logo


Бутлегеры завелись в США во времена «Сухого закона» и не перевелись и по сей день, хотя тот закон давно отменили. Но оcтались другие – и суровые кары за их нарушение. Но что делать с самолетами?

 

Н

а Аляске, известно, живут индейцы и иннуиты, и все эти туземные народности невероятно падки до алкоголя, и последствия этой тяги в их среде совсем печальные. Cовместными усилиями местные вожди и власти штата объявили в немалом количестве поселков в аляскинской глуши натуральный «сухой закон» с полным запретом ввоза любых алкогольных напитков до пива включительно. И для личного потребления тоже.

С одной стороны, здоровье аборигенов от этого несколько укрепилось, с другой – выросла цена, которую страждущие готовы заплатить за «огненную воду». За бутылочку 0.7, даже не водки, а ликера, тут готовы выложить и 250 зеленых. При таком спросе на зеленого змия находятся желающие нагреть руки на пагубных привычках туземцев.

Но возить нелегальную выпивку дело не только прибыльное, но и опасное, поскольку закон в принципе предусматривает штраф в полмиллиона долларов и конфискацию транспортного средства. В результате бутлегерство не принимает особого размаха – да и сколько можно продать в поселках, где живут по нескольку десятков человек? Но «индивидуальные предприниматели» находятся, а для перевозки нанимают сторонние самолеты. И когда их ловят, суду приходится решать, что делать с наемным перевозчиком.

alcohol_04

В принципе, все местные авиакомпании Аляски и пилоты-любители знают, куда алкоголь возить категорически запрещено, но, с другой стороны, надо добывать клиента, и в чужой багаж лезть как-то неудобно. Поэтому нередко пилот старается не обращать особого внимания на груз нанимателя, хотя обычно не забывает задать дежурный вопрос насчет запрещенных предметов – для полиции. Полиция в целом следит за «подозрительными» пилотами, одним из которых был почти семидесятилетний дедушка по имени Кен Джуппи, и промышлял он в Фербенксе авиачартером под вывеской Kenair – возил на своей Cessna 206 народ во всякие медвежьи углы штата. Под подозрение Джуппи попал еще в 2010 году после того, как десять раз возил разных пассажиров в «сухие» поселки Амблер и Шунгнак, и там впоследствии обнаруживалось наличие горячительных напитков.

Но вот 20 января 2012 года Кена и его пассажирку, Хелен Нихолиа, «накрыли» в Фербенксе перед вылетом в «сухой» поселок Бивер. На борту «Сессны» обнаружилось 26.5 литров пива.

Началось разбирательство. С госпожой Нихолиа все в общем было ясно, но вот с Джуппи дело было сложнее. Прокурор, естественно, грозил самыми страшными карами – штрафом в 250 тыс. долларов и конфискацией орудия преступления, оно же самолет.

Но и адвокаты не сидели сложа руки. Чтобы признать Кена виновным, надо было доказать, что он знал о характере груза, а это у прокурора и не получалось. Пиво было упаковано в картонную коробку, по внешнему виду которой догадаться о содержимом было невозможно, а тщательный досмотр багажа пассажиров в компетенцию пилота не входит. То есть что там напитки, пилот знал, а вот какие – нет.

Адвокаты напомнили, что Кен Джуппи в прошлом раз сообщал полиции о подозрительных грузах на борту, что позволило ей задержать нескольких «контрабандистов. И, по словам подозреваемого, ничего хорошего для него из этого не вышло: контрабандисты отделались тогда очень легко, зато он потерял клиентов в поселках, куда они направлялись. И после этого лезть в чужой багаж желания как-то стало еще меньше…

Кроме того, знакомые и друзья Кена собрали массу подписей в его защиту и характеризовали его только с самой лучшей стороны. Поэтому 21 декабря, когда был объявлен очередной вариант приговора, он оказался гораздо мягче – «всего» полторы тысячи штрафа без конфискаций (плюс три дня в тюрьме, которые Кен отсидел по взятии). Естественно, адвокаты Джуппи будут оспаривать и это решение, но зато самолет точно останется его владельцу.

Тем не менее, вне зависимости от итогов суда, показательная порка, которую, несомненно, жаждали устроить власти Аляски, все же состоялась. Кена, возможно, даже оправдают, но удар, который понес его бизнес, компенсирован наверняка не будет. А он оказался очень и очень серьезным. Хотя сам Джуппи оставался все время суда на свободе, его самолет это время «сидел». «Сессна» была конфискована и перегнана в Анкоридж, где он оставалась до конца декабря 2013 года. Шансов, что самолет будет конфискован насовсем, изначально было не особенно много: за океаном, где отношение к частной собственности крайне трепетное, отбор ее у граждан считается очень уж свирепой мерой. Наложить такой штраф, что пойдешь по миру они могут, а самолет отнять – жалко. И в итоге самолет остался за Kenair. Но пока самолет «сидел», Kenair, владельцами которой являются Кен и его жена, естественно, простаивала. К отсутствию прибыли из-за полуторагодового ареста самолета добавился и разрыв выгодного контракта, заключенного с местными вождями, так что дела фирмы изрядно пошатнулись. И это, по мысли властей штата, и будет очередным предостережением для перевозчиков.

Для Аляски такие суды не сказать, чтобы уникальное явление, но вот в России пока ничего подобного, кажется, не случалось. Хотя отечественные летательные аппараты, несомненно, участвовали в преступлениях – достаточно вспомнить «Алтайскую охоту на архаров» 2009 года. Но и летают у нас в основном «не простые» люди, к которым суд относится с неизменной благосклонностью…

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.