Вторник, 23 апреля 2024

Общество

Уникальность самолета в граффити

Какое бы не было отношение к граффити, но лучшие его образцы – это, несомненно, произведения искусства. Ну а холстом может быть что угодно – даже самолет. Естественно, если самолет какой-нибудь авиакомпании за ночь разрисуют «бомбилы», она вряд ли будет в восторге, тем более что качество таких «ночных» граффити редко бывает на высоте. Но если поработать без спешки…

[divider][space height=»20″]

hanger-one-project1

[dropcap color=»#555555″]И[/dropcap] вот ребята из британской группы HangFire задумали расписать что-то большое и необычное. Самолеты большие, графика на них присутствует, но, по мнению уличных художников, слишком скучная – и захотелось показать класс. Родился The Hanger One Project – идея росписи самолетов.

Самолеты под эксперименты оказалось найти несложно: фирма, занимающаяся разделкой старых самолетов на металл (Air Salvage International из аэропорта Котсволд), не имела ничего против того, чтобы этот «металл» предварительно был покрыт еще одним слоем краски. Первой «жертвой искусства» стал Learjet, который расписал граффити художник под ником 45RPM. Если честно, ничего особенного в результате нго творческого самовыражения не видно: обычная уличная живопись, только на борту самолета. Но идея заслуживала пристального внимания, и два других художника, Sat One и Roids, решили покуситься на что-то действительно крупное.

На свалке им предложили 747-й – их в последние годы много попало под разделку. Но творцы трезво оценили свои силы и решили, что это многовато. Сошлись на Boeing 737.
Взялись за дело серьезно. Полгода ушло на разработку проекта, получившего название ICARUS 13, добычу достаточного количества краски, аренду необходимых технических средств (кроме стремянки потребовались еще два подъемника) и переговоры с кинооператором, который должен был снять весь перформанс и смонтировать его в фильм.

ICARUS-13_1«Холстом» предстояло стать 737-705, принадлежавшем авиакомпании Lucky Air и зарегистрированным как B-5092. С самолета уже были сняты двигатели вместе с мотогондолами, а также носовой обтекатель, который, для сохранения единства образа, был возвращен на место (нажмите фото для увеличения).

Потом были пять дней напряженной работы, да в не самую хорошую погоду – апрель месяц в этом отношении коварный. Тем не менее ICARUS 13 был закончен и представлен публике. То есть закончена половина, левый борт, а правый остался в исходном состоянии.

ICARUS-13_2

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap]печатления? Монументально и оригинально. Действительно интереснее, чем большинство ливрей авиакомпаний. Стиль – скорее какое-то ответвление кубизма, но благодаря общей строгой серо-голубой гамме отторжения он не вызывает даже у закоренелых поклонников натуралистического искусства. Но эта же гамма воскрешает в памяти имя другого художника, который также расписывал самолеты – но по другую сторону океана и 75 лет назад…

МакКлелланд Бэркли работал в основном в жанре «пин-ап», весьма популярном в Америке в первой половине ХХ века, создавал рекламные плакаты и прочее в том же духе. В годы Первой и Второй Мировой он создавал удачные военные плакаты, так что проявил себя и как баталист. Не чурался он и выездов на натуру, побывав на борту нескольких линкоров во время их боевых походов. Увы, подобно нашему Верещагину, тяга к военной натуре оказалась гибельной для художника: в июле 1943 года лейтенант-коммандер Бэркли погиб на барже LST-342, торпедированной японской подлодкой.

Но сейчас если МакКлелланда Бэркли и помнят, то вовсе не из-за его реалистических работ, а именно из-за абстракционизма и авиации. В 1940 году он запатентовал метод камуфлирования самолетов морской авиации, и несколько настоящих самолетов были покрашены в соответствии с его эскизами.

Что любопытно, в этих камуфляжах использовались практически те же цвета, что и у Sat One и Roids – серый, серебристо-серый, темно-серый, сине-серый, темно-синий, черный. Похож был и стиль нанесения , хотя у американца, в отличие от англичан, был совершенный абстракционизм, безо всякой связи с привычными глазу графическими объектами. Собственно, в этом и была цель: считалось, что такая окраска искажает силуэт самолета до полной неузнаваемости и затрудняет как его обнаружение, так и прицеливание вражеского стрелка по нему.

barclay2

Но и эта идея была в основе не новой – расчленяющий контрастный геометрический камуфляж появился на кораблях и самолетов еще в Первую Мировую. На практике что тогда, что потом, оказалось, что эффективность и черно-белого, и Бэрлэевского с его сине-серой гаммой, и отечественных задумок Бурче конца 1920-х невелика и даже уступает более традиционным методикам.

Тем не менее «геометрические» камуфляжи периодически продолжают появляться – достаточно вспомнить работы 1970-х, принадлежащие другому художнику, Кейту Феррису. Для Ферриса профессия художника-иллюстратора была второй – изначально он учился на летчика, – но зато самолетов в его камуфляж было покрашено больше, и сохраняли они его дольше.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]П[/dropcap]оследнее веяние милитаристского абстракционизма – «цифровой камуфляж» из квадратиков разных цветов – придумали уже не художники, а практики камуфлирования.
Но в любом случае, при окраске военной техники «абстракционизм» применяется пока лишь как исключение из правил. На гражданке любителей красить в камуфляж также немного, а среди авиакомпаний – и того меньше. ICARUS 13 издали ассоциируется с самолетом в камуфлированной раскраске, поскольку составляющие абстракции на приличном расстоянии сливаются воедино в нечто равномерно серое, но если включить воображение, то можно представить самолет с зеркальным ЛКП. Люди по разному воспринимают свойства предметов…

Граффити – достаточно популярное искусство, креатива у его любителей полно, так что они вполне могут создать схему окраски, которая придется по сердцу какой-нибудь авиакомпании или заводу производителю авиационной техники. Такое реально: есть же на свете та же Kulula с ее разухабистой индивидуальной раскраской лайнеров. Но, по идее, окраска самолетов одной компании должна по идее отражать фирменный стиль, и у Kulula с этим все в порядке – зеленый присутствует везде и в изобилии. Примирить же амбиции истинного уличного художника и корпоративный стиль в любой его форме нелегко, корпоративный стиль разрабатывают особые конторы с немалыми бюджетами, а желающих красить личные самолеты в граффити как-то тоже немного. Так что пока граффитчикам приходится довольствоваться самолетами со свалки. И вот тут HangFire далеко не одиноки. Есть, например, The Boneyard Project в аризонских пустынях, и там каждый аэроплан «сделан» ничуть не хуже, чем у британцев. А уж материала для самовыражения сколько!

Boneyard Project

Но то в США, где самолеты стоят на кладбищах десятилетиями, а в Европе их жизнь в качестве предмета искусства коротка: ICARUS 13 уже начали разбирать на металл…

Напоследок – о России. У нас тоже есть самолеты с граффити – достаточно вспомнить Як-42 на ВДНХ. Но отношение в обществе к нанесению на самолет «посторонних» изображений сугубо негативное. Это янки хорошо – окрасили пяток аэропланов, а рядом еще десятки таких же стоят, и в музеях отреставрированные и «правильно» окрашенные есть. А у нас краской «поганят» практически те же музейные экспонаты.

Но нет худа без добра: Як-42, пусть разрисованный, все еще стоит, а долгое время деливший с ним площадь Ту-154, до которого не дошли руки художников, порубили на металл. Оно может и правда, лучше все было изрисовать, и под вывеской художественной ценности сохранить памятник техники. Лишний слой краски самолету не помешает, снять его всегда можно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.