Разработанная Национальным аэрокосмическим агентством (NASA) США шкала уровней готовности технологии (TRL) взята за основу для градации этапов разработки новых технологий многими ведомствами и организациями, как в США, так и в ряде других стран. Используемая классификация отражает состояние исследовательских программ в зависимости от текущего уровня TRL, что упрощает разработчикам и заказчикам контроль над ходом исследовательских работ и выбор максимально готовых к промышленному внедрению технологий.
Э.В. Попов, В.С. Савинич, Я.А. Сосунов, А.Г. Шведов
(ОАО «Туполев»)
Выделяется девять уровней готовности технологий. С первого по шестой уровни – это развитие технологий, которое осуществляется в рамках научно-исследовательских работ. С седьмого уровня и выше начинаются опытно-конструкторские работы, или демонстрация работоспособности технологий на реальных разрабатываемых устройствах, устанавливаемых на самолет.
На базе шкалы уровней готовности технологий NASA разработан новый методический инструмент – калькулятор TRL для оценки степени готовности технологий с учетом вопросов, касающихся программ и готовности производства. Кроме термина TRL, в калькуляторе используются понятия «уровень готовности программы» (Programmatic Readiness Level, – PRL) и «уровень готовности производства» (Manufacturing Readiness Level, – MRL). Калькулятор TRL предлагает пользователю широкий набор формализованных вопросов, которые, в совокупности с возможностью выбора различных режимов вычислений, дают ему возможность получить комплексную оценку уровней готовности технологий. Основная ценность предложенной методики состоит в стандартизированном и структурированном подходе к оценке состояния разработки технологии.
https://www.high-endrolex.com/26
Уровни готовности технологии:
- TRL 1 – Утверждение и публикация базовых принципов технологии.
- TRL 2 – Формулировка концепции технологии и оценка области применения.
- TRL 3 – Начало исследований и разработок. Подтверждение характеристик.
- TRL 4 – Проверка основных технологических компонентов в лабораторных условиях.
- TRL 5 – Проверка основных технологических компонентов в реальных условиях.
- TRL 6 – Испытания модели или прототипа в реальных условиях.
- TRL 7 – Демонстрация прототипа (опытного образца) в условиях эксплуатации.
- TRL 8 – Окончание разработки и испытание системы в условиях эксплуатации.
- TRL 9 – Демонстрация технологии в окончательном виде при летных испытаниях образца.
Каждый уровень готовности технологии сопровождается подробным описанием. Например, для TRL 1 следует такое объяснение: это – «самый низкий уровень технологической готовности. Осуществляется переход от научных исследований к прикладным. Примеры могут включать теоретические исследования основных свойств технологии».
Что касается содержания вопросов калькулятора, то с небольшими уточнениями они также могут применяться в наших условиях. Например, для TRL 2 необходимо ответить на большое число следующих понятных вопросов:
- Определен ли заказчик технологии.
- Определена ли площадка для применения запланированных для разработки систем или компонентов.
- Предварительные исследования указывают на реализуемость технологии.
- Будет ли оказана поддержка программы разработки технологии.
- Определены теоретические и эмпирические проектные решения.
- Обозначены базовые элементы технологии.
- Определена графическая среда.
- Частично рассмотрены элементы технологии.
- Сделаны предварительные оценки каждого элемента технологии.
- Заинтересованность заказчика.
- Подтверждены базовые принципы с помощью программирования.
- Базовые принципы подтверждены результатами аналитических исследований.
- Результаты исследований опубликованы.
- Проведена оценка областей риска в части стоимости и характеристик.
- Определены ли ПО и готовые элементы, которые будут использованы в системе.
- Известно ли, какие экспериментальные исследования необходимо провести.
- Пути продвижения технологии на рынок.
В зависимости от процента положительных ответов на вопросы принимается решение о готовности технологии. Эта система оценки уровней готовности технологий уже начинает использоваться и у нас, в частности при обсуждении перспективных проектов в рамках технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».