Багаж – головная боль авиапассажиров. Его и сдавать надо, и потеряться он может. Лечить эту головную боль пытаются по-разному – в том числе радикально.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]С[/dropcap]ейчас Airbus разрабатывает технологию Bag2Go – унифицированного чемодана с функцией отслеживания местонахождения и самовзвешивания. Идея проста и очевидна: обработка и погрузка стандартного багажа проходит легче и быстрее, постоянное слежение (доступное и владельцу кофра) помогает не потеряться, а самовзвешивание позволяет регистрировать багаж на рейс еще до приезда в аэропорт. Пока система существует только в опытных образцах, но «Эйрбас» надеется, что лет через пять все авиакомпании перейдут на Bag2Go.
В то время как для авиакомпаний и аэропортовых служб Bag2Go однозначно прогрессивна, пассажирам придется покупать новые чемоданы, на 20% дороже обычных. А что делать, если чемодан как таковой для пассажира неудобен, багаж нестандартного размера или вещей не так много, чтобы забить чемодан целиком? Видимо, придется оформлять багаж по-старому, и Bag2Go полностью проблему не решит.
Поскольку очень большое количество авиапассажиров все же возит за собой чемоданы-тележки, у некоторых дизайнеров возникают идеи покуситься на священную принадлежность салона самолета. Святотатцы хотят убрать оттуда багажные полки!!!
Идея проста: если у пассажира есть большой чемодан, то пусть он возит все свои вещи в нем, сдает его в багаж, а в салон проходит с маленькой сумочкой с документами (личными и деловыми), мобильником-планшетом и прочими мелочами. А раз так, то зачем багажные полки, нависающие над головами пассажиров? Долой! И будет салон выглядеть просторно, появившиеся дополнительные площади стен можно оживить декором и даже проекционными картинами, и пассажиры будут счастливы, быстрее попав на свое место и спрятав оставшиеся пожитки куда-то под кресло.
Идея интересная, но в ней есть одно «но» – ее создатель, Ян Рех из «Эйрбас», явно считает, что единственная причина, по которой люди тащат багаж «ручной клади» в салон самолета – это боязнь расстаться с ним на время полета и потерять его в процессе обработки в аэропорту. Кабы так, Bag2Go в значительной степени решает вопрос, и бесполочный салон обретает реальные очертания.
На деле ситуация иная. Рост размеров багажных полок в самолетах начался вовсе не из-за того, что у пассажиров появилось большее количество дорогих их сердцу вещей, с которыми они не готовы расстаться во время полета. На самом деле люди вообще по возможности не хотят связываться с системой обработки багажа (основой аэропорта) и испытывать связанную с ней нервотрепку. Сдать багаж – очередь, а получать – большая очередь и толкотня. И пока один человек ждет появления своего чемодана из недр аэропорта и пытается прорваться к нему сквозь заслон прочих «ожидающих», другой, с небольшой сумкой, уже едет в автобусе или поезде из аэропорта. Потому что последний ничего в багаж не сдавал, а сумка ехала в салоне. И если у пассажира есть возможность упаковать все свои пожитки в сумку допустимого для провоза в салоне размера и веса, он так и сделает.
Автор концепта Bag2Go утверждает, что дискомфорта со сдачей-получением багажа можно избежать, если сам багаж оформлять автоматически до регистрации, а вместо выдачи в аэропорту он будет доставляться прямо в отель. Но тут вопрос в надежности и оперативности такого сервиса и, разумеется, в его стоимости. Конечно, сейчас такие услуги кое-где уже оказываются для пассажиров первого и бизнес класса, но если такое будет для всех, то и надежность работы схемы будет ниже.
Основное и очень веское соображение против сдачи в багаж – обращение с этим багажом при погрузке. Некоторые грузчики считают, что если что-то в сумках и чемоданах разобьется, то это вина самого пассажира, плохо упаковавшего вещи. Собственно, жесткий кофр как раз и является защитой, но даже он не гарантирует сохранность содержимого. Авиакомпании предупреждают об этом пассажиров, предлагая хрупкие вещи брать с собой в салон.
Еще одно. Большой чемодан по большому счету используется для доставки вещей из дома в аэропорт и из аэропорта в отель, но если на выезде предполагается еще и совершить некоторую прогулку, то все равно потребуется сумка или рюкзак – не слишком большая, но и не совсем минималистичная. Везти ее в багаже несколько нелогично, а вот положить туда «избранные» вещи и взять в салон в качестве ручной клади – само то.
Но если даже быть уверенным в качестве обработки багажа и ликвидировав ручную кладь как класс, от проноса вещей в салон не избавиться. В типичный список вещей, которые разрешены к провозу в салоне сверх нормы бесплатного багажа и не подвергающихся взвешиванию, мы находим портфель (надо полагать, не пустой), зонт или трость, ноутбук, фотоаппарат, видеокамеру – и «сумку с покупками из магазина «Duty free», не превышающую установленные Авиакомпанией нормы по весу и габаритам». В общем килограмма три-четыре, а то и все пять на человека наберется, они же экономия 25-30 долларов за вес, а то и гораздо больше. Кто из пассажиров откажется от этого? А в салоне эти килограммы надо куда-то девать.
На этот случай концепция Bag2Go подразумевает серию из чемоданов различного габарита, из которых самые малые поместятся под креслом. И авторы заявляют, что пассажир «будет иметь выбор – запихнуть этот чемоданчик под кресло или, если нужно большее пространство для ног, сдать его в багаж и путешествовать с еще меньшей сумкой». Но нормальный пассажир запихиванию сумки любого размера в ноги, как и сдаче ее в багаж со всеми вытекающими, по возможности предпочтет обычную багажную полку – может быть, не столь объемную, как современные, но все же.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]И[/dropcap]так, некая ручная кладь в салоне, дай свободу пассажиру, будет всегда. А если там вообще не будет полок – то куда все складывать? Автор концепта, конечно, понимает, что вот так с ходу отучить народ таскать в салон сумки не получится, и предлагает делить самолет на «зону свободных от вещизма людей», где все просторно и хорошо, и зону «мешочников» со столь ненавистными его эстетическим воззрениям багажными полками. И надеется, что, поглядев, как все хорошо в «свободном» салоне, часть «мешочников» перевоспитается и тоже начнет все (или почти все) сдавать в багаж. И в будущем вообще люди будут путешествовать отдельно, а багаж – отдельно, может быть, даже на разных самолетах. Ну что же, мечтать не запретишь…
Но если привлечь пассажира «просторным» (в кавычках – потому что лишь визуально, шаг кресел не увеличится, а сумки в ногах добавят приятных ощущений) не удастся, его можно заставить. И вот тут концепция бесполочного самолета имеет некоторый потенциал, поскольку позволяет повысить безопасность полетов и, главное, может быть выгодна для перевозчика.
Конечно, запрет на пронос в салон больших сумок никак не улучшит или ухудшит ситуацию с проносом на борт запрещенных предметов, но зато однозначно будет способствовать убыстрению покидания самолета пассажирами в аварийной ситуации. Ведь покидать самолет предписывается даже без ручной клади, оставив ее в салоне, но можно биться об заклад, что найдутся, и в немалом числе, те, кто попытается не только спастись сам, но и спасти свои вещи – и тем самым помешает эвакуации остальных пассажиров. Тут чем меньше вещей в салоне – тем меньше проблем.
Аварии с самолетами случаются в общем-то редко, и в основном, они успешно летают. Съем багажных полок уберет с узкофюзеляжного самолета тонну веса, для машин размерности A330 это даст весовую экономию в 3 тонны, для А380 – 5 тонн. В совокупности за год сэкономятся тысячи и десятки(!) тысяч тонн топлива на каждый самолет! Деньжищи огромные, и соблазн получить их из ничего существует. Да и, пассажирам может от этого что-то перепасть в плане уменьшения цены билета.
Вдобавок, хотя и очень осторожно, предлагается использовать освобожденные от полок поверхности для демонстрации «рекламно-информационных материалов», что, опять же, на руку авиакомпаниям, но вряд ли понравится пассажирам. И вот уже эстетская концепция «свободного салона» оборачивается скотовозом, с помощью которого будут стараться заработать побольше за счет удобств пассажиров. С соответствующим отношением с их стороны.
Конечно, за дешевый билет пассажир готов авиакомпании многое простить. Но тут встает вопрос стоимости обработки багажа на «бесполочном» рейсе. Ох, недаром всякие Ryanair дозволяют бесплатно возить в салоне ручную кладь не 5, как у обычных авиакомпаний, а до 10 кило (при ограничении размера, конечно), зато за сданное в багаж дерут втридорога. Конечно, на первом плане – сокращение общего веса багажа, но есть и другое. Сумка в салоне – это просто вес, а зарегистрированный багаж – это еще и затраты на его обработку. Все, что не удастся впихнуть в салон бесполочного самолета, будет сдано в багаж сверх обычного объема и потребует расходов на обработку. Если весовые нормы бесплатного провоза багажа на человека остаются прежними, то это означает дополнительную работу компании по наземному обслуживанию – ведь увеличится и общий объем обрабатываемого багажа, и количество мест (есть ведь люди, которые летают только с ручной кладью). Платить за эту дополнительную работу должна авиакомпания.
Кроме того, на самолете будут заняты дополнительные объемы грузовых отсеков, которые иначе, возможно, заняли бы контейнеры с почтой и грузом, то есть придется отказаться от дополнительного дохода.
Подход Ryanair свидетельствует скорее за то, что отказ от полок не выгоден для дешевой авиакомпании, а для «дорогой» чреват потерей пассажиров. И, вероятно, бесполочный салон так и останется всего лишь оригинальной идеей.
А вот первые Bag2Go производства компании Rimowa поступят в продажу до конца этого года. Цена не называется, но реальный функционал чемоданов будет ограничен отслеживанием местонахождения. Все остальное требует интеграции чемоданов с системами обработки багажа авиакомпаний, а до этого еще очень-очень далеко…
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]P.S.[/dropcap] В середине апреля в авиакомпании Air Canada разразился багажный скандал: один из пассажиров в аэропорту Торонто снял на телефон, как грузчики швыряли чемоданы на тележку с трапа, с высоты пяти метров. Авиакомпания обещает расследовать событие и приносит свои извинения, хотя в целом все ясно: спешили с погрузкой. И ясно, почему так часто у чемоданов отрываются ручки и колесики. Но причина спешки в данном случае несколько необычна: часть ручной клади не удалось разместить в салоне, и ее пришлось спешно перемещать в грузовой отсек. И что после этого делать: призывать избавляться от ручной клади или делать багажные полки в салоне еще больше?
[divider scroll_text=”Наверх”][space height=”20″]