В то время как идут разговоры о дефолте в США и несмотря на сокращение ассигнований на вооружение, некоторые программы под секвестр не попадают. Например, армейская Future Vertical Lift (FVL).
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]И[/dropcap]з названия FVL понятно, что Армия хочет получить нечто современное и вертикально взлетающее. Подходов к такой технике два: или вертолет с дополнительной горизонтальной тягой, или конвертоплан, где поворачиваются роторы. Обе концепции представлены в конкурсных работах по программе Joint Multi-Role (JMR), в результате которой должны появиться концептуальные прототипы, определяющие облик будущей армейской вертикалки. Прототипов будет четыре – по крайней мере Армия выбрала предложения AVX Aircraft, Karem Aircraft, Bell Helicopter/Lockheed Martin и Boeing/Sikorsky для дальнейшей разработки и постройки к 2017 году.
AVX Aircraft предлагает соосный вертолет с двумя дополнительными толкающими винтами, Karem Aircraft – громадный конвертоплан размером со средний военно-транспортный самолет. Но ясно, что главная борьба развернется между двумя другими претендентами. «Сикорский» также предлагает соосный вертолет, но с одним толкающим винтом, а «Белл», как несложно догадаться, дальнейшее развитие своего «Оспри».
V-280 Valor, как окрестили новый конвертоплан, в целом похож на «Оспри», но имеет V-образное оперение, а роторы поворачиваются не вместе со всей мотогондолой, а только с редуктором. Любопытно, что наряду с транспортной, разрабатывается и ударная модификация.
Поскольку V-22 уже эксплуатируется и армией, и морской пехотой, у новой белловской машины шансов добраться до серии как будто больше. Тем более после того как в компанию к «Беллу» вписался «Локхид-Мартин».
Тут дело даже не просто в объединении двух могучих авиастроительных корпораций, а в том, что «Локхид» загодя начала разработку универсального комплекса авионики и вооружения для программы JMR, не зависящей от конкретной платформы. Теперь, по видимому, этот комплекс будет делаться если и не исключительно под V-280 (все же «Локхид» интенсивно работает вместе с «Сикорским» по президентскому вертолету VXX и морскому MH-60R), то под него в первую очередь. Интересно, что Valor предназначен для замены «Блэк Хоков» «Сикорского», и при этом имеет очень похожий на них внешне фюзеляж.
Определились и некоторые поставщики компонентов V-280. Так, двигатель будет делать General Electric (GE Aviation), хвостовое оперение – GKN Aerospace.
Дабы еще более упрочить позиции конвертоплана по сравнению с гибридным вертолетом, «Белл» недавно успешно провела испытания «Оспри» в новой роли заправщика. Заправочный агрегат и дополнительные баки разместили в грузовой кабине, для выпуска конуса необходимо сначала открыть рампу, но потом можно ее закрыть и передать до 5500 кг топлива нуждающимся. В первых опытах в роли заправляемого выступал истребитель-бомбардировщик «Хорнет», но в дальнейшем будет протестирована возможность заправки и других самолетов и вертолетов. Наличие же у «Оспри» возможностей заправщика, возможно, подтолкнет к заказу таких самолетов и флот, где палубных заправщиков сейчас нет и требуется замена транспортному «Грейхаунду». Заправочные возможности, несомненно, не помешают и V-280, а главный конкурент, «Сикорский», такого предложить не может – задний ротор мешает.
Но главный вопрос – откуда на все эти замечательные летательные аппараты возьмутся деньги? Неужели из типографии?
Вариант AVX Aircraft непроходной при наличии “оспри”. На сравнительно больших скоростях несущий винт (тем более, два) это помеха. Обычное крыло намного эффективнее.
После таких “НЕЧТО” на наш будущий “Рашель” смотреть не хочется, от жалости слезы наворачиваются: тот же Ми-8, только с обновленной аэродинамикой.
Наши Ка-92 и Ка-102 уже летали бы, если бы правительство Д.Медведева не остановило их проект в угоду американцам, да европейцам.