимости нематериальных активов

Требуется продуманная налоговая политика по стимулированию расходов частного сектора на НИОКР («налоговые расходы»). Инвестиции в инновации должны стать для частного сектора максимально прибыльными. Необходимо создать с помощью налоговой и кредитной политики наиболее благоприятные условия для инвестирования средств бизнеса в прикладную науку и ОКР.

Новые цели инновационной политики, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно запаздывает или откладывается на неопределенные сроки.


Роль Государственных программ и Федеральных целевых программ в реконструкции производства, его переоснащении и создании современной материальной базы.

Важнейшим инструментом комплексного и системного решения проблем экономической политики страны являются Государственные программы и Федеральные целевые программы (ФЦП). За последнее время были приняты и выполняются Государственные программы:

«Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы».

и другие. А также ФЦП:

«Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».

«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года».

«Национальная технологическая база».

«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы».

«Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2009-2015 годы».

Эти программы охватывают основные отрасли промышленности, в том числе и авиапромышленность, являются основным и эффективно действующим программно-целевым инструментом реализации приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации, в том числе развития и создания новых образцов авиационной техники.

Для внедрения инноваций в авиапромышленность в рамках ФЦП проводится реконструкция и техническое перевооружение КБ, заводов испытательных баз и аэродромов.Через ФЦП осуществляется приобретение новейшего и модернизация имеющегося оборудования, основу которых составляют высокопроизводительные обрабатывающие центры с ЧПУ, оборудование для изготовления композитных материалов и конструкций из них (с применением метода вакуумной инфузии, RTM, станков для автоматической выкладки).

Важным шагом в направлении мобилизации организационных, кадровых и финансовых ресурсов стало объединение КАПО им. С.П. Горбунова и ОАО «Туполев» в интегрированную структуру. Создание единой организации, отвечающей за разработку, производство и сопровождение авиационной техники позволит существенно увеличить объемы и качество работ, в том числе и за счет ускоренного внедрения новейших технологий, реконструкции и перевооружения имеющихся производственных мощностей.

Первым шагом в объединении двух предприятий стало создание инженерно-технического центра. Организация на площадке КАПО и КФ КБ «Туполев» подобного центра дает возможность конструкторской службе осуществлять создание конструкторской документации с использованием передовых технологий, более тесно взаимодействовать в решении вопросов при создании авиационной техники. Для моделирования и обработки электронных чертежей установлены мощные по производительности рабочие станции со специальным программным обеспечением, соединенные в локальную сеть.

tabl3

В рамках программы по строительству центров компетенций и открытию новых производств Объединенная авиастроительная корпорация открывает завод «КАПО-Композит». Этот завод будет поставлять детали из композиционных материалов не только для отечественных, но и для иностранных моделей самолетов. Реконструируется и перевооружается агрегатное и сборочное производство для изготовления крыльев, оперения, навесных агрегатов.

Несмотря на в целом успешное использование Государственных и федеральных программ в качестве инструментов реализации приоритетных направлений развития промышленности, специалисты, анализирующие вопросы формирования и реализации программ, указывают и на ряд других проблем, снижающих эффективность этого инструмента регулирования.
Среди них:

  • Отсутствие координации программных и организационных мероприятий, в частности, недостаток методических рекомендаций.
  • Неритмичность выделения средств.
  • Слабое участие бизнеса в софинансировании, выполнении и использовании результатов ФЦП.

Партнерство государства и частного сектора является, как уже отмечалось, приоритетом реализации ФЦП. Однако пока его сложно охарактеризовать как безусловно успешное. Можно выделить несколько причин, объясняющих сложившуюся ситуацию:

  • Во-первых, частный бизнес практически не вовлечен в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технологической деятельности, по которым правительство планирует использовать партнерские соглашения.
  • Во-вторых, как уже отмечалось, законодательное регулирование прав на объекты интеллектуальной собственности содержит пробелы и допускает различные толкования

Несколько примеров

Так, правовые акты не рассматривают ситуацию, когда права на единую технологию, создание которой финансировалось за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, должны передаваться исполнителю (или лицу, организовавшему создание единой технологии, в частности, государственной научной организации).

Не определены правила использования лицензионных выплат. В случае продажи патента или лицензии весь полученный доход бюджетные организации обязаны вернуть в бюджет. Поэтому администрации научных институтов и других организаций, а также их сотрудники не имеют стимулов регистрировать объекты интеллектуальной собственности и затем продавать лицензии для последующей разработки и внедрения.

Не до конца разработано правовое регулирование программного обеспечения, как нового объекта интеллектуальной собственности. Программное обеспечение выражается в информации, записанной на языке программирования, воспринимаемой компьютером. Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы (алгоритмы), лежащие в основе программных средств, на внутренние свойства объекта, а распространяется только на объективную форму программ.

Среди проблем, мешающих эффективному внедрению инноваций в авиапромышленность, отметим:

  • Несовершенство нормативно-правового обеспечения процесса создания новых образцов авиационной техники, в частности правоотношений в сфере оборота прав на результаты научно-технической деятельности, участие частного бизнеса в инновационном процессе, а также в части трансфера технологий.
  • Сокращение финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России.
  • Технологическое отставание России от ведущих стран мира, стареющую материальную базу.
  • Недостаток информации о состоянии и развитии в рамках проводимых в отрасли НИОКР и ФЦП проектов базовых и критических технологий, а также имеющейся уникальной стендовой, производственной и испытательной базах.
  • Нехватку квалифицированных кадров, способных осуществлять процесс внедрения инноваций.

Возможные пути решения проблем, мешающих внедрению инноваций в авиапромышленность

Уже указывалось, что в разрабатываемых в настоящее время законодательных актах должно быть предусмотрено оказание значительных преференций и налоговых льгот физическим и юридическим лицам, занимающимся разработкой и внедрением наукоемких технологий. Это должно способствовать решению проблем внебюджетного финансирования путем привлечения частного бизнеса и расширению частно-государственного партнерства.

Необходимо также усовершенствовать порядок правоотношений в части интеллектуальной собственности.

В авиационных КБ для скорейшего внедрения инноваций в промышленное производство целесообразно обеспечить постоянное взаимодействие с фундаментальной наукой, прикладными НИИ и институтами МО, сформировать механизмы поиска и анализа новых технологических предложений, создавать банки данных по новым технологиям. Целесообразно разработать регламент по обеспечению предприятий авиапромышленности необходимой информацией о состоянии и развитии отрасли, включая разрабатываемые критические технологии, уникальную стендовую, производственную и испытательную базы, ведущиеся и планируемые работы по реконструкции и техническому перевооружению предприятий кооперации. Настоятельно необходимо также разработать механизм передачи имеющегося в отрасли научно-технического задела (технологий) для использования в перспективных проектах. В этой связи целесообразно, например, при создаваемом НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» создать центр развития и трансфера технологий.

В разрабатываемом в настоящее время проекте федерального закона «О национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» объявлено о создании национального исследовательского центра, ориентированного как на авиационную промышленность, так и на другие отрасли экономики.

Целями деятельности НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» станут:

  • Организация и выполнение НИР.
  • Создание новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники.
  • Ускоренное внедрение в производство научных разработок.
  • Успользование научных достижений в области авиастроения в интересах развития экономики РФ.

На наш взгляд было бы целесообразно также при НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» создать Центр развития и трансфера технологий, снабжающих авиационные КБ информацией о состоянии и развитии в рамках проводимых в отрасли НИОКР и ФЦП проектов базовых и критических технологий, а также имеющейся уникальной стендовой, производственной и испытательной базах. Необходимо также разработать механизм передачи имеющегося в отрасли научно-технического задела (технологий) для использования в перспективных проектах авиационной техники.

По мнению специалистов Минпромторга РФ, интеграция авиационной науки в производство посредством создания НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» позволит реализовать новые принципы управления и финансирования создания научно-технического задела в авиастроении.

В последнее время предпринимаются и другие попытки решения проблем, мешающих внедрению инноваций в авиапромышленность. Особенно остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. Без решения этой проблемы невозможно ликвидировать технологическое отставание России от ведущих стран мира в части научно-технических разработок. В последние годы происходит резкое падение интеллектуального потенциала научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и предприятий, производящих серийную продукцию, прерывание процесса смены поколений авиационных ученых, инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих. Характерна большая текучка и потеря квалифицированных кадров. С середины 90-х гг. институты и КБ потеряли больше половины специалистов, а притока молодых специалистов практически не было. Поэтому развитие кадрового потенциала авиастроения – одна из приоритетных задач ОАО «ОАК». Уже реализуется проект по направлению «Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров». Корпорация при участии Московской школы управления СКОЛКОВО запустила образовательный проект по развитию своего стратегического кадрового резерва. Для этого были выбраны сто лучших сотрудников авиапредприятий. Проект нацелен на формирование у участников программы стратегического видения бизнеса, на приобретение современных управленческих знаний и др. Программа разделена на несколько направлений: стратегия развития авиапромышленности, принятие решений, управление проектами, управление кооперацией, управление персоналом и другие.

Программой инновационного развития Корпорации предусматривается в течение ближайших 3-4 лет существенное увеличение роли ВУЗов – партнеров в решении проблем инновационного развития. Увеличивается количество совместных проектов и, соответственно, увеличивается их финансирование.

Основной целью в данном направлении является приближение вузов к задачам, которые ставят ведущие промышленные предприятия во всех областях сотрудничества.

Определен список вузов – партнеров, совместно с которыми определены предметные (научные и технологические) направления взаимодействия вузовской науки и организаций Корпорации, объемы проведения совместных исследовательских (конструкторских и технологических) работ по проектам.

Проводится формирование совместно с вузами исследовательских программ, предусматривающих, в том числе, механизмы обмена научно-технической, маркетинговой информацией, развитие совместных работ в сфере прогнозирования научно-технического развития, создание системы управления исследовательскими (конструкторскими, технологическими) работами в вузе с учетом перспективных потребностей Корпорации.

Аналогичная работа в этом направлении проводится в ОАО «Туполев». Сектор профориентации Службы обучения и развития персонала ОАО «Туполев» проводит мероприятия по подбору, отбору и направлению школьников-выпускников 2013 года на целевое обучение в профильные вузы. В этом году ОАО «Туполев» получило целевую квоту более чем на 55 мест.

tabl4

Выпускники школ, прошедшие процедуру строгого отбора, получили направления от ОАО «Туполев» в МАИ, МАТИ, МГТУ. Для студентов московских вузов на московской площадке ОАО «Туполев» организовывается прохождение летней практики. Уже более 40 студентов получили возможность выполнить индивидуальные планы практики на предприятии, а также поближе познакомиться с самим предприятием и его прославленной историей. ОАО «Туполев» принимает активное участие в молодежных фестивалях и конференциях. Так ОАО «Туполев» приняло участие в III Московском молодёжном фестивале «МАЙский взлёт», который состоялся 18 мая 2013 года на аэродроме Тушино. Целями фестиваля являются привлечение внимания школьников и молодёжи к инженерным профессиям, авиации и космонавтике, к научно-техническому творчеству в области аэрокосмических и наукоёмких отраслей промышленности, а также стимулирование интереса молодого поколения к истории развития техники, авиации и космонавтики, а также инновационных направлений развития науки и техники.


Расширение научной деятельности в ОАО «Туполев». Сохранение и развитие научной школы.

В ОАО «Туполев» постоянно происходит внедрение в конструкцию выпускаемых самолетов новых технических решений и совершенствованием технологии производства. Так на самолете Ту-204СМ реализована концепция «электронный борт», подразумевающая значительную степень автоматизации процессов управления самолетом на всех этапах полета. Обновленный комплекс бортового оборудования позволяет сократить летный экипаж воздушного судна до двух пилотов. Кабина пилотов оборудована новой комплексной системой электронной индикации и сигнализации с увеличенной диагональю дисплеев.

Однако, при разработке перспективных комплексов ОАО «Туполев» сталкивается с рядом проблемных вопросов, в частности, связанных с внедрением инноваций. Это, в первую очередь, отсутствие информации о состоянии и развитии проводимых в отрасли инновационных проектов, в том числе базовых и критических технологий, а также имеющейся уникальной стендовой, производственной и испытательной базах. Необходимо также отметить низкий коэффициент использования и внедрения инновационных разработок в авиационных изделиях.

Исходя из вышесказанного, настоятельно необходимо разработать механизм передачи имеющегося в отрасли научно-технического задела (технологий) для использования в перспективных проектах. Эта работа должна проводиться централизованно, например, в информационных центрах при профильных министерствах. Такие центры должны собирать информацию по всему комплексу проводимых ФЦП. Перспективные инновационные разработки проводятся и в МО.

Здесь также необходимо разработать механизм и законодательно его оформить для возможности использования военных разработок в гражданских проектах.

Крайне важно возрождать научную деятельность в авиационных КБ. В 70-е гг. ОАО «Туполев» была ведущей организацией по использованию криогенного топлива в самолетостроении. Вконце 70-х гг. Алексей Андреевич Туполев принял смелое по тем временам решение – построить экспериментальный самолет. Такой самолет был построен и успешно испытан без единого серьезного инцидента. Этому предшествовала большая многолетняя программа стендовых и наземных испытаний, направленная как на проверку функционирования новых систем (а их на самолете было около 30), так и, в первую очередь, на обеспечение безопасной эксплуатации. Экспериментальный самолет Ту-155 был доработан под использование не только жидкого водорода, но и под применение сжиженного природного газа (СПГ). Таким образом, был создан первый в мире самолет на криогенных топливах. Работы по жидкому водороду позволили создать уникальный научно-технический задел, который обязательно найдет применение в не таком уж далеком будущем. Внедрение же в качестве авиационного топлива СПГ даст выигрыш примерно в 5000 руб. за каждую тонну замененного авиакеросина. Такой НТЗ не должен пропасть, так как будущее за гиперзвуковой авиацией на криогенном топливе.


Выводы

  • В стране необходимо создание государственной системы поддержки инноваций для финансового сопровождения приоритетных проектов на всех стадиях их жизненного цикла, от разработки технической концепции до организации выпуска готовой продукции, а также для организации процесса передачи технологий.
  • В разрабатываемых в настоящее время законодательных актах должно быть предусмотрено оказание значительных преференций и налоговых льгот физическим и юридическим лицам, занимающимся разработкой и внедрением наукоемких технологий.
  • Необходимо увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований в России и более ритмичное выделение средств.
  • Необходима координация программных и организационных мероприятий в части согласования перечня проводимых НИОКР, задаваемых ФЦП, методических рекомендаций;
  • В авиационных КБ для скорейшего внедрения инноваций в промышленное производство целесообразно обеспечить постоянное взаимодействие с фундаментальной наукой, прикладными НИИ и институтами МО, сформировать механизмы поиска и анализа новых технологических предложений, создавать банки данных по новым технологиям;
  • Целесообразно разработать регламент по обеспечению предприятий авиапромышленности необходимой информацией о состоянии и развитии отрасли, включая разрабатываемые критические технологии, уникальную стендовую, производственную и испытательную базы, а также ведущиеся и планируемые работы по реконструкции и техническому перевооружению предприятий кооперации;
  • В структуре создаваемого НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» целесообразно иметь Центр развития и трансфера технологий, снабжающих авиационные КБ информацией о состоянии и развитии в рамках проводимых в отрасли НИОКР и ФЦП проектов базовых и критических технологий, а также имеющейся уникальной стендовой, производственной и испытательной базах. Необходимо также разработать механизм передачи имеющегося в отрасли научно-технического задела (технологий) для использования в перспективных проектах авиационной техники.
  • При подготовке квалифицированных кадров должно быть предусмотрено существенное увеличение роли ВУЗов.

2 комментария на “Что мешает инновациям в авиации

  1. Интересно, а когда последний раз специалисты уважаемого ОАО «Туполев» заглядывали в Техническое задание (ТЗ) на разработку составной части ОКР? А в этих ТЗ в соответствии с ГОСТ РВ 15.201-2003 есть «Требования стандартизации и унификации», в которых, например, есть «Коэффициенты применяемости Кпр и повторяемости Кп», и разработчик ОБЯЗАН использовать уже применяемые узлы и блоки, а не заниматься инновациями. И «Экспертиза уровня стандартизации и унификации должна быть проведена в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.207-2005 до предъявления на МВИ». А Вы: «О науке и государственной научно-технической деятельности» и прочих красивых словах. Господа! Спуститесь на землю, подойдите к реальному разработчику и спросите: «Что ему МЕШАЕТ творчески работать» – повторяю, к реальному РЯДОВОМУ разработчику.

  2. Развитие авиационной промышленности России? — Не верю! Сейчас авиакомпании имеют парк ВС практически на 100 процентов состоящий из боингов и эрбасов, произведено обучение кадров и перестроена система их подготовки, создана необходимая инфраструктура, закуплено недешевое оборудование для наземного ТО. На все это ушли годы. И теперь, для перехода на отечественные ВС понадобится чудо, а в наше время чудес уже не бывает. Жаль только молодежь, которая мечтает поработать в авиапромышленности, их ждет нелегкое будущее.

Добавить комментарий для Юрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.