Технологии спутниковой навигации все шире применяются в аэропортах – но не для навигации. Выучить аэропортовые маршруты для водителя транспорта специального назначения несложно, но зато возможность узнать, где находится и что поделывает авто, очень интересна для начальства.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]В[/dropcap] самом деле, всевозможные «поездки налево» оборачиваются дополнительными расходами для предприятия, а если речь идет, например, о топливозаправщиках – чреваты «усушкой и утруской» топлива. Для противодействия этому Министерство обороны, которое в последнее время начинает всерьез считать деньги, протестировало соответствующим образом дооснащенный авиационный топливозаправщик МАЗ. На машину, приписанную к аэродрому «Балтимор» под Воронежем, была установлена система мониторинга FTC («Fuel Transaction Control») компании Omnicomm. В цистерну машины был установлен датчик уровня топлива и дополнительный датчик, фиксирующий операции по выдаче топлива, а равно как приемник ГЛОНАСС/GPS и радиопередатчик.
Система, тестировавшаяся три месяца, позволила полностью контролировать перемещения топливозаправщика, включая соблюдение им скоростного режима на территории аэродрома, а также с высокой точностью отслеживать заправки воздушных судов. В ходе испытаний была проведена имитация различных злоупотреблений (несанкционированный слив топлива, превышение скорости, выезд за пределы геозоны аэродрома), успешно зафиксированных системой. Система позволила повысить точность заправки воздушных судов, а также сократить объем топлива, необходимый для заправки за счет пресечения случаев нецелевого использования ГСМ на военном аэродроме.
Будем надеяться, что подобное оборудование будет установлено на всех военных заправщиках (обещают взять под контроль и стационарные хранилища топлива) и будет экономить бюджетные деньги. Ну а на гражданке, кроме экономии, установка средств слежения за аэропортовой техникой позволяет не только экономить, улучшая использование машин, но и управлять ими, увеличивая общую эффективность работы аэропорта.
Во Внуково, компанией по наземному обслуживанию воздушных судов Swissport Russia используется система спутникового мониторинга и контроля транспорта «АвтоГРАФ» производства ООО «ТехноКом» в связке с геоинформационной системой ЗАО «Резидент». Итоговый продукт позволяет отслеживать перемещение техники по аэропорту с сохранением данных по трекам. Уже одно это позволяет оптимизировать ее движение, и помогает решать некоторые спорные вопросы, иногда возникающие в аэропорту. Но главное, система позволяет руководителям видеть в подробностях ситуацию в аэропорту. Она показывает статус стоянок и состояние техники по различным параметрам. Кроме того, что указывается местонахождение техники, движется она (и с какой скоростью) или стоит, в наглядной форме на экран компьютера выводятся дополнительные данные.
Например, для автобуса это состояние дверей: машина может прибыть на стоянку, но с закрытыми дверями ждать разрешение на начало высадки пассажиров. Для АПА-5Д индикация еще более развитая: если его значок горит зеленым – генератор выдает 27В, если голубым – 115В, если желтый – двигатель работает вхолостую, а если коричневый – то машина стоит с выключенным двигателем.
Сейчас проходит тестирование еще более сложная программа «СледКарта», которая показывает не только наземную технику, но и самолеты на стоянках, с указанием номера, рейса прибытия, времени стоянки и рейса отбытия. Самолеты на «отстое» особо выделяются черным цветом, естественно, если вылетающий рейс задерживается, система это также сигнализирует сменой значка самолета с зеленого на красный. Имеется подключаемая опция – прилетающие ВС (за час до прилета) – обозначаются голубым цветом. Эта система уже устанавливается на рабочих местах диспетчеров и руководителей высшего и среднего звена, а хорошее масштабирование делает задачу контроля руководством производственных процессов более удобной.
Разумеется, для того, чтобы подобные системы работали, необходимо провести дооснащение наземной техники соответствующей аппаратурой. В настоящее время более 200 машин Swissport Russia уже прошли доработку, и сама организация ее была нелегкой. Ведь работы на машинах можно осуществлять только тогда, когда в аэропорту в них нет потребности, а таких «окон» немного. Вот и приходилось работать и днем, и ночью. Но уже недолго осталось до того момента, как будут доработаны все машины компании – 316 штук.
(по материалам Дмитрия Черток)