Четверг, 18 апреля 2024

Тенденции

Протокол хроники авиаперевозок туристов в Сочи

Одной из дискуссионных площадок Первого международного туристического форума в Сочи 2014, являлся Круглый стол: «Перевозки на курорты. Проблемы и решения». В Экспоцентре Сочи, в главном медиа-центре Черноморского побережья России, 25 ноября 2014 года собрались представители всех сторон, имеющих влияние на формирование привлекательности бренда «Сочи» для туристов. Собрались и высказали всё, что они думают друг о друге…

Собрание, в составе «регуляторов» (чиновники) и операторов туристической и авиационной деятельностей, началось с выступления Заместителя директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ, Беланцева Ильи Александровича, который вкратце рассказал присутствующим о реализации четырёх программах субсидирования региональных авиаперевозок. На эти программы в 2014 году было выделено 5 млрд рублей, и планируется выделить до 2017 года – до 43 млрд рублей, за весь период, начиная с 2012 года.
Далее, статистические сведения о четырёх пунктах из доклада, по каждой из «программ субсидирования» и по направлениям авиаперевозок:

1). «Дальневосточная программа» – составляет 53 маршрута, из которых ~15 курортные направления нашего Юга. Авиаперевозки осуществляются лишь по семи маршрутам, остальные – не востребованы авиаперевозчиками. Ожидания не оправдываются, «дешёвые» билеты раскупается мгновенно, с низким покупательским спросом на оставшиеся места.
2). «Калининградская программа». Уменьшение доли финансирования привело к уменьшению количества рейсов. Основными направлениями так и остались – Москва и Питер, но, в этом году прибавилось Симферопольский маршрут. По этой программе все средства уже освоены.
3). «Симферопольская программа» по остановлению № 388 поспособствовала раскрутке региональных перевозок на порядка 30 маршрутах, с увеличением в два раза количества перевезённых пассажиров: 2013 г. – 1.2 млн пассажиров; 2014 г. – 2.3 млн. пассажиров (показатель прошлогоднего Сочи).
4). «Программа Приволжского Федерального Округа», является хорошим примером слияния со финансирования региональных авиаперевозок из бюджетов федерального и субъекта РФ – 60/40 млрд рублей. Но не все субъекты допускают, что малыми средствами можно добиться положительных результатов, они не прогнозируют какие из маршруты могут быть востребованными, и поэтому предпочитают не рисковать и выбирают выжидательную позицию.

Тем не менее, постановление Правительства РФ № 1242 – О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ, послужило драйвом раскрутки 126 маршрутов в 2014 году, ~90 из которых новые! Появились авиасообщения там, где их ранее не было, и каждый новый маршрут – это образование нового рынка. В этом году было перевезено ~461 тысяча пассажиров, при ~3 млрд рублей субсидий авиаперевозчикам.

tourforum-sochi-2014_1420245

Дискуссия экспертов за Круглым столом «Перевозки на курорты. Проблемы и решения» началась, после озвучивания Министром по туризму Краснодарского края, Куделей Евгением Владимировичем, одного из ключевых вопросов повестки дня: что нужно туроператорам, для увеличения потока отдыхающих на курорты Краснодарского края?
Аэропорт Сочи ждёт с распростёртыми объятиями, да и авиакомпании будут рады увеличить частоту рейсов…

Ответ в президиум поступил незамедлительно – один из представителей туроператоров сетовал на незаинтересованность авиакомпаний предоставлять скидки на продажу билетов. – «Отношения авиаперевозчиков к туроператорам странные: мы (*туропера.) закупаем блоки кресел по договорной цене, но авиакомпании постепенно опускают свои цены так, что в итоге – мы остаёмся в убытке. Сейчас, ни одна из авиакомпаний не откликается на сотрудничество с нами, кроме Red Wings. Те из авиаперевозчиков, кто ранее предоставлял скидки на билеты по цене ниже, чем сам мог реализовать, уничтожены политически. А отсутствие альтернативных предложений на авиарынке не способствует массовому потоку туристов в регион».
За Круглым столом несколько раз повторялось: региональным авиакомпаниям требуется помогать выходить на оккупированный крупными игроками рынок, с целью уменьшения тарифов на билеты для малоимущих слоёв населения.

tourforum-sochi-2014_1420263

Своё видение вопроса высказал руководитель отдела внутреннего туризма Coral Travel, Блейз Юрий Михайлович, который подчеркнул, – «если вдруг появятся ещё 10 регулярных рейсов различных авиакомпаний, то ничто, кроме рыночных отношений не поспособствует урегулированию ситуации со стоимостью сочинских пакетных турпредложений. Наша авиакомпания-партнёр готова полностью «переварить» собственные потребности Coral, но если «подчинённая Coral авиакомпания» выйдет на весь рынок, то вслед за рыночными отношениями, в её адрес от конкурентов последуют политические методы борьбы».

Депутат Государственной Думы ФС РФ по Краснодарскому краю, Кривоносов Сергей Владимирович перехватил инициативу выступающих ораторов словами – «без косвенного участия государства данные вопросы можно годами регулировать рыночными отношениями», но согласился с мнением, что без дополнительной конкуренции не обойтись.
«С другой стороны, если всех снабжать субсидиями и продвижением», – продолжал Сергей Владимирович, – «то никаких ресурсов у государства не хватит. Стоимость билетов в Сочи, из различных регионов колеблется от 3 до 50 тыся рублей в одну сторону, и это ценовая политика авиакомпаний, в которую государство залезть не может. Только партнёрство, между авиакомпаниями и туроператорами, аэропортами и его операторами, вместе с ТЗК, и точечные преференции государственной поддержки, – способны создавать пакетные выгодные предложения для отдыха в России».
Подчёркивая слова депутата, Заместитель директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ, Беланцев Илья Александрович добавил, – «Определилась задача появления двух новых авиаперевозчиков, которым ещё предстоит детально произвести оптимизацию нужного количества ВС, согласовать аэропортовые и топливные тарифы, и прочее, и прочее…».

Авиакомпании не могут ставить флот на прикол, но в данный момент готовы обсуждать, лишь, толстые пассажиропотоки, хотя, есть «поляна» региональных городов. Но к сожалению, в большей массе, население региональных городов имеет низкую платёжеспособность, и соответственно, низкую транспортную подвижность.
Этим словам вторила критика в адрес аэропортов от Ассоциации туроператоров, которая видит решение проблем в уменьшении затрат на хэндлинговые услуги в аэропортах и получения скидки на топливо, всё это, вместе с субсидиями, позволит какой-нибудь авиакомпании сформировать выгодные закупочные цены на блоки кресел.

После завершения Круглого стола «Перевозки на курорты. Проблемы и решения», его модератор – коммерческий директор «Базэл Аэро», Доценко Сергей Владиславович (фото 1, справа) поделился формулировкой для туроператоров составляющих стоимость авиабилетов (см. фото ниже), и заверил, что «Базэл Аэро» готово брать на себя часть рисков формирования пакетного предложения по любому направлению полётов из регионов в Сочи, с гарантией от авиакомпании осуществлять регулярные рейсы, но не готово поддерживать лоукостеров, которые стремятся начать выполнение полетов на «раскатанных» конкурентных рынках с высоким пассажиропотоком, например Москва–Сочи.

tourforum-sochi-2014_0

Подитоживая встречу, приходится констатировать о том, что заинтересованные стороны в формировании привлекательности Сочи для туристов не смогли ни о чём конкретно договориться, и даже услышать друг друга: туроператоры обвиняли в провале сезона авиаперевозчиков – за не предоставление билетов со скидкой, и аэропорт – за не предоставление скидок авиакомпаниям; авиационный же сектор, в ответ акцентировал внимание на бездействие туроператоров по привлечению туристов.

И все замечания логичны, только, делить риски нужно ж всем вместе?! Все хотят видеть туристический поток в Сочи постоянным, но картина, как и вначале летнего сезона (читайте Aviaglobus: Лететь «отдыхать со вкусом» не обязательно за границу) остаётся без изменений: при цене в 6 тысяч за авиабилет (Москва–Сочи–Москва), люди всё-равно не стремятся сюда лететь на отдых, даже на выходные. Например, Имеретинские гостиничные корпуса были заполнены этим летом, лишь, на треть от своего объёма. Собравшиеся за Круглым столом пришли к обоюдному согласию, что цены за проживание в отелях и так высоки по местным меркам, а ещё их завышают в самое привлекательное для туристов время для отдыха и в даты спортивных и культурных событий.

Взгляд со стороны на Круглый стол «Перевозки на курорты. Проблемы и решения», таков: все игроки рынка желают получать «свой кусок пирога, но не могут этот пирог совместно приготовить». Ведь чтобы начать всем зарабатывать на туристическом бизнесе в Сочи, вначале надо сформировать заново понятие о бренде «Сочи», что это – спортивно-массовые мероприятия на олимпийских аренах и гоночной трассе, круглогодичный отдых в горах и морской VIP яхт-порт, сопутствующие развлечения, плюс, не забывать о культурных событиях. По общим выводам о Первом туристическом форуме в Сочи 2014 показалось, что основная новая ставка делается на иностранных туристов, раз свои не едут… Дорогой кластер отелей очень надеется, например, на групповые туры китайцев и семейные – арабов (мусульман).
Но история и с этими туристами может повторится: во второй раз они не вернутся. Зачем?

Отдел туризма города Сочи афиширует полсотни объектов туристического показа на протяжённости всего города 148 км и ширине 40 километров. Поверьте, здесь есть на что посмотреть, получить эмоции сможет даже самый привередливый путешественник (не лежебока).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.