Среда, 25 мая 2022

Тенденции

Протокол хроники авиаперевозок туристов в Сочи

Одной из дискуссионных площадок Первого международного туристического форума в Сочи 2014, являлся Круглый стол: «Перевозки на курорты. Проблемы и решения». В Экспоцентре Сочи, в главном медиа-центре Черноморского побережья России, 25 ноября 2014 года собрались представители всех сторон, имеющих влияние на формирование привлекательности бренда «Сочи» для туристов. Собрались и высказали всё, что они думают друг о друге…

Собрание, в составе «регуляторов» (чиновники) и операторов туристической и авиационной деятельностей, началось с выступления Заместителя директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ, Беланцева Ильи Александровича, который вкратце рассказал присутствующим о реализации четырёх программах субсидирования региональных авиаперевозок. На эти программы в 2014 году было выделено 5 млрд рублей, и планируется выделить до 2017 года – до 43 млрд рублей, за весь период, начиная с 2012 года.
Далее, статистические сведения о четырёх пунктах из доклада, по каждой из «программ субсидирования» и по направлениям авиаперевозок:

1). «Дальневосточная программа» – составляет 53 маршрута, из которых ~15 курортные направления нашего Юга. Авиаперевозки осуществляются лишь по семи маршрутам, остальные – не востребованы авиаперевозчиками. Ожидания не оправдываются, «дешёвые» билеты раскупается мгновенно, с низким покупательским спросом на оставшиеся места.
2). «Калининградская программа». Уменьшение доли финансирования привело к уменьшению количества рейсов. Основными направлениями так и остались – Москва и Питер, но, в этом году прибавилось Симферопольский маршрут. По этой программе все средства уже освоены.
3). «Симферопольская программа» по остановлению № 388 поспособствовала раскрутке региональных перевозок на порядка 30 маршрутах, с увеличением в два раза количества перевезённых пассажиров: 2013 г. – 1.2 млн пассажиров; 2014 г. – 2.3 млн. пассажиров (показатель прошлогоднего Сочи).
4). «Программа Приволжского Федерального Округа», является хорошим примером слияния со финансирования региональных авиаперевозок из бюджетов федерального и субъекта РФ – 60/40 млрд рублей. Но не все субъекты допускают, что малыми средствами можно добиться положительных результатов, они не прогнозируют какие из маршруты могут быть востребованными, и поэтому предпочитают не рисковать и выбирают выжидательную позицию.

Тем не менее, постановление Правительства РФ № 1242 – О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ, послужило драйвом раскрутки 126 маршрутов в 2014 году, ~90 из которых новые! Появились авиасообщения там, где их ранее не было, и каждый новый маршрут – это образование нового рынка. В этом году было перевезено ~461 тысяча пассажиров, при ~3 млрд рублей субсидий авиаперевозчикам.

tourforum-sochi-2014_1420245

Дискуссия экспертов за Круглым столом «Перевозки на курорты. Проблемы и решения» началась, после озвучивания Министром по туризму Краснодарского края, Куделей Евгением Владимировичем, одного из ключевых вопросов повестки дня: что нужно туроператорам, для увеличения потока отдыхающих на курорты Краснодарского края?
Аэропорт Сочи ждёт с распростёртыми объятиями, да и авиакомпании будут рады увеличить частоту рейсов…

Ответ в президиум поступил незамедлительно – один из представителей туроператоров сетовал на незаинтересованность авиакомпаний предоставлять скидки на продажу билетов. – «Отношения авиаперевозчиков к туроператорам странные: мы (*туропера.) закупаем блоки кресел по договорной цене, но авиакомпании постепенно опускают свои цены так, что в итоге – мы остаёмся в убытке. Сейчас, ни одна из авиакомпаний не откликается на сотрудничество с нами, кроме Red Wings. Те из авиаперевозчиков, кто ранее предоставлял скидки на билеты по цене ниже, чем сам мог реализовать, уничтожены политически. А отсутствие альтернативных предложений на авиарынке не способствует массовому потоку туристов в регион».
За Круглым столом несколько раз повторялось: региональным авиакомпаниям требуется помогать выходить на оккупированный крупными игроками рынок, с целью уменьшения тарифов на билеты для малоимущих слоёв населения.

tourforum-sochi-2014_1420263

Своё видение вопроса высказал руководитель отдела внутреннего туризма Coral Travel, Блейз Юрий Михайлович, который подчеркнул, – «если вдруг появятся ещё 10 регулярных рейсов различных авиакомпаний, то ничто, кроме рыночных отношений не поспособствует урегулированию ситуации со стоимостью сочинских пакетных турпредложений. Наша авиакомпания-партнёр готова полностью «переварить» собственные потребности Coral, но если «подчинённая Coral авиакомпания» выйдет на весь рынок, то вслед за рыночными отношениями, в её адрес от конкурентов последуют политические методы борьбы».

Депутат Государственной Думы ФС РФ по Краснодарскому краю, Кривоносов Сергей Владимирович перехватил инициативу выступающих ораторов словами – «без косвенного участия государства данные вопросы можно годами регулировать рыночными отношениями», но согласился с мнением, что без дополнительной конкуренции не обойтись.
«С другой стороны, если всех снабжать субсидиями и продвижением», – продолжал Сергей Владимирович, – «то никаких ресурсов у государства не хватит. Стоимость билетов в Сочи, из различных регионов колеблется от 3 до 50 тыся рублей в одну сторону, и это ценовая политика авиакомпаний, в которую государство залезть не может. Только партнёрство, между авиакомпаниями и туроператорами, аэропортами и его операторами, вместе с ТЗК, и точечные преференции государственной поддержки, – способны создавать пакетные выгодные предложения для отдыха в России».
Подчёркивая слова депутата, Заместитель директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ, Беланцев Илья Александрович добавил, – «Определилась задача появления двух новых авиаперевозчиков, которым ещё предстоит детально произвести оптимизацию нужного количества ВС, согласовать аэропортовые и топливные тарифы, и прочее, и прочее…».

Авиакомпании не могут ставить флот на прикол, но в данный момент готовы обсуждать, лишь, толстые пассажиропотоки, хотя, есть «поляна» региональных городов. Но к сожалению, в большей массе, население региональных городов имеет низкую платёжеспособность, и соответственно, низкую транспортную подвижность.
Этим словам вторила критика в адрес аэропортов от Ассоциации туроператоров, которая видит решение проблем в уменьшении затрат на хэндлинговые услуги в аэропортах и получения скидки на топливо, всё это, вместе с субсидиями, позволит какой-нибудь авиакомпании сформировать выгодные закупочные цены на блоки кресел.

После завершения Круглого стола «Перевозки на курорты. Проблемы и решения», его модератор – коммерческий директор «Базэл Аэро», Доценко Сергей Владиславович (фото 1, справа) поделился формулировкой для туроператоров составляющих стоимость авиабилетов (см. фото ниже), и заверил, что «Базэл Аэро» готово брать на себя часть рисков формирования пакетного предложения по любому направлению полётов из регионов в Сочи, с гарантией от авиакомпании осуществлять регулярные рейсы, но не готово поддерживать лоукостеров, которые стремятся начать выполнение полетов на «раскатанных» конкурентных рынках с высоким пассажиропотоком, например Москва–Сочи.

tourforum-sochi-2014_0

Подитоживая встречу, приходится констатировать о том, что заинтересованные стороны в формировании привлекательности Сочи для туристов не смогли ни о чём конкретно договориться, и даже услышать друг друга: туроператоры обвиняли в провале сезона авиаперевозчиков – за не предоставление билетов со скидкой, и аэропорт – за не предоставление скидок авиакомпаниям; авиационный же сектор, в ответ акцентировал внимание на бездействие туроператоров по привлечению туристов.

И все замечания логичны, только, делить риски нужно ж всем вместе?! Все хотят видеть туристический поток в Сочи постоянным, но картина, как и вначале летнего сезона (читайте Aviaglobus: Лететь «отдыхать со вкусом» не обязательно за границу) остаётся без изменений: при цене в 6 тысяч за авиабилет (Москва–Сочи–Москва), люди всё-равно не стремятся сюда лететь на отдых, даже на выходные. Например, Имеретинские гостиничные корпуса были заполнены этим летом, лишь, на треть от своего объёма. Собравшиеся за Круглым столом пришли к обоюдному согласию, что цены за проживание в отелях и так высоки по местным меркам, а ещё их завышают в самое привлекательное для туристов время для отдыха и в даты спортивных и культурных событий.

Взгляд со стороны на Круглый стол «Перевозки на курорты. Проблемы и решения», таков: все игроки рынка желают получать «свой кусок пирога, но не могут этот пирог совместно приготовить». Ведь чтобы начать всем зарабатывать на туристическом бизнесе в Сочи, вначале надо сформировать заново понятие о бренде «Сочи», что это – спортивно-массовые мероприятия на олимпийских аренах и гоночной трассе, круглогодичный отдых в горах и морской VIP яхт-порт, сопутствующие развлечения, плюс, не забывать о культурных событиях. По общим выводам о Первом туристическом форуме в Сочи 2014 показалось, что основная новая ставка делается на иностранных туристов, раз свои не едут… Дорогой кластер отелей очень надеется, например, на групповые туры китайцев и семейные – арабов (мусульман).
Но история и с этими туристами может повторится: во второй раз они не вернутся. Зачем?

Отдел туризма города Сочи афиширует полсотни объектов туристического показа на протяжённости всего города 148 км и ширине 40 километров. Поверьте, здесь есть на что посмотреть, получить эмоции сможет даже самый привередливый путешественник (не лежебока).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.