Экологические показатели авиатранспорта – штука деликатная, и как и всякая статистика, сильно зависит от того, что и как считать. Вот как оценивает себя в плане экологии авиакомпания Virgin Atlantic…
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]А[/dropcap]виакомпания Virgin Atlantic заявляет, что да, 80% ее выбросов CO2 приходятся на самолеты, но она уже кое-где урезала эти выбросы на 30% (благодаря приобретению за 2 млрд долл десяти Airbus 330-300), и дальше будет больше. К 2020 году Virgin Atlantic грозится снизить выброс СО2 на тонну коммерческой загрузки самолета на 30 процентов. По сравнению с 2007 годом.
Для вящей наглядности авиакомпания опубликовала текущий показатель выброса в расчете на один пассажирокилометр – 119.3 грамм. Для сравнения приведена другая цифра – 133.1 грамм на пассажирокилометр. Это средний выброс СО2 автомобилями в Великобритании. В общем, все хорошо, а будет совсем замечательно.
У экологов, как водится, другой взгляд на вещи. Да, Virgin Atlantic сокращает выбросы, но не на 30 процентов: с 2007 года они в абсолютном выражении сократились всего на 6% и составляют в общем немаленькую величину в 5.9 миллионов тонн. Все просто: компания перевозит больше пассажиров на дальних маршрутах, увеличивается заполняемость рейсов, из-за этого снижается выброс на пассажирокилометр. Но реальные выбросы на самолет если и уменьшаются, то очень малыми темпами, а в длительном тренде – так вообще растут. По крайней мере с 1990 года авиационные выбросы в мире увеличились почти вдвое.
Достичь 30% сокращения выбросов на тонну коммерческой загрузки к 2020 году – нелегкая задача. Да, впереди еще семь лет, но за отчетные пять (2007-2013) удалось сократить выброс в этом выражении всего на 4 процента. В Virgin Atlantic надеются, что им поможет Deamliner – этот экономичный по топливу самолет компания начнет получать с будущего года.
И цифра 133.1 грамм на пассажирокилометр тоже достаточно лукавая, поскольку получена исходя из предположения, что один легковой автомобиль всегда возит только одного человека. А если этот человек везет жену в супермаркет или ребенка в школу, то эта цифра, как несложно догадаться, тут же падает почти вдвое. Ну а если вся эта семья отправляется на природу – то и втрое.
Правда, как ни крути, а Virgin Atlantic действительно старается уменьшить выбросы СО2, что делают отнюдь не все авиакомпании, особенно в «развивающихся» странах. Кроме того, эта авиакомпания участвует в программах разработки новых биотоплив (например, совместно с LanzaTech по переработке углекислого газа от металлургических предприятий в биоэтанол и далее в реактивное топливо), так что уж к ней претензии предъявлять не стоит. Ну а рост авиаперевозок охраной окружающей среды не остановить.